Описанные действия составляют первую, подготовительную часть богослужения, именуемую парагной, а главным действием его второй части является чтение священниками собственно текста зороастрийской литургии – Ясны, занимающее около двух с половиной часов. Ясна состоит из 72 глав (хаити), которые включают Гаты Заратуштры (главы 28-34, 43-51, 53), Ясну семи глав (главы 35-41), зороастрийское вероисповедание Фраваране (глава 12), Хом-яшт (главы 9-11) и ряд других текстов. При этом сначала священники, а потом миряне «причащаются» заранее приготовленными парахаомой и дроном. В ходе богослужения на жертвеннике поддерживается пламя, в которое подкладывают сандал и благовония. По всей видимости, со времён Заратуштры обязательной частью ясны было также кровавое жертвоприношение.
Авестийское слово zaoϑra- (> пехл. zōhr) означает буквально «возлияние», но, по всей видимости, уже в эпоху индоиранской общности оно стало обозначать также и жертву жиром и мясом жертвенного животного. Родственное ему индоар. hotrá- может означать как возлияние масла в огонь, так и сжигаемое жертвенное мясо. В армянском языке имеется заимствованное из парфянского слово zoh«жертва» (< авест. zaoϑra-) и производный от него глагол zohel «приносить в жертву» в значении кровавого жертвоприношения. В согдийском языке слово žōše того же происхождения означало только жертвоприношение животного.
Уже индоиранцы при принесении животного в жертву отдавали небольшую его часть в жертву огню. Индоарии для этого жертвоприношения (индоар. āhuti-) первоначально использовали сальник, а позднее зачастую жидкое масло. У иранцев всегда использовался сальник, что подтверждают и зороастрийские тексты, и свидетельства внешних наблюдателей. Так, Страбон в I в до н.э. сообщает: «по словам некоторых, они (т.е. совершающие жертвоприношение маги) кладут в огонь небольшую часть сальника» (τοῦ ἐπίπλου τι μικρὸν τιθέασιν, ὡς λέγουσί τινες, ἐπὶ τὸ πῦρ) (География, 15.3.13). Вероятно, именно этот возлагаемый на огонь сальник жертвенного животного Заратуштра называет словом āzūiti- (Ясна 29.7; 49.5).
На пехлевийском языке данный ритуал именуется «возлиянием огню» (ātaš-zōhr). Такое возлияние включает три составные части – дрова (ēsm), ладан (bōy) и собственно жир (zōhr). Жир берётся в настоящее время обычно от овцы (gōspand), однако раньше брался от коровы, и именно эта замена вызвала перенос имени коровы на овцу (gōspand означает буквально «святая корова»). О «возлиянии огню» говорит Страбон: «Жертвы они (т.е. маги) приносят преимущественно огню и воде. Жертвоприношения огню совершают так: прибавляют сухие, очищенные от коры поленья дров и сверху кладут жир; затем поливают оливковым маслом» (Διαφερόντως δὲ τῶι πυρὶ καὶ τῶι ὕδατι θύουσι, τῶι μὲν πυρί, προστιθέντες ξηρὰ ξύλα τοῦ λέπους χωρὶς πιμελὴν ἐπιτιθέντες ἄνωθεν· εἶθ᾽ ὑφάπτουσιν ἔλαιον καταχέοντες) (География, 15.3.14).
О жертвоприношениях воде Страбон говорит далее: «Воде приносят жертвы… совершая при этом возлияния оливковым маслом, смешанным с молоком и мёдом» (Τῶι δ᾽ ὕδατι… ἀποσπένδοντες ἔλαιον ὁμοῦ γάλακτι καὶ μέλιτι κεκραμένον) (География, 15.3.14). На пехлевийском языке данный ритуал именуется «возлиянием воде» (āb-zōhr). Как и «возлияние огню», он включает три части, которыми являются хаома, сок гранатовых листьев и молоко. Сохранившийся в Денкарте (8.25.24) отрывок из Авесты предписывает воинам совершать «возлияние воде» перед битвой.
Страбон также упоминает о принесении персами в жертву животных: «[Персы] совершают жертвоприношения в очищенном по обряду месте после молитв, приведя жертвенное животное, обвитое венком. Когда маг, совершающий священный обряд, разделит жертвенное мясо на части, верующие разбирают куски и уходят, не оставляя никакой части богам; божеству, по их словам, нужна только душа жертвы и больше ничего» (Θύουσι δ᾽ ἐν καθαρῶι τόπωι κατευξάμενοι παραστησάμενοι τὸ ἱερεῖον ἐστεμμένον· μελίσαντος δὲ τοῦ Μάγου τὰ κρέα τοῦ ὑφηγουμένου τὴν ἱερουργίαν ἀπίασι διελόμενοι, τοῖς θεοῖς οὐδὲν ἀπονείμαντες μέρος· τῆς γὰρ ψυχῆς φασι τοῦ ἱερείου δεῖσθαι τὸν θεόν, ἄλλου δὲ οὐδενός) (География, 15.3.14).
Принесение в жертву божествам животных («чистых» с зороастрийской точки зрения – коров, овец, коз, свиней, домашней птицы и пр.) было до недавнего времени неотъемлемой частью зороастризма. Парсы (индийские зороастрийцы) полностью отказались от этой практики к концу XIX в. Их иранские собратья под их влиянием к середине XX в. также перестали совершать кровавые жертвоприношения во время ясны, но продолжают их совершать в ходе других религиозных церемоний. Жертва обычно жарится, часть её отдаётся священнику, а остальное поедается участниками обряда.
Памятью о таких жертвоприношениях является гошудо (< авест. gə̄uš hudå «от благо дающей коровы») – кусочек масла или мяса, который кладётся на середину дрона и потом поглощается вместе с ним.[1]
[1] Mary Boyce. Ātaš-Zōhr and Āb-Zōhr // Journal of the Royal Asiatic Society. Volume 98. Issue 02. April 1966. P. 100-118.
См. подробнее:
https://ridero.ru/books/arii_pervye_u_boga/
https://www.amazon.com/dp/B0CDGYWYGR
https://www.ozon.ru/product/arii-pervye-u-boga-zoroastriyskoe-proishozhdenie-avraamicheskih-religiy-petrov-sergey-1120341291/?sh=j58opFItbw&__rr=1
https://digital.wildberries.ru/offer/148952