Среди фантазийных предметов фирмы Карла Фаберже, представленных в собраниях Музея Фаберже и Горного музея, внимание посетителей приковывают к себе миниатюрные фигурки животных, выполненных из ювелирных и поделочных камней. В рамках совместного проекта «Ювелирный калейдоскоп Фаберже» мы рассмотрим пернатую серию Фаберже с точки зрения минералогии.
Фигурки животных из камня от Фаберже очень любили постоянные клиенты ювелира, а вдовствующая императрица Мария Федоровна их просто обожала, особенно птиц. В 1900-е годы в Аничковом дворце, ее резиденции, в специальном помещении была установлена огромная клетка с бесчисленным множеством маленьких пичужек, большой любительницей которых была императрица.
Двум петербургским музеям — Музею Фаберже и Горному музею — принадлежат несколько лучших образцов драгоценных птиц работы фирмы Фаберже, каждая из которых выполнена с большой наблюдательностью и тонким пониманием природного мира и зоологии.
Попугаи из коллекции Горного музея
В коллекции Горного музея представлены две скульптурные композиции «попочек», поступившие из дворца великой княгини Ксении Александровны. Исходя из архивных документов, в ее коллекции было восемь «каменных портретов» попугаев, а также 15 камнерезных скульптурок сов.
Как и в других работах «зоопарка Фаберже», для создания скульптурок с достоверным анималистическим образом, мастерами тщательно подбирался каменный материал. Созданные камнерезные композиции передавали не только внешнее сходство с реальным видом животных, но и их характерные черты. Так, например, миниатюрная резная фигурка попугая (на фотографии), сидящего на жердочке на серебряной золоченой подставке, украшенной зеленой эмалью по гильошированному фону, напоминает какаду Гоффина. Его глаза инкрустированы рубинами без оправы, ограненными в форме кабошон.
Для отображения особенностей цветовой окраски попугаев из семейства какаду главный мастер фирмы Фаберже Михаил Перхин использовал благородный опал белого цвета из рудников Словакии, обладающий эффектом опалесценции. Данный визуальный эффект передаёт игру света и радужный перелив на перьях экзотической птички. До обнаружения месторождений опалов в Австралии и Мексике словацкие опалы были единственными в мире. Изделия из них носили люди из высшего общества России и Европы, в том числе царская семья Романовых и императрица Франции Жозефина Богарне.
Вторая фигурка попугая из коллекции Горного музея выполнена из уральского родонита, а глаза инкрустированы алмазами с фольгированной подложкой зеленого цвета. Оперение птицы показано резными деталями. Золотая подставка украшена белой эмалью, серебром и гранеными вставками алмазов. На перекладине два пояска с «искорками» алмаза в серебряных кастах и два пояска с «искорками» алмаза в серебряных кастах на шесте. Жердочку украшают две более крупных вставки из алмазов огранки «роза». Попугай схож с розовым какаду (гала).
Уральский родонит
Уральский родонит можно встретить и в других изделиях Фаберже, так как этот камень наравне с малахитом ценился царской семьёй. С момента открытия родонита на Урале и вплоть до 1917 года первое месторождение (ныне Малоседельниковское) являлось собственностью императорской фамилии и поэтому все вопросы, связанные с его разработкой, находились в ведении Кабинета Его Императорского Величества.
Другое наименование данного камня – орлец, связанное с местными легендами: родонит часто находили в гнёздах орлов на Урале.
Цветовая окраска родонита варьирует от бледно-розового до насыщенного красно-розового с чёрными и желтоватыми вкраплениями. В коллекции Музея Фаберже можно увидеть миниатюрную подвеску в форме совы, напоминающую представителя совиных из рода сычи, выполненную из родонита цвета спелой малины с инкрустированными глазами-алмазами в огранке «роза».
Совы от Фаберже
В изделиях фирмы Фаберже можно встретить и других представителей семейства совиных. Одним из ярких примеров является печать «Сова» – подарок великого князя Александра Михайловича (Сандро) супруге, сестре императора Николая II, Ксении Александровне, которую он приобрел у Фаберже в числе коллекции сов из 15 камнерезных скульптур.
Печать выполнена из разных цветов саянского нефрита, где фигурка совы вырезана из белого нефрита, а шар – из зелёного нефрита. Изделие инкрустировано рубинами и алмазами в огранке «роза».
В коллекции Горного музея можно увидеть ещё одну фигурку совы, по внешнему виду напоминающую сов из рода сплюшка. Сова вырезана из бадахшанского (афганского) лазурита темно-синего цвета с вкраплениями золотистого пирита. Лазурит с данного месторождения называют «звёздная ночь» – это связано с характерным для ночного неба тёмным цветом камня и сверкающими вкраплениями, напоминающими звёзды. Глаза инкрустированы алмазными вставками в ободковой золотой оправе.
... и другие птицы
Среди прочих представителей птичьих в изделиях Фаберже также можно увидеть фигурку гуся, вырезанную из пятнистого агата. Большая часть фигурки светло-серого цвета, а хохолок и хвостик – желтовато-коричневатого. Гусь стоит, вытянув шею, его глаза – граненые вставки из демантоида. Огранка круглая, «роза».
Музей Фаберже обладает самой крупной в России коллекцией ювелирных пасхальных брелоков Фаберже, среди которых есть очаровательные подвески в форме птенцов, выполненных из халцедона и кварцита.
Стоимость каменных фигурок Фаберже была очень высока. Это объяснялось многими причинами. Одной из них можно считать уже прославленный в начале XX столетия бренд Фаберже. Владелец компании имел почетное звание поставщика высочайшего двора и имел множество влиятельных клиентов в Российской империи и за ее пределами. Кроме того, работа скульпторов-анималистов, авторов фигурок животных, оплачивалась очень высоко.
Для транспортировки каменных скульптур, если, например, их отправляли для продажи в Лондон, требовались качественные футляры, чтобы избежать повреждений. В Лондоне фигурки животных Фаберже приняли с особой теплотой. Для английских заказчиков фирма создала крупнейшую серию портретов животных.
Следите за новыми материалами проекта по хештегу #КалейдоскопФаберже, а также в социальных сетях музеев: