Иван Андреевич Крылов — шутотрагедия «Подщипа», 1800 г. Дата первой публикации — 1859 г. Впервые была напечатала в 1871 году журналом «Русская старина».
Пьеса Ивана Андреевича Крылова «Подщипа» основывается на сатирической проблематике, которая касается государственной службы. Произведение строится на резкой критике злоупотребления властью, когда чиновники и государственные служащие ставят собственные интересы выше благополучия народа, используют свои должностные полномочия для личной выгоды и удовлетворения собственных амбиций. Такое поведение, как предупреждает автор, ведет к разрушению правопорядка и наносит ущерб обществу. Здесь высмеивается трусость, глупость, жестокость и скупость. Еще одна проблема, которая, на мой взгляд, освещена в произведении — фальшивая, напыщенная духовность, коей, если рассмотреть ситуацию детальнее, на самом деле может не быть. То, что сокрыто за красным словом, по существу часто оборачивается несоизмеримым эгоизмом. Этот момент отчетливо прослеживается в любовной линии Подщипы, Слюняя и Трумфа: каждый из них по-своему эгоистичен, но каждый, однако, не скупится на сладкие речи. И каждый стремится утолить лишь свои нужды и чувства.
Как уже было сказано выше, проблематика «Подщипы» касается государственной службы и злоупотребления полномочиями, а также высмеивает нравы высшего общества. Крылов задумал и написал свое произведение во второй половине XVIII века. Манифест о вольности дворянства, который был принят в 1762 году, расширял привилегии дворян и укреплял положение правителя. Вполне возможно, что Крылов в своем произведении ссылался на этот исторический период, таким образом раскрывая его пороки в сатирической, гиперболизированной манере. Исходя из этого, можно проследить художественное единство произведения в его отношении к реальной действительности на момент написания пьесы.
Поскольку мы говорим о сатирическом произведении, нельзя не отметить одну из основных его литературных функций — компенсаторскую (компенсаторская литературная функция заключается в том, что литература восполняет отсутствие в реальной жизни у человека положительных эмоций: интереса, увлечённости, любви, радости и т. д.). Сюда же можно отнести и гедонистическую (способность литературного произведения нести автору и читателю эстетическое наслаждение). «Подщипа» была создана в качестве развлекательного произведения. Сам автор дал емкий комментарий о впечатлениях слушателей поместья Голицыных таким образом: «Все помирали со смеху».
В шутотрагедии всего восемь действующих лиц — царь Вакула, его дочь — царевна Подщипа, Трумф — немецкий принц, Слюняй — жених Подщипы, Дурдуран — гофмаршал двора царя Вакулы, Чернавка — наперсница Подщипы, Паж царя Вакулы и Цыганка. Также фоном присутствуют бояре — члены совета царя Вакулы. Трудно классифицировать каждого из них по типам героев в виду, опять же, гиперболизированности разворачивающихся событий и аналогичной реакции персонажей на них. Непрозрачны также их характеры. По ходу чтения складывается впечатление, будто все герои — антигерои, причем с нарочито подчеркнутыми масками тотального невежества и эгоизма. Таким образом, можно провести параллель между названием жанра произведения — «шутотрагедия» — и особенностями персонажей. «Шутотрагедия» состоит из слов «шут» и «трагедия», из чего я делаю вывод, что моя ассоциация с масками неслучайна. Характеры и действия персонажей плотно связаны с поведением шутов — и это действительно трагедия.
Что касается слога Крылова: его можно назвать сложным. Хотя в произведении и отсутствуют высокопарные изречения, сложным для восприятия его делают особенности некоторых героев — Трумфа и Слюняя. Первый по происхождению немец, его акцент Крылов, безусловно, умело изображает на письме, однако к осмыслению «речь» принца дается далеко не с первого раза: «Старофа ль, анкель мой! прелесна мой княшон! Для плапалушна шас, кохта мой пудешь шон…». В процессе чтения удается мало-мальски привыкнуть к манере изложения героя, хотя без «спотыканий» не обходится. Периодически она все же вынуждает возвращаться в начало предложения и расшифровывать отдельные слова. Это даже не раздражает. Наоборот, делает процесс несколько интерактивным.
У второго сложного героя, по всей видимости, отсутствует несколько передних зубов, из-за чего Слюняй, как предвосхищает его же имя, выступает перед читателями «шипилявым» персонажем: «Князна! усой и он? Ну, бьят, какой сейдитой! Он съядит хоть бы с кем, хоть с куцейем Никитой!». К слову, особенность речи князя отражает его детское поведение, выдает в нем наивного мальчишку. Он лишен тонкости ума и глубины, как будто его мысли и чувства поверхностны, как и его речь.
Глобально слог Крылова в данном произведении опущен до бытового. Выглядит это еще более комично, если учесть высокое происхождение большинства действующих лиц: «Чернавка милая! петиту нет совсем; Ну, что за прибыль есть, коль я без вкуса ем? Сегодня поутру, и то совсем без смаку, Насилу съесть могла с сигом я кулебяку…», «Привык ты на войне сносить и жар и холод, И к пище всякой там тебя привадит голод; А я лишь выборный везде люблю кусок: Петушьи гребешки, у курочки пупок…». В этом «бытовом» повествовании сквозит особая прелесть, невольно возникает ассоциация с еще одним жанром — фольклорная драматическая комедия. Она же — народная драма. Чтобы объяснить эту мысль, в качестве примера могу выделить «Театр Петрушки», опять же, из-за связи шутотрагедии с «масками» и шутами. O Пeтpyшкe M. Гopький гoвopил кaк o неприкосновенном гepoe кyкoльнoй кoмeдии, кoтopый пoбeждaeт вcex и вcя: пoлицию, пoпoв, дaжe чepтa и cмepть, а caм жe ocтaeтcя бeccмepтeн. Такая же концепция присутствует и в «Подщипе» — результат конфликта, возникший между действующими лицами, предопределился совершенно абсурдным и комичным стечением обстоятельств.
«Подщипа» — это не просто смешная пьеса, это сатирический выпад в адрес пороков общества, особенно в отношении государственных служащих и дворянства. Крылов с иронией разоблачает их глупость, безответственность и эгоизм, предупреждая о грозящей обществу катастрофе. Произведение создано в стиле «шутотрагедии», что подчеркивает трагичность ситуации, когда высокопоставленные лица ведут себя как шуты, не понимая серьезности своих действий. «Подщипа» — это яркий пример того, как сатира может быть не только смешной, но и глубокой, поучительной. Данное произведение я бы с уверенностью рекомендовала для широкого круга читателей от 14-ти лет хотя бы из-за интересной подачи и любопытного слога Крылова, а также забавного сюжета. В особенности изучить «Подщипу» следует людям, осведомленным о порядках и нравах эпохи, в которую была написана шутотрагедия, поскольку им однозначно будет понятен посыл автора.
Автор: Анна Аристова
Фото: Интернет