Найти в Дзене

Ценностные аспекты компетенций общения в структуре языковой личности

В настоящее время в лингвистических исследованиях при осмыслении природы речевой коммуникации все больше внимания уделяется человеческому фактору: существование человеческого общества имеет перспективы лишь тогда, когда есть общение. Общение, или речевая коммуникация, выступает необходимым параметром бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Речевая коммуникация имеет деятельностную природу, т.е. ее осуществление возможно лишь на основе речевой деятельности участников общения. В связи с этим появляется перспектива В условиях речевой коммуникации субъект, порождающий высказывание, формирует его с учетом того, как реципиент может его понять и как нужно, чтобы реципиент его понял. Поэтому личностная сторона речевой деятельности участника коммуникации – это субъективное начало, которое представляет собой субъект и объект взаимного знакового управление ресурсами и свойствами

В настоящее время в лингвистических исследованиях при осмыслении природы речевой коммуникации все больше внимания уделяется человеческому фактору: существование человеческого общества имеет перспективы лишь тогда, когда есть общение. Общение, или речевая коммуникация, выступает необходимым параметром бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Речевая коммуникация имеет деятельностную природу, т.е. ее осуществление возможно лишь на основе речевой деятельности участников общения. В связи с этим появляется перспектива

  • осуществить анализ важнейшей сферы речевого общения – личностную сферу языкового бытия,
  • определить наиболее общие категории данного феномена,
  • выявить коммуникативные возможности личности в речевом общении, включая компетенции общения.

В условиях речевой коммуникации субъект, порождающий высказывание, формирует его с учетом того, как реципиент может его понять и как нужно, чтобы реципиент его понял. Поэтому личностная сторона речевой деятельности участника коммуникации – это субъективное начало, которое представляет собой субъект и объект взаимного знакового управление ресурсами и свойствами личностей коммуникантов, участвующих в речевом общении, что возможно только в тексте и через текст: «Если кем-то что-то сказано, значит, кем-то кому-то предложена знаковая программа действия (действий, поведения)». Следовательно, в тексте говорящего заложена знаковая программа, предложенная говорящему, для совершения им определенных действий (как речевых, так и неречевых).

Следует отметить, что в программе текста, координирующего общение, обязательно заложены ценностные предпочтения говорящего для преподнесения их реципиенту: ведь полноправно заявлять о ценностных предпочтениях возможно в речевой коммуникации только через текст. Понимание этого «позволяет в определенной степени реконструировать когнитивный сценарий утверждения социальной идентичности через его языковое выражение» [3: 103], а именно социальная идентичность и самоопределение коммуниканта дают исследователям возможность проследить и раскрыть основные ценностные установки говорящего.

Вести речь об адекватном взаимопонимании и эффективном взаимодействии между собеседниками возможно в рамках исследования ценностной стороны компетенций общения, т.е. способностью личности осуществить речевую коммуникацию в рамках ценностных предпочтений, а именно, коммуникативно ценностных предпочтений. Данные способности личности осуществлять общение, по всей вероятности, отражают ценностное понимание говорящим уместности применения языковых средств в данной речевой ситуации, исходя их некоторого знания относительно деятельности, ценностей и личности реципиента. Совокупность речевых действий и речевой деятельности участников коммуникации проявляется в речевом поведении, которое представляет собой сущностную характеристику личности как психического носителя коммуникативно ценностных предпочтений.

Попытки выделить особенности речевого поведения личности и ее речевой деятельности привели к возникновению в науке нового объекта изучения – языковой личности. В отечественном языкознании прочно закрепилось определение и структура языковой личности, разработанная Ю.Н. Карауловым: под языковой личностью понимается «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются

а) степенью структурно-языковой сложности;

б) глубиной и точностью отражения действительности;

в) определенной целевой направленностью».

В рамках нашего исследования обращаемся к одной из актуальных проблем в теории дискурса и психолингвистики – исследованию компетенций общения как одного из существенных компонентов в структуре языковой личности сквозь призму ценностного подхода, а также языковой личности как психического носителя определенных ценностей, которые в речевой коммуникации рассматриваем как коммуникативные ценности.

Языковая личность исследуется нами как субъект речевого общения, а также как инструмент, регулирующий социально важнейший процесс актуализации знаковых программ действий, согласования ценностных ожиданий, фоновых позиций и взаимного уточнения значений, позволяющих участникам взаимодействия побуждать партнера по общению к интерактивно необходимым действиям.

Однако следует отметить тот факт, что в речевом общении языковая личность, представленная в ее коммуникативной форме, выступает также и субъектом ценностей. Вступающая в общение языковая личность является коммуникативной личностью и обладает свойствами, среди которых можно выделить следующие: мировоззрение, определенный ценностный мир, культуру, неповторимые, свойственные только ей личностные характеристики, в частности речевые. Для того чтобы коммуникация прошла успешно, необходимы знания о культурном пространстве коммуниканта, о его системе ценностей.

Для описания взаимосвязи компетенций общения и ценностей языковой личности в структуре коммуникативного акта необходимо принять методологическую основу, в основе которой будут лежать научные положения личностного и деятельностного подходов к рассмотрению личности и деятельности как взаимосвязанных, взаимообусловленных, но в то же время относительно самостоятельных явлений. В рамках лингвистической науки, а также смежных с ней дисциплин, рассматриваемые проблемы широко освещены в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых.

В рамках нашего исследования, выделяя феномен «компетенция», мы обращаем внимание на тот факт, что предпосылки для формирования современных взглядов были заложены в работах таких выдающихся ученых, как В.фон Гумбольдт, М.М.Бахтин, Н.Хомский, Д.Хаймс и др.

Н. Хомский - американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик
Н. Хомский - американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик

Введение термина «компетенции» в понятийный аппарат лингвистики связано с именем американского филолога Н.Хомского. Однако задолго до работ Хомского эта идея присутствовала в размышлениях В.фон Гумбольдта о «духе народа», что отразилось в представлениях великого лингвиста о внутреннем ощущении природы языка в «умах и душах людей». Он полагал, что язык как общее, коллективное достояние воздействует на индивида, и чем лучше человек владеет языком, тем сильнее язык влияет на его мышление [5]. Соглашаясь в Гумбольдтом, Н.Хомский рассуждает о том феномене, который сегодня мы называем языковой компетенцией, полагая, что языковая компетенция есть не что иное, как «система интеллектуальных способностей, знаний и убеждений, которая развивается в раннем детстве и во взаимодействии со многими другими факторами определяет ….виды поведения» [6]. Ученый противопоставил понятия «компетенция» как знания языка (от англ. competence) и «употребление» как употребление языковых структур в речевой деятельности (от англ. performance), что позволило ему сформулировать основной принцип теории: говорящий формирует тексты, в то время, как слушающий понимает большое количество текстов в виде особых ментальных моделей и репрезентаций с учетом знания языка. При производстве и интерпретации речи последовательно реализуется употребление семантических, грамматических и прагматических правил в речи носителя языка на основе изначально заложенных в его сознании когнитивных структур.

М. М. Бахтин - русский философ, культуролог, литературовед, теоретик европейской культуры и искусства
М. М. Бахтин - русский философ, культуролог, литературовед, теоретик европейской культуры и искусства

В свое время российский ученый М.М. Бахтин в процессе ознакомления с теорией Хомского пришел к выводу о чрезмерном увлечении последнего синтаксическими построениями речи и недооцененности такого важнейшего фактора, как коммуникативность языка. Данный аспект побуждает нас трактовать языковую компетенцию как коммуникативно-интерактивную по своей природе, а именно, компетенция в знании языка и умении выстраивать грамматически верные высказывания говорящего для того, чтобы собеседник воспринял и понял его.

Д. Хаймс - лингвист, социолингвист, антрополог и фольклорист
Д. Хаймс - лингвист, социолингвист, антрополог и фольклорист

Другой американский исследователь, антрополог Д.Хаймс, ввел в научный оборот понятие «коммуникативная компетенция», в котором он заложил идеи о внутреннем понимании говорящим уместности применения языковых структур в какой-либо речевой ситуации [7]. Данный феномен включает в себя два компонента: грамматический (в соответствии с концепцией Н.Хомского, языковой) и социолингвистический, включающий различного рода знания и умения, необходимые индивиду в процессе общения. К знаниям и умениям необходимо добавить и ценностный потенциал личности, который является значительным аспектом в речевом общении. Мы позволим себе предположить наличие общих признаков у компетенций общения и коммуникативной компетенции, а именно, знания и умения, ценности, необходимые для понимания чужих и конструирования собственных программ речевого поведения, соответствующих целям, областям и ситуациям общения.

Обращение к феномену языковой личности позволяет не только предположить наличие признаков компетенций общения в ее структуре, но и согласиться с Карасиком В.Н., что языковая личность представляет собой срединное звено между языковым сознанием как коллективным и индивидуальным отражением опыта, зафиксированного в языковой семантике, с одной стороны, и речевым поведением – осознанной и неосознанной системой коммуникативных поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека, с другой [8]. Естественным представляется видеть причинность коммуникативного поведения языковой личности в ее ценностных ориентирах, которые не только характеризует духовность личности, но главным образом работают как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и коммуникативной деятельности в ходе речевого общения.

В связи с вышеизложенным следует отметить, что языковая личность как феномен - это вид полноценного коммуникативного представления личности в совокупности своих компонентов (психических, социальных, этических и др.), преломленных через ее язык, являющий сложную многоуровневую коммуникативно компетентностную организацию, трехкомпонентную структуру, в которой ценности занимают определенное положение на прагматическом и когнитивном уровнях, что находит частичное воплощение на вербально-семантическом уровне. Следовательно, говоря о компетенциях общения в структуре языковой личности, нельзя ограничиваться только знаниями языка, навыками и умениями пользоваться им – важно, какие ценности личности лежат в основе совершения коммуникативных действий [9].

Избегая упрощенной трактовки содержания языковой личности как некоторой однородной субстанции, в нем следует видеть следующие компоненты:

- ценностный, где язык образует языковой образ мира и демонстрирует иерархию ценностных представлений, которые лежат в основе мотивов и целей личности и реализуются в процессе речевого общения;

- лингвокультурный компонент, связанный правилами речевого и неречевого поведения, знание которых способствует формированию навыков и умений адекватного употребления языка, эффективного словесного воздействия на партнера по коммуникации, он также определен фактами и ценностями культуры изучаемого языка;

- личностный компонент, т.е. индивидуальные психо-физиологические речевые особенности, которые, как принято полагать, имеются у каждого участника коммуникации.

Каждый из перечисленных компонентов дополняет другие, что позволяет воспринимать языковую личность как полноправную коммуникативную категорию, характеризующую участника коммуникации. Своеобразие коммуникативных проявлений языковой личности в ситуациях общения, так же как и компетенции общения, определяются деятельностью ее сознания, которое, по определению Л.С. Выготского, есть «частный случай социального опыта».

Языковая личность в условиях общения рассматривается нами как коммуникативная личность – обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций, обладающая определенными речевыми компетенциями: знаниями о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умениями пользоваться такими способами, в процессе восприятия и порождения речи. Рассуждения подобного рода особенно уместны в связи с обсуждением вопроса о речевой коммуникации в свете личностнодеятельностной координации говорящего / реципиента как языковых личностей и компетенциях речевого общения.

Источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.

2. Сидоров Е.В. Законы дискурса: монография. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2015. 136 с.

3. Лимарова Е.В. Когниции вербального самопредъявления // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2010. Вып. 2. С. 102-104.

4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

5. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1980. 304 с.

6. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1972. 126 с.

7. Sociolinguistics. Selected Readings / D. Hymes, O.C. Competence, J.B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269-293.

8. Карасик В.Н. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

9. Сидорова Н.А. Аксиология речевой коммуникации. М.: Книга и бизнес, 2010. 318 с.

Авторы: Лимарова Е. В., Сидорова Н. А.

Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск 2 (217) 2018г.