Найти в Дзене
Ekaterina Garif

Большое путешествие по Кавказу. Дагестан, 3 день, Дербент

Дербент, Крепость Нарын-Кала

Выехав с утра из мотеля Европа находящегося на въезде в Дагестан отправляемся в самый южный город России - Дербент. Ехать примерно 5 часов.

Дорога в Дербент
Дорога в Дербент

Дербент—расположен на западном побережье Каспийского моря там, где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трёхкилометровую полосу равнины. Замыкая её, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход.

Роль Дербента и Дербентского прохода в древности была велика, он был расположен в одном из самых стратегически важных и топографически удобном месте знаменитого Прикаспийского пути, связывающего Восточную Европу и Переднюю Азиию

Дербент пережил бурные исторические события, штурмы и разрушения, периоды упадка и расцвета. Здесь пролегал один из важнейших участков Великого Шёлкового пути, и Дербент выступал перекрёстком цивилизации, связывавшим Восток и Запад, Север и Юг.

въезд в Дербент
въезд в Дербент

Одна из точек которая интересует нас в этом городе, это экраноплан «Лунь» гигантский самолет на воздушной подушке, который доживает свой век на берегу Каспийского моря.

Экраноплан Лунь и немного Каспийского моря
Экраноплан Лунь и немного Каспийского моря

Ракетный корабль-экраноплан проекта или 903 «Лунь»советский ударный экраноплан-ракетоносец, разработанный в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева Создан на опытном заводе «Волга» с 1970 года и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся.

-4

Экраноплан предназначен для поражения надводных кораблей из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. Экраноплан «Лунь» благодаря относительно высокой (для надводных и низковысотных носителей) скорости движения и незаметности для корабельных радаров может подходить к целям на расстояние пуска ракет.

Лунь близко сфотографировать не получается
Лунь близко сфотографировать не получается

Первый «Лунь» заложили в 1983 году и 16 июля 1986 года был произведён первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 года начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год— в 1991 году.

На момент декабря 2001 года в составе Военно-морского флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады, в последующем его перевезли и установили на берегу Каспийского моря в Дербенте. Вот такая грустная история.

Дорога до Дербента у нас заняла около 5 часов. Все время в пути накрапывал противный дождичек, а мы думали еще и искупаемся в Каспийском море, но увы.

-6

«Лунь» стоит прямо на побережье около Каспиского моря на песке. На тот момент когда мы там были, вокруг него планировалось строительство Парка «Патриот» поэтому вход даже был огорожен забором, но это не мешало всем интересующимся, через дырку в заборе идти к экраноплану, что мы и сделали. Несколько метров по песку и вот он. Это просто неподается описанию, он огромен, вздымается над этим пляжем и морем во всю свою мощь с люками для ракет. Такой исполин. Как мы могли это просто выбросить?

На заднем плане видно Марата у крыла экраноплана
На заднем плане видно Марата у крыла экраноплана

Погуляв по песочку, полюбовавшись экранопланом, возвращаемся к машине и стартуем дальше. По плану где-то пообедать и посетить крепость «Нарын –Кала». И вот едем мы такие голодные и видим вдоль дороги пекут и продают какие -то большие лепешки. Оказалось, это лепешки из кукурузной муки, размером с поднос и ценой всего 50 рублей, и их только что испекли. Мы взяли одну на пробу. Она такая ароматная, горячая. В общем на пятерых все съели и вопрос с обедам отпал сам собой, так как наелись. Отобедали пятером за 50 рублей.

Дальше держим путь к крепости «Нарын-Кала», чтобы подъехать к центральному входу, узенькими улочками пробираемся наверх. Вдоль дороги можно припарковать авто. Вся крепость находится ярусами, очень много подъёмов, спусков. Вид с верху открывается замечательный.

Вид с парковки около входа в крепость
Вид с парковки около входа в крепость

Нары́н-кала́— дагестанская цитадель, часть Дербентской крепости, соединённая с Каспийским морем двойными стенами, призванными перекрывать так называемые Каспийские ворота в Персидскую державу Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

-9

В результате «Каспийского похода» в 1722-1723гг. город Дербент стал частью Российской империи. Из землянки, сегодня являющейся местной достопримечательностью, в ханский дворец переехал император Пётр I, которому беи Дербента поднесли городские ключи на серебряном блюде, покрытом персидской парчой (хранятся в Кунсткамере Санкт-Петербурга) со словами: «Дербент получил основание от Александра Македонского, а потому нет ничего приличнее и справедливее, как город, основанный великим монархом, передать во власть другому монарху, не менее его великому».

-10

Цитадель занимает площадь в 4,5 га. Размеры: приблизительно 180 метров в ширину и 255 метров в длину;

Город как игрушечный
Город как игрушечный

Стены крепости
Стены крепости

Стены укреплены небольшими башнями (на расстоянии 20—30 метров друг от друга) и орудийной башней на юго-западе. Дополнительную защиту с трёх сторон обеспечивают крутые склоны горы.

-13

Внутри цитадели сохранились бани, система водоснабжения крепости из керамических труб, руины шахского дворца — большой входной портал и часть стен.

Сохранившиеся бани
Сохранившиеся бани

Но вернемся к нашему путешествию: за несколько часов проведенных в крепости осмотрели все, что можно, походили по стене, посмотрели сохранившиеся термы.

Окошечки
Окошечки

Спуск в город
Спуск в город

В общем нагулялись вдоволь. Уже время к вечеру, а мы жилье себе на эту ночь не нашли. В этот год престал работать Букинг и еще системы бронирования работали не исправно, найти жилье проблематично. Может для кого -то это вовсе и не проблема, обзвонить с десяток объявлений на Авито и периодически получать только отказ. Для меня это был стресс, мы привыкли: зашли в Букинг без проблем забронировали, оплатили если надо и приехали. Если проблема какая то, букинг все решит. А тут можно и забронировать, но по приезду тебе скажут…. «ой ошибочка» тут другие уже приехали, и мы решили им отдать, а то что мы в ночь с детьми остаемся без жилья, так это ни чего страшного (извините накипело, это прям боль, были ситуации, но не в Дагестане!!!!). В общем с Авито как-то у меня не ладилось тогда, и система бронирований у них была не отлажена и давала сбой временами. Сейчас все стало лучше, но все равно тоскуем по Букингу.

И вот в тот момент в Дербенте ситуация у нас сложная: заселиться надо сегодня (а уже вечер), на одну ночь и 5 человек и чтоб 2 разные комнаты были и невысокий этаж (если без лифта). Обзвонив множество объявлений, получилось найти свободную квартиру как раз на нас на всех и по очень приятной цене.

Действительно оказался хороший хозяин, просторная и уютная квартира. Она находилась в обычной для нас хрущевке, но есть ряд особенностей: в доме, как и во всем Дербенте в принципе нет водопровода, а на крыше стоят огромные бочки с водой от которых тянуться шланги через подъезд и далее подведены в квартиру. Еще одна особенность, подьезд не закрывается, соседи не закрывают свои входные двери, может они так проветривают, не знаю, или их двери всегда для всех открыты, нам уже этого не понять.

В день нашего приезда в Дербенте открыли самый большой в России светомузыкальный фонтан, но идти или ехать туда уже не было сил, завалились спать. ( теперь жалею, надо повторить наверное поездку). На следующий день нас ждал переезд в горную часть Дагестана: высокогорный Гуниб, брошенный Гамсутль, страшно красивая Карадахская теснина и еще очень много всего интересного.

Продолжение следует