Бывали ли вы когда-то в мастерских художников или скульпторов? Видели процесс рождения полотен или скульптур? Или, может, вы были на экскурсии с хорошим искусствоведом, который погрузил вас в творческий процесс автора или расставил акценты.
Моё наблюдение, что восприятие творчества художника/скульптора очень сильно может измениться, если вы начинаете смотреть на работы не как зритель, а через призму восприятия мира художником. Тогда вдруг вы начнете видеть мир его глазами, его чувствами, его эмоциями. Присоединяться к ним и проживать это вместе с автором.
Именно через такое восприятие для меня открылась выставка Люси Вороновой, проходящая в Музее наивного искусства в Екатеринбурге. Далее в статье фото Ольги Брезгиной, автора статьи.
Музей наивного искусства является одной из площадок музея изобразительных искусств, он находится в уютном особняке XIX века на ул. роз Люксембург, 18.
В постоянной экспозиции музея представлено жанровое и стилистическое разнообразие уральского наивного искусства, а также произведения художников из Москвы, Казани, Вологды и Ярославля. Кроме того, в музее регулярно проходят временные выставки.
Музей был открыт в 2017 году на базе переданной в дар Музею Изо личной коллекции Е.В. Ройзмана. Сегодня продолжается комплектование коллекции наивного искусства за счет поступлений от других коллекционеров и художников.
Основная идея, заложенная в основание музея наивного искусства – идея Дара: дара творчества, обретенного непрофессиональным автором по итогам трудов и на склоне лет; дара радости, истины и простоты переданного авторами зрителям; и дара как формы создания и способа существования музея на все времена.
Отличительной чертой наивного искусства является неправильное использование формальных принципов живописи, особенно трёх правил перспективы. Также его отличает упрощение изображения вместо тонкой проработки.
Появление феномена уральского наива связано, в первую очередь, с именами художника Миши Брусиловского, искусствоведа Нины Арсеньевны Хадери, а также живописцев Г.С. Мосина и Н.Г. Чеснокова, авторов и создателей уральских музеев в Алапаевске В.Б. Городилиной и И.Д. Самойлова.
На первом этаже музея расположена постоянная экспозиция, а на втором проходят выставки.
Я в момент посещения музея попала на выставку Люси Вороновой "Люсизм".
Люся Воронова - это уникальная фигура современного художественного процесса. Её самобытное творчество занимает особое место на границах наивного искусства и примитивизма.
Начинается выставка с краткой биографии художницы "не знаю, что написать, нарисовать легче".
Родилась в 1953 году в Москве, в 1978 году окончила художественный факультет Московского технологического института. Диплом: гобелен, музыка. Жила и рисовала в 12 странах мира. В арсенале более 50 персональных выставок. От папы во мне - оптимизм, желание реализовать себя по максимуму. Жить в тени скучно и не могу. Постоянно испытываю себя на прочность. Моя мечта с детства - стать художником. Сколько себя помню - рисую. Рисую и рисую. Корни уходят в иконопись, народное искусство и наскальную роспись. Постоянно рисую. Все мои поиски - это поиск и себя в живописи. Это мой способ познания мира и себя. (Сентябрь, 2008. По материалам автобиографии художницы).
"Меня интересует Человек. Человек и его внутренний мир - это Космос, а он бесконечно разный, люди - бесконечно разные. Космос есть в каждом человеке. Мне интересно узнать его в себе и угадать в других" - достаточно было прочитать эти строки, чтобы захотеть познать искусство художницы.
Такое предварительное знакомство с биографией только возбудило интерес. Далее в залах под картинами определенной тематики и исполнения расположены цитаты автора, после которых ты начинаешь смотреть на картины её глазами.
И вдруг они обретают иное "звучание" и новое восприятие.
Дальше я приведу эти цитаты и покажу некоторые картины. Надеюсь, у меня получится передать здесь то, что увидела и почувствовала я, гуляя по залам.
Всё, что я делаю, я делаю для живописи. Все мои поиски - это и поиск себя в живописи. Это мой способ познания мира и себя.
Человек приоткрывает свою занавеску, и обнаруживается огромный мир маленького человека. А в нём - и цветы, и птицы, и плоды земли, и дети. Все эти люди со своими судьбами - в моей душе. Сопереживаю им и пытаюсь согреть. Поселяю их в райский сад, где цветут диковинные цветы и никто не плачет.
Моя палитра в холстах: красный - Жизнь, синий - Небо, черный - Вечность, охра - золото, много золота. Всё так же, как в иконе, в народной культуре и искусстве классического авангарда.
Рисунок трещинок на фоне - это частицы жизни. Жизнь состоит из моментов, но это всё равно цельная жизнь. Как поле земли - всё в трещинах, но это цельное поле.
Фон - это плетение дней, событий, мыслей... Люди рассказывают мне свои истории, и я свиваю из них поле жизни без конца. Жизнь, люди - бесконечны, бессмертны. Фон рисуется сам собой. Он утешает, сохраняет, оправдывает человека.
Все эти люди, которых я рисовала, с которыми говорила, дружила или просто встретились глазами, они все - внутри меня. Во мне тысячи, десятки тысяч сердец бьются и не дают остыть моей крови.
Люди очень разные, каждый - космос, загадка, неожиданность. Но в каждом основные, фундаментальные качества неизменны. Любовь, ненависть, надежда, отчаяние, вера бесконечны как человечество.
Это мой собственный мир, принадлежащий только мне, и когда меня спрашивают, к какому направлению относится моё творчество, я называю "Люсизм".
Энергетика картин какая-то невероятная, несмотря на кажущееся наивное исполнение. Я желаю каждому, кому откликнулось написанное выше посетить эту выставку и вживую соединиться с восприятием мира автором работ - Люсей Вороновой.
Выставка проходит до 23 февраля 2025 года в Музее наивного искусства в Екатеринбурге. Желаю получить удовольствие!
Если вам было интересно, ставьте👍 статьям и подписывайтесь на мой канал Капля. Центр. Ваша Ольга Брезгина.