Найти в Дзене

ЧЕРТОВ МОСТ

Есть в моем родном городе Дивногорске удивительный объект. Все называют его "Чертов мост". Совершенно уникальное произведение инженерного искусства. Мост проложен через огромный овраг, по дну которого протекает мелкая речка "Лиственка". Казалось-бы, ну что такого? Сколько у нас в стране мостов через овраги? Вот только высота опор этого моста 45 метров в самой высокой части. А это, на минуточку, 15-ти этажный дом! Сейчас уже все похоже забыли, почему этот мост получил такое странное название. Я не нашел ни на одном сайте, посвященном этому мосту его реальной истории. Но я сталкивался с ним в детстве, и поэтому сейчас раскрою его главную тайну. И сразу станет ясно, почему этот мост "Чертов". Во время строительства Красноярской ГЭС к ней было построено две железнодорожные ветки. Одна ветка идет по нижней части и выходит прямо к машинному залу. Именно по ней доставлялись основные грузы для строительства ГЭС. И не только грузы. Каждый день утром и вечером по этой ветке ходил поезд собиравши
Вот так мост выглядит снизу (современный вид)
Вот так мост выглядит снизу (современный вид)

Есть в моем родном городе Дивногорске удивительный объект.

Все называют его "Чертов мост". Совершенно уникальное произведение инженерного искусства. Мост проложен через огромный овраг, по дну которого протекает мелкая речка "Лиственка".

Казалось-бы, ну что такого? Сколько у нас в стране мостов через овраги? Вот только высота опор этого моста 45 метров в самой высокой части. А это, на минуточку, 15-ти этажный дом!

Сейчас уже все похоже забыли, почему этот мост получил такое странное название. Я не нашел ни на одном сайте, посвященном этому мосту его реальной истории. Но я сталкивался с ним в детстве, и поэтому сейчас раскрою его главную тайну. И сразу станет ясно, почему этот мост "Чертов".

Во время строительства Красноярской ГЭС к ней было построено две железнодорожные ветки.

Одна ветка идет по нижней части и выходит прямо к машинному залу. Именно по ней доставлялись основные грузы для строительства ГЭС.

И не только грузы. Каждый день утром и вечером по этой ветке ходил поезд собиравший рабочих со всех окрестных поселков.

Это был маневровый тепловоз, к которому было подцеплено несколько "Пульмановских" вагонов. Этот поезд называли "Мотаня", (Потому что он мотался туда-сюда).

Это я написал потому, что на одном из сайтов я прочитал, что рабочие доставлялись на ГЭС именно через "Чертов мост". Ответственно заявляю, что это вранье! Никогда людей по этому мосту не возили! И вы сейчас поймете почему.

На этой (нижней) ветке тоже был мост через этот-же овраг. Но этот мост невысок, и поэтому он имени собственного не заслужил.

А вот вторая ветка шла на самый верх ГЭС. Вот для нее и был построен тот самый мост.

Как вы понимаете, раз эта ветка была на самый верх, то она представляла собой достаточно крутой подъем. И я помню, что для того, чтобы затащить туда состав, груженный железобетоном, тепловозам приходилось разгонять его аж из-за пределов города. Причем иногда, поезд тащили сразу два тепловоза (Один сзади, а другой спереди).

А знаю я все эти подробности потому, что моя мама работала на этой железной дороге и мы жили в вагончике как раз рядом с этой веткой.

От ветки до окна нашего вагончика было всего около 2-х метров!

Когда мимо нас проскакивали эти составы, то у нас вагончик трясло так, как будто начался конец света.

У нас, все было как на корабле, стаканы на полке стояли в специальных гнездах а тарелки были застрахованы от падения дополнительными планками. Но если оставить стакан на столе, то с ним сразу можно попрощаться.

Там стояли четыре таких вагончика, в которых жили семьи железнодорожников.

Эта крайняя ветка, как раз и выходила на "Чертов мост".

Сам мост уже был ровный, без уклона и дальше ветка шла тоже ровная.

Когда мост был построен, начались его испытания. Для этого, на него загнали состав с железобетоном. И вот тут выяснилось, что мост КАЧАЕТСЯ! Представляете? Состав на мосту переваливался то влево, то вправо!

Все обошлось, но машинисты тепловоза слегка поседели. Именно поэтому, мост стали называть "Чертовым".

Начался скандал.

Пригласили проектировщиков, проверили все расчеты. Проектировщики не нашли ошибок в расчетах, а мост качается!

Несколько раз мост пытались принять, но приемная комиссия бумаги подписывать отказалась (сумасшедших не нашлось).

И мост НЕ БЫЛ ПРИНЯТ в эксплуатацию!

И что делать? Идет грандиозная стройка, людям нужен бетон, нужно перевозить конструкции огромного кабель-крана, который через Енисей должен доставлял всякие грузы, а моста нет!

И тогда было принято великолепное решение! Если нужно вести груз по этому мосту, то только под личную ответственность дежурного по станции (Одним из которых и работала моя мама). Причем, дежурный по станции, "САМОВОЛЬНО" принявший это решение, должен находиться на тепловозе вместе с машинистами!

А что? Классно! Если состав загремит с этого моста, то виновных нет! Вот так и катались по этому мосту на собственный страх и риск.

Я, как "Железнодорожный" ребенок, часто катался вместе с машинистами. Железная дорога, это вообще отдельное государство в государстве.

К детям все относились очень хорошо и видели в нас своих преемников. Мне даже изредка доверяли водить тепловоз (Метров 100 :-)).

Я катался с тепловозниками иногда целыми днями (родители на работе, с кем оставить ребенка?). И пару раз, когда нужно было проехать через этот мост, меня выкидывали из тепловоза на краю оврага, а на обратном пути снова подбирали. Так что лично я на этом мосту на тепловозе никогда не был.

Но настроение поездной бригады после проезда по мосту всегда было "Приподнятым".

Мы в детстве с друзьями облазили этот мост где можно и где нельзя. Недаром говорят, что мужчина - это чудом выживший мальчишка! Если-бы родители знали, где мы ходим и что делаем, неделю на пятой точке сидеть бы не смогли.

А на мосту было столько интересного! Чего только стоили ажурные площадки вокруг каждой колонны, на которые можно было попасть сверху!

Вид площадки вокруг колонны и лестницы на нее. почти как китайские стеклянные мосты. Тем более, что пол площадок сварен из проржавевшей арматуры.
Вид площадки вокруг колонны и лестницы на нее. почти как китайские стеклянные мосты. Тем более, что пол площадок сварен из проржавевшей арматуры.

Как только строительство ГЭС было закончено, и надобность в ветке отпала, все радостно забыли этот мост как страшный сон.

Ветку всю разобрали, а по мосту и насыпи проложили две огромные трубы, и теперь по ним, в город самотеком, поступает вода из Красноярского моря.

Долгое время по этому мосту ходили люди из дачного поселка, который расположен чуть выше по "Лиственке". У нас там тоже была дача.

У меня жена до сих пор с ужасом вспоминает, как мы с двумя малыми детьми ходили по этому мосту. Мост был уже достаточно "Уставший", в некоторых местах уже обвалились плитки пешеходной дорожки и вместо них были зияющие дыры, сквозь которые было видно дно оврага. Ржавые перила еле держались. Дети совершенно не боялись высоты, а мы постоянно, опасались, что они куда-нибудь влезут.

Наконец все решили, что так продолжаться больше не может и... думаете починили? Как бы не так! Просто построили при входе на мост защитные сооружения от людей.

Такой вот забор (ранний вариант). Сейчас он намного круче!
Такой вот забор (ранний вариант). Сейчас он намного круче!

Но ничего не помогло, обходить этот мост далеко и долго, поэтому, народ постоянно выламывал прутья при помощи ломов. Сейчас там настоящие баррикады, опутанные колючей проволокой.

Но для джамперов и это не оказалось непреодолимым препятствием. пару лет назад они там запросто провели свой чемпионат.

Прыжок с моста
Прыжок с моста

Вот такая у "Чертового моста" завлекательная история.

Все фотографии взяты из интернета. Свои тоже где-то были, но вовремя не нашел уж извиняйте.

А это фото 60-х годов, когда по мосту еще ходили поезда
А это фото 60-х годов, когда по мосту еще ходили поезда