Найти в Дзене
Друзья Петербурга

История Петербургской балетной школы

Всем известно, что российская школа классического балета считается эталонной во всём мире, но хорошо ли вы помните историю её становления? Значительный вклад в развитие этого искусства в России внесён петербургской Академией русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой (нынешнее название) — это уникальное учреждение и культурное наследие России, история которого насчитывает более 280 лет. С момента своего основания в 1738 году школа прошла путь от небольшого учебного заведения до мирового центра балетного образования. Предлагаем вспомнить главные вехи её истории. Первая профессиональная балетная школа в Российской империи была основана 4 мая 1738 года по указу императрицы Анны Иоанновны, первым танцмейстером стал Жан Батист Ланде. Изначально он «частным порядком» обучал танцам детей придворных императрицы. В 1734–1737 преподавал в Сухопутном шляхетном корпусе, а в 1737 ещё и в Академии наук. В Шляхетном корпусе, кроме класса бальных танцев, вёл и балетный. После чего решил созда
Оглавление

Всем известно, что российская школа классического балета считается эталонной во всём мире, но хорошо ли вы помните историю её становления?

Значительный вклад в развитие этого искусства в России внесён петербургской Академией русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой (нынешнее название) — это уникальное учреждение и культурное наследие России, история которого насчитывает более 280 лет. С момента своего основания в 1738 году школа прошла путь от небольшого учебного заведения до мирового центра балетного образования.

Предлагаем вспомнить главные вехи её истории.

Основание Академии

Артур Элгорт 1999
Артур Элгорт 1999

Первая профессиональная балетная школа в Российской империи была основана 4 мая 1738 года по указу императрицы Анны Иоанновны, первым танцмейстером стал Жан Батист Ланде. Изначально он «частным порядком» обучал танцам детей придворных императрицы. В 1734–1737 преподавал в Сухопутном шляхетном корпусе, а в 1737 ещё и в Академии наук. В Шляхетном корпусе, кроме класса бальных танцев, вёл и балетный. После чего решил создать собственную школу. В начале своего существования учебное заведение сосредоточилось на обучении танцевальной технике. Ланде стал первым педагогом школы, приняв 12 детей из семей дворцовых служащих.

Трансформация в Театральную школу

С 1756 года, после создания русского театра, школа трансформировалась в Театральную школу, охватывающую разные виды искусства. В этот период преподавание балета интегрировалось с другими направлениями театрального дела. Педагоги, такие как Антонио Ринальди и Франц Хильфердинг, развивали методы обучения танцу, основываясь на новшествах европейского балета.

Артур Элгорт 1999
Артур Элгорт 1999

Влияние Ивана Ивановича Вальберха и Шарля-Луи Фредерика Дидло

На рубеже XVIII-XIX веков в школе работал Иван Иванович Вальберх, который подготовил артистов для приезда французского хореографа Шарля Дидло. Балетмейстер, ставший руководителем балетной части школы в 1801 году, значительно повысил уровень образования, интегрировав русскую педагогику в европейский контекст. Под его руководством школа стала известна благодаря акценту на технике и актёрской выразительности.

Профессиональная подготовка танцовщиков

Деятельность Дидло инициировала новый период в истории училища, когда акцент сместился на качественную профессиональную подготовку танцовщиков, отделяя их обучение от других видов искусств. Была разработана программа из трёх циклов дисциплин: специального, вспомогательного и общего образования, где классический танец стал центральным направлением. Обучение длилось семь лет с установленными критериями приёма и аттестации учащихся.

Романтическая эпоха и влияние Жюля Перро

Мария Тальони, первая «Сильфида», стала символом романтической эпохи в русском балете после своего выступления в Петербурге в 1837 году. Однако наибольшее влияние романтизм оказал в России с приходом французского хореографа Жюля Перро (1848-1859). Он был приглашён в Петербург и стал одним из немногих мужчин в эпоху, когда царствовали балерины, ставя такие знаменитые балеты, как «Жизель» и «Эсмеральда». Перро также перенёс свои постановки в Большой театр.

Он считался ключевым хореографом романтического балета, создавая пьесы на основе известных литературных сюжетов. Его спектакли сохраняются в репертуаре современных театров, но часто в переработанном виде. Важный вклад в русскую балетную школу также внёс шведский танцовщик и хореограф Пер Христиан Йогансон, который работал в Петербурге с 1841 года, продолжая классические традиции.

Упадок романтического балета

В 1859–1869 годах пост главного балетмейстера занимал француз Артюр Сен-Леон, который создавал фееричные спектакли, одним из которых был «Конёк-горбунок». Его постановки носили развлекательный характер, в них было много трюков, красочных танцевальных выходов — антре и технических фокусов, он мастерски владел искусством сценических эффектов, используя чудеса технических новшеств пиротехники, электричества, тем самым покоряя зрителя внешним блеском, причудливостью, яркостью костюмов и декораций и не анализируя образы поиском глубокого философского содержания. Его не привлекали темы и образы романтического балета, он искал в литературных сюжетах лишь повод для танцев. Его постановки ознаменовали упадок романтического балета. Тем не менее, они способствовали развитию балетной техники и готовили почву для «большого балета» Мариуса Петипа, который с 1847 года значительно обогатил русское балетное искусство своими оригинальными работами и сохранил произведения предшествующих мастеров.

Артур Элгорт 1999
Артур Элгорт 1999

Появление Мариуса Петипа

Мариус Иванович Петипа настоящая легенда русского балета, и это совсем не преувеличение. Педагог и балетмейстер, создатель классического репертуара, автор балетов «Раймонда», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро». Петипа, сотрудничая со Львом Ивановичем Ивановым и привлечёнными композиторами Петром Ильичем Чайковским и Александром Константиновичем Глазуновым, создал новый тип танцевальной симфонической образности. Это сотрудничество подняло на новый уровень музыкальную драматургию балетов. С 1855 по 1887 год Петипа также преподавал в Петербургском театральном училище.

  • Интересный факт: Первой постановкой балетмейстера в России была «Пахита». Спустя неделю после премьеры Мариус Петипа получил от Николая I подарок — перстень с рубинами и восемнадцатью бриллиантами.

Реформа Училища под управлением Фёдорова

В 1863–1888 годах под управлением Павла Степановича Фёдорова была проведена реформа училища: обновлён устав, создана конференция, установлены требования к преподавателям и введено физическое образование. Подразделение на классы улучшило структуру учебного процесса, что способствовало более качественному обучению будущих танцовщиков.

Оценки успеваемости

В 1888 году в Академии произошло значительное изменение: драматическое и оперное отделения были упразднены, и внимание сосредоточилось на классах балета. Это решение стало поворотным моментом, определившим дальнейшее развитие учебного заведения. Вводилась оценка по пятибалльной системе с обязательным ведением среднегодовой оценки, что способствовало более строгому контролю за успеваемостью студентов и повышению качества обучения.

Преподавание в конце XIX — начале XX века

В конце XIX века классический танец в Императорской балетной школе преподавал Павел Андреевич Гердт, который акцентировал внимание на артистичности исполнения. Среди его учениц были такие звёзды, как Анна Павлова и Тамара Карсавина, которые впоследствии стали символами русского балета. С 1892 по 1902 год училище возглавлял итальянец Энрико Чекетти, который привнёс итальянскую виртуозную технику в отечественный балет, обогатив его новыми элементами.

После ухода Мариуса Петипа, ведущим педагогом стал Николай Легат, который продолжил развивать традиции классического танца. В этом контексте нельзя не упомянуть Михаила Фокина — реформатора русского балета, окончившего училище в 1898 году и преподававшего до 1916 года. Он способствовал естественности движений и внедрению новых идей в хореографию.

Перелом 1917 года

Революция поставила школу на грань закрытия. Однако благодаря усилиям таких деятелей культуры, как Анатолий Васильевич Луначарский, учебное заведение было сохранено и продолжило свою работу по подготовке молодых танцовщиков. Это был период нестабильности, но также и времени для новых возможностей и изменений.

1920-е годы: эпоха Вагановой

В 1920-е годы Театральное училище меняло названия несколько раз, но именно в этот период началась работа Агриппины Яковлевны Вагановой, первого профессора хореографии. В 1934 году она разработала учебник «Основы классического танца». Вагановская система стала основополагающей для всех последующих поколений танцовщиков. Её элементы используются во всех видах танца, от классического до ультрасовременных направлений.

Ярким представителем новой школы стала 16-летняя Марина Семёнова, чьё искусство утверждало современность классической хореографии. В 1928 году Ваганова выпустила таких звёзд, как Галина Уланова и Татьяна Вечеслова, каждая из которых получила признание за свои роли. Выпуск 1931 года ознаменовался появлением Наталии Дудинской, известной своей безупречной техникой и драматическим талантом.

В этот же период одним из основателей школы мужского классического танца стал Владимир Пономарёв. Его выпускники, такие как Рудольф Захаров и Лев Якобсон, продолжили традиции мужского танца в России.

Преподавание в 1930-е годы

С 1921 года в училище начал преподавать Александр Ширяев, основоположник русской школы характерного танца. С 1930 по 1938 годы школу возглавлял Борис Шавров, а с 1932 года классический танец преподавал Александр Иванович Пушкин. В 1934 году было создано педагогическое и национальное отделение, а к 1938 году училище стало полноценным творческим организмом.

Существование в годы Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны школа была эвакуирована в Пермь, где преподаватели и учащиеся старались сохранить её значимость и традиции.

Но не все смогли уехать, некоторые остались в школе. Несмотря на блокаду Ленинграда, занятия продолжались, и в 1943 году был открыт первый набор детей военных лет. Это время стало испытанием для всех, в том числе и для участников балетного образовательного процесса.

В июне 1944 года училище вернулось на улицу Росси, а 1 сентября начался новый учебный год. Не все педагоги вернулись в Ленинград: некоторые остались в Перми, где в 1945 году было основано Пермское хореографическое училище.

Послевоенное время

После войны возобновилось национальное отделение, появились иностранные стажёры, а в 1960 году открылось иностранное отделение. В 1951 году Агриппина Ваганова провела свой последний выпуск. Среди её учениц была Ирина Колпакова.

В 1956 году училище получило орден Трудового Красного Знамени, а в 1957 году стало носить имя самой Вагановой. Николай Павлович Ивановский руководил училищем 20 лет и разработал методику преподавания. Позже училищем управляли Фея Балабина и Наталья Дудинская, которую Агриппина Яковлевна считала своей преемницей.

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

Современные достижения

С 1973 по 1992 год училище возглавлял Константин Сергеев, который сохранил художественные традиции заведения. В 1988 году училище отметило своё 250-летие и получило орден Ленина. По мимо этого был учреждён Международный балетный конкурс «Ваганова-Prix». В 1991 году учреждение стало Академией с педагогическим отделением.

С 1992 по 1998 год Академию возглавлял Игорь Бельский, затем Леонид Надиров. В 1995 году была включена в список особо ценных объектов культурного наследия России, а в 1998 году восстановлена домовая церковь.

В 2000 году художественным руководителем стала Алтынай Асылмуратова, а в 2004 — Вера Алексеевна Дорофеева. Академия получила статус «нетипового учебного заведения для одарённых детей» и продолжает проводить Международный балетный конкурс «Ваганова-Prix».

С 2013 года на должности ректора академии находится премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Сегодня это федеральное учреждение предоставляет высшее профессиональное образование и продолжает свою славную историю.

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

Образовательные программы Академии

Сейчас Академия русского балета имени Вагановой предлагает разнообразные образовательные программы на Исполнительском и Педагогическом факультетах. Здесь готовят не только артистов балета, но и педагогов, хореографов, концертмейстеров, историков хореографии и менеджеров в области исполнительских искусств. Выпускники получают дипломы бакалавров и магистров, что подтверждает высокий уровень подготовки специалистов.

Русская балетная школа по сей день остаётся одной из сильнейших в мире.

А любите ли вы балет?

Текст: Богдана Мельситова