В своей статье про семь песен с именем Наташа Римма затронула фильм «Табор уходит в небо».
И я сказал: «Давай его посмотрим. Я слабо его помню».
Посмотрели.
Надо ещё перечитать рассказы Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», по которым снимали «Табор»…
Когда смотрели фильм, Римма пару раз воскликнула: «Какая романтизация цыган!». И я с ней полностью согласен.
Хорошие песни звучат… Яркие краски… Кони не абы какие… и, конечно, главная героиня… девушка очень симпатичная… Но играет её совсем не цыганка. Светлана Тома. Отец её был русским, мать - еврейка.
Надо сказать, Светлана Тома – женщина не жадная. Своей красотой она поделилась и с дочерью.
Ирина Лачина, оказывается, её дочь.
Я помню Ирину Лачину по фильму «Тяжёлый песок».
Дурацкий фильм, где только 2 плюса: красивая актриса (Лачина) и Михаил Ефремов. По этому фильму видно, что он талантлив. Умеет загораться, перевоплощаться…
Но вернемся к романтизации цыган.
Фильм начинается с коней. Кони со связанными ногами пасутся.
Потом старый цыган Чудра учит Лойку Зобара мудрости.
Лойко Зобар – главный герой. Он конокрад.
Под ним убили 3 коня, но он не думает прекращать это дело…
Коней конокрады оставляют у богача… Деньги получают не сразу…
В одной из погонь Зобара ранили… Здесь произошла встреча Зобара с Радой. Она явилась как видение. Приложила к его ране снадобье и исчезла.
У Зобара есть младшая сестра. Он дарит ей платок. И заказывает портрет матери, чтобы написали с сестры…
В фильме большую роль играет река ТИСА.
Сейчас через эту реку стремятся покинуть Украину «ухилянты». К сожалению, не всегда успешно.
В фильме мы много раз слышим «Тиса».
И одного из героев зовут БУЧА.
Роль Борислава Брондукова.
Зобар знакомится с Бучей на базаре. Буча задержан за хищение кур, гусей… Зобар при деньгах. Он заплатил, чтобы Бучу освободили, и как урок надавал ему пощёчин. Мол, воровать можно только коней и женщин.
Интересен ответ Бучи: «Мордой не вышел для дел благородных».
И после этого Буча стал считать Зобара своим другом.
Помещик влюбляется в Раду.
Он ехал в экипаже. Кучер хотел отогнать цыганок с дороги. Рада сумела поймать и вырвать кнут из рук кучера… Помещик очарован. Он отправляет кучера в трактир. Он везёт цыганок кататься. Рада управляет лошадьми…
«Воску в тебе много, барин»
Он ведёт цыганок в лавку одежды…
И тут нам показали, как цыганочки умыкнули одну шляпку… Немножко суровых будней к романтическому образу….
Потом помещик приходит в табор. Он приносит платье для Рады. Но она просит надеть его Бучу. Все смеются…
Помещик зазывает цыган к себе. Дарит деньги… Но отец Рады Данило велит вернуть ему эти деньги…
Потом помещик опять является к цыганам. Получает от Рады от ворот поворот и проклинает её…
Википедия пишет, НЕМОЛОДОЙ ПОМЕЩИК. Я не согласен. Мне кажется, он достаточно молод…
Рада вроде бы полюбила Зобара. У них взаимная любовь, но ещё больше они любят свободу.
«Крестовый ты мой».
Зобар вызвался подарить ей белую кобылицу. Такую же необъезженную как она сама.
Википедия опять дает неправильную информацию, что «он успешно ворует белого коня, как этого хотела Рада»… Это его инициатива – подарить ей белую кобылицу!
Зобара поймали после очередной кражи коней. Полицаи устроили погром в таборе. И Зобара сдал его отец.
В одной из кибиток был портрет Иосифа Второго! (Сын Марии Терезии он правил Австро-Венгрией в 1765-1790г). Цыгане кричат: «Иосифа Второго не трогайте, коней не стреляйте».
Готовится повешение Зобара. Народ собрался на площади. Идёт дождь. Бургомистр спешит.
На свист Зобара прибегает конь,
и его сообщник на коне. Зобар убегает из-под петли…
Меня удивило в этой сцене, что палач, примерявший петлю на себе, а позже предлагавший Зобару мыло, чтобы легче прошла казнь… Он был В БАЛАКЛАВЕ и постоянно чихал…
Сообщника во время погони застрелили… У Зобара руки в кандалах.
Он снял с убитого 2 ножа и ими выкопал могилу в степи.
Второй его подельник пошёл к барину за долгом. И был убит. Проткнут вилами в конюшне.
Наказ барина – тело по темну сбросить в Тису.
Спасли Зобара прямо с той белой кобылицей, которая ему нужна… Он дарит её Раде.
С Радой они проводят вечер и ночь. Они целуются и скатываются в реку. Потом сушатся у костра… Рада снимает с себя множество юбок.
Вон их сколько на ней было…
и мы видим её голую грудь (об этом писала Римма).
Потом Рада давит виноград руками. И они пьют с Зобаром виноградный сок…
Зобар хочет просить её руки… Рада говорит: «Я соглашусь, если поклонишься мне в ноги и потом поцелуешь правую руку».
Проснувшись утром, Зобар не находит Раду. Она сбежала. Рядом старая цыганка-травница…
Зобар идёт в трактир. И там грустно лежит на лавочке. Потом подрывается, просит трактирщика привязать к лошади 4 КОРЧАГИ вина (но мы увидим, что привязано только 2 корчаги) и едет в табор Рады…
С другой стороны корчаг нет.
Просит Чудру быть его шафером…
Поит цыган… Признается, что играл с девками как кречет с утками… а сейчас нужна ему одна Рада… Но, мол, учти Рада. Я буду вольным…
Рада ждёт, что он поклонится ей в ноги…
А он вместо этого заколол её… И сам тут же был убит Данилой, отцом Рады….
Вот такие романтические страсти снял режиссёр Эмиль Лотяну.
Пишут, что он грубил актерам, постоянно кричал, что одни бездари собрались… После очередного скандала Светлана Тома уехала в Москву, думала, что её снимут с роли… Через 10 дней вернулась и узнала, что съемки остановлены, её ждут…
Сцену танца снимали на раскалённом листе железа… Главные герои танцевали босыми… Это добавило отчаяния и страсти.
P.S. Один интересный момент не отразил. У Рады дорогая курительная трубка (ей её подарил какой-то барин в Польше). Они с Зобаром встречаются в разрушенной церкви. Там фрески на стенах… Зобар не даёт ей курить при святых… И на могиле друга, которого Зобар хоронит в степи, он ставит крестик из веточек…
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЛАЙК