Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Украинская Москва: история одной фотографии с Хрущевым, который нанес Украину на карту советской столицы

10 июня 1964 года, город Москва, территория современного района Дорогомилово, что в Западном административном округе столицы. Для тех, кто плохо знает столицу - район вокруг Киевского вокзала и станции метро «Киевская». В тот день все руководство партии и правительства присутствует на торжественном открытии 10-метрового памятника Тарасу Шевченко возле гостиницы «Украина», которая собственно и располагается на набережной Тараса Шевченко. Как обычно устроен митинг, массовое возложение цветов, а на правительственной трибуне вместе с руководителем страны Н. С. Хрущевым поднялись его ближайшие соратники: Брежнев, Косыгин, Подгорный, Микоян, Суслов, Кириленко, Шелепин, Андропов (тогда еще совсем не всесильный секретарь ЦК КПСС, отвечающий за связи с братскими соцстранами), Гришин (будущий хозяин Москвы при Брежневе, Андропове и Черненко, а тогда председатель ВЦСПС – т.е. главный по профсоюзам) и др. Т.е. все те, кто всего через 3 месяца отстранят Хрущева от власти. А кроме высшего руководств

10 июня 1964 года, город Москва, территория современного района Дорогомилово, что в Западном административном округе столицы. Для тех, кто плохо знает столицу - район вокруг Киевского вокзала и станции метро «Киевская».

В тот день все руководство партии и правительства присутствует на торжественном открытии 10-метрового памятника Тарасу Шевченко возле гостиницы «Украина», которая собственно и располагается на набережной Тараса Шевченко.

Гостиница «Украина». Фото из открытых источников
Гостиница «Украина». Фото из открытых источников

Как обычно устроен митинг, массовое возложение цветов, а на правительственной трибуне вместе с руководителем страны Н. С. Хрущевым поднялись его ближайшие соратники: Брежнев, Косыгин, Подгорный, Микоян, Суслов, Кириленко, Шелепин, Андропов (тогда еще совсем не всесильный секретарь ЦК КПСС, отвечающий за связи с братскими соцстранами), Гришин (будущий хозяин Москвы при Брежневе, Андропове и Черненко, а тогда председатель ВЦСПС – т.е. главный по профсоюзам) и др.

Т.е. все те, кто всего через 3 месяца отстранят Хрущева от власти.

А кроме высшего руководства страны – чиновники Московского горкома партии и комсомола, представители предприятий и организаций столицы и даже приглашенный в СССР руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт – на фото он между Хрущевым и Микояном.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На трибуне выступает еще один гость столицы, чье присутствие здесь, как никогда, оправданно – первый секретарь ЦК Компартии Украины Петр Ефимович Шелест. Меньше года назад на этот пост его лично выдвинул Хрущев, что не помешает ему предать и в октябре 1964-го, наряду с другими заговорщиками, обвинить своего благодетеля на специальном заседании Президиума ЦК КПСС в политическом авантюризме и нарушении партийной дисциплины.

Что и приведет к единственной прижизненной отставке главы СССР (Горбачева не считаем, так как в декабре 1991 года Советский Союз фактически перестал существовать).

Московские газеты 10 июня 1964 года вышли с заголовками на первой полосе типа «Монумент великому кобзарю» или «Памятник народному поэту». Дело в том, что в 1964-м в СССР торжественно отмечается 150-летний юбилей со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко (1814-1861), и где как не в этом месте ставить памятник поэту.

Памятник в день открытия. Фото из открытых источников
Памятник в день открытия. Фото из открытых источников

До 1961 года набережная Тараса Шевченко носила историческое название Дорогомиловская набережная по имени расположенной здесь испокон веков московской слободы Дорогомилово. Имя основоположника украинской литературы ей присвоили в 100-летний юбилей его кончины, потому, что ранее на набережной возвели последнюю сталинскую высотку (уже после смерти вождя) - гостиницу «Украина».

Строительство 34-этажного здания началось в 1953 году, и по проекту гостиница должна была называться «Дорогомиловской». Но спустя год Хрущев изменил название все еще строящейся гостиницы на «Украина», так как в 1954 году праздновали 300-летие Воссоединения Украины с Россией.

Так что, Никита Сергеевич в буквальном смысле нанес Украину на карту Москвы.

Строительство гостиницы «Дорогомиловская» («Украина»), 1954-й год. Фото из открытых источников
Строительство гостиницы «Дорогомиловская» («Украина»), 1954-й год. Фото из открытых источников

Еще раньше, в 1952 году, при Сталине, на карте Москвы появилась улица Киевского вокзала, идущая от железнодорожного вокзала, открытого в 1899 году и до октября 1934 года называвшегося Брянским, а потом ставшего Киевским. В 1956 улицу Киевского вокзала переименуют просто в Киевскую. А Площадь Киевского вокзала остается на карте до сих пор.

При Сталине, в марте 1937 года, появилась станция метро Киевская, четырнадцатая по счету в Москве, также названная по расположенному рядом Киевскому вокзалу.

Появление украинских названий на карте Москвы и в частности в районе Дорогомилово продолжится и после отставки Хрущева. В 1965 году безымянный бульвар на Большой Дорогомиловской улице станет называться Украинским. Уже после исчезновения СССР, в 2006 году на Украинском бульваре поставят памятник поэтессе Лесе Украинке.

Фото 2013 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lesya_Ukrainka_monument_in_Moscow.jpg
Фото 2013 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lesya_Ukrainka_monument_in_Moscow.jpg

В отличие от Украины, памятники классикам украинской национальной культуры и украинские топонимы в Москве и других регионах России никто не сносит и не переименовывает.

Хотя недавно пошли разговоры о возвращении Киевскому вокзалу и набережной Тараса Шевченко исторических названий, о демонтаже памятника «националистки» Леси Украинки и т.п.

Но стоит ли уподобляться нашим соседям?

Еще больше статей в формате "история СССР в одной фотографии" на канале "CLIO: совсем другая история" - переходите и подписывайтесь: