В год семьи нужно больше говорить о семейных ценностях, о быту, о простых, но приятных тяготах. Здесь и сейчас я познакомлю вас с обычной русской женщиной, однако, все ли так просто? Была ли наша героиня в колонии строгого режима? Неужели её не пустили в комсомол? Прочитайте и узнайте скрытую от глаз жизнь провинции!
Разговор о работе и жизни с обитательницей провинциального города.
В непримечательных местах живут труженики, которые работают с нежного возраста, чтобы прокормить себя и свою семью, мечтая вырваться в большой город с метро, но, попадая в ловушку обыденности, не замечают, как им становится неинтересно запоминать ветки и пересадки.
- Почему вы выбрали именно этот город для жизни?
- Ну, здесь я родилась, выросла, замуж вышла, так вот и живу. Конечно были мысли покинуть город, до сих пор есть. Наверное, в будущем получится.
- Что вас останавливало?
- Дети, дети останавливали, а сейчас выросли, разлетелись пташки, вот и мы решили уехать.
Так начинается мой разговор с жительницей небольшого города Ленска республики Саха (Якутия) - Любовью Старцевой. «Это холодный край, но, в общем-то, прекрасный своей природой».
Детство нашей героини, как и было ею сказано, прошло в Ленске, но не в обычном, а в советском.
Детство кончится когда-то
- Первое воспоминание из детства, какое оно?
- Моё первое воспоминание из детства - это я очень любила кашу манную и спать.
- Как оно прошло?
- Ну, я не скажу, что советское детство было грустное, советское детство оно яркое. И у меня, как и всех советских детей было оно очень весёлое, задорное, замечательное. Я считаю, что сейчас так дети не живут, не радуются так, как мы это делали.
- Почему такая разница?
- Ну потому что у нас, в те времена, не было никаких соблазнов, мы радовались тому, что нам показывали, что нам рассказывали, что нам дарили - любой мелочи - что мы кушали даже, всё это для нас было в счастье. Хвастались, бегали по двору, показывали друг другу, а сейчас этого нету. Сейчас всё это есть в компьютерах, всё в телефонах, а мы бегали в библиотеку, если что-то надо было узнать, у родителей очень много спрашивали, а сейчас как-то такого нету. Есть интернет, всё узнаём оттуда.
- Как вы старались воспитывать своих детей?
- Тут старайся, не старайся. Конечно старались воспитать так, как нас воспитывали, но время-то идёт, летит, неумолимо, прогресс не стоит на месте, поэтому дети впитывают всё, что есть. Это же не так и плохо, в общем-то. Но всё-таки в нашем городе - это провинциальный маленький городок, у нас тут, конечно, всё это было попроще, чем в большом городе. Там больше соблазнов, поэтому наши дети немножечко стеснённые этими соблазнами.
- Вот ещё одна причина, почему Вы остались в Ленске?
- Да, маленький город лучше для семьи, чем большой.
А начинать с чего-то надо...
Как и все дети того времени, Люба должна была проходить обряд инициации в настоящую советскую жизнь. Вот, как она вспоминает и размышляет об этом.
- Вы были пионеркой, какие воспоминания остались об этом объединении?
- Я была и октябрёнком и пионеркой. Октябрёнок - это значок, а пионер - это галстук. Ну барабанила в барабаны.
- Какие у Вас были обязанности, как пионера?
- Да я не помню, чтоб какие-то были обязанности, просто мы помогали бабушкам. Собирались кучкой, собирали нас в школе, мы все задачи рассматривали и кто куда ходил. Я ходила к бабушке на улицу Ленина, я помню, убиралась у неё дома, вот так помогали.
- Вы были прикреплены к каким-то определённым людям?
- Да, к определённым старичкам были прикреплены мы.
- А после пионерства?
- Ну комсомол, как раз во время, когда мне надо было вступать, он разваливался, и уже началось по желанию: кто хочет вступать в комсомол, кто не хочет - я не захотела.
- Почему Вы не захотели?
- Как-то надвигалось, что его и не будет скоро. Смысл был вступать туда? Ну я не видела никакого смысла. Не была я такая прямо активная и чтобы быть там комсомолкой-комсомолкой.
- Как Вы считаете современным детям нужны такие отряды? Почему?
- Я считаю, что наверное да. Мне кажется детям сейчас надо что-то такое прививать. И политинформация, чтоб какая-то была, так как у нас в стране не всё так спокойно, чтобы дети не по интернету это знали, а так, чтобы разговаривали об этом. Ну и стенгазеты какие-то тоже можно писать, рисовать.
- Какие навыки в Вас воспитало пионерство? Старались ли Вы передать их своим детям?
- Дисциплину, конечно, старались.
- Как думаете получилось?
- Я думаю да, у меня прекрасные дети!
Пора, мой друг, пора!
- Теперь пойдём дальше по вашей биографии, что Вы делали после окончания школы?
- Я вышла замуж, не поверите! И работала.
- Кем Вы работали?
- В детском саду нянечкой.
- Вы не пошли учиться только потому что вышли замуж?
- Да.
- Не рассматривали варианты удалённого обучения?
- Мы рассматривали конечно, но, как раз в то время, когда мы закончили школу, я и моя сестра, у нас, в Советском союзе произошли небольшие изменения в том, что дети начали поступать только платно, очень мало, кто мог бесплатно поступить. Так как я не была отличница, просто была хорошистка, не смогла бесплатно бы поступить никуда. У нас семья была не очень богатая, поэтому мы с сестрой остались в городе Ленске. Вышли замуж, устроились на работы и вот так вот жили.
- Если бы была такая возможность на кого бы Вы пошли учиться?
- У меня было в мечтах стать инженером-строителем, наверное попробовала бы туда сначала.
- Вы говорили, что работали нянечкой в детском саду. Потом работали где-то ещё?
- Я не всё время работала нянечкой. Я была нянечкой, воспитателем в детском садике, потом после садика я работала в исправительной колонии №8 нашего города. Колония особого режима для осуждённых от пятнадцати лет до пожизненного срока. Работала я охранником на вышке. В данный момент я работаю в ленском отделении УМТС компании АЛРОСА распределителем работ.
- Как Вы попали в колонию строго режима?
- Решила попробовать себя. Да, после детского садика все, конечно, удивлены были, мол «как вы могли, Любовь Владимировна, после детей в колонию?». Я решила попробовать. Мне понравилось, в общем-то. Дружный очень был у нас коллектив, караул это называется. Там в основном женщины и работают, сейчас она уже закрылась, её перевезли в другой город, она существовала с 1938 года, очень старое здание. Я проработала там ровно два года.
- Случались ли побеги?
- Нет, при мне не было. Был только один с соседней колонии-поселения, там сидели за незначительные поступки, они могли работать в городе, развозить хлеб, на машинах ездить, но вот один сбежал. Его потом нашли у нас в речпорту, ну и посадили уже на саму зону. Вот, что самое страшное, наказание было строгое очень. Я считаю, что не надо было ему бежать, потому что ему остался один год отсидеть.
- Как проходила жизнь у осуждённых?
- У нас, в исправительной колонии №8, находилась пилорама, была теплица, где выращивали овощи зеки. Они каждое утро в пять-шесть утра вставали, у них была зарядка и шли на работу. Но было у нас небольшое здание, там сидели пожизненно, там сидели самые опасные преступники их нельзя было выпускать, ни в коем случае. Остальные работали, все были при деле.
- Кто-нибудь в колонии вам запомнился?
- Был человек, который научил меня спокойствию. Он в этом году умер, царствие ему небесное. Он работал у нас кинологом и всегда улыбался. Теперь я тоже всегда улыбаюсь. Он научил меня плести французские косы, я своим детям плела их. Он после того, как на зоне отработал, пошёл в парикмахеры. Хороший был человек.
- Почему Вы решили уйти?
- У меня были маленькие дети и мне предложили работать в компании АЛРОСА кладовщиком на склад металлобазы, поэтому я решила уйти туда.
- Вы, когда приняли предложение, знали о том, что это за работа?
- Да я знала, потому что я временно, один год, приёмсдатчиком работала на складе ВВ - взрывчатых веществ, поэтому я маленечко знала, представляла.
- Сколько лет Вы уже работаете в компании?
- Двадцать семь лет. Мне дали ордер.
- Какие дальнейшие планы?
- На следующий год мне исполняется пятьдесят лет, я выхожу на пенсию и хочу переехать в другой город. Надеюсь всё получится, всё сложится.
- Как думаете, маленькая Люба гордится вами?
- Я думаю, что да. Я стала счастливой женщиной и не устану об этом повторять. Я всегда мечтала о детях и вот пожалуйста!