Найти в Дзене

Тесты для зрительно-пространственных функций.

В прошлой статье мы разбирали тесты для соматосенсорных функций (из батареи SIPT). Теперь же перейдем к другой сфере - зрительно-пространственной. В оригинальном тесте на зрительно-пространственные представления (SV) перед ребенком выкладывают несколько фигур и предлагают выбрать, какая из них подойдет к прорези на доске. Ответ можно проверить: вложить фигурку. В альтернативном варианте теста можно использовать доски Сегена. Но стимульный материал должен быть неокрашенным или одноцветным. В тесте на восприятие фигуры / фона (FG) ребенку необходимо выделить линии, создающие контур фигуры, из фонового шума. Моторные операции не требуются: после просмотра карточки ребенку предлагается выбрать из 6 фигур. Фиксируются как правильность, так и время ответа (оно увеличено при трудностях зрительного восприятия). Нейропсихологи для оценки зрительного гнозиса используют пробу "Узнавание зашумленных изображений", где контуры предметов либо перечеркнуты, либо наложены друг на друга. Ребенку необ

В прошлой статье мы разбирали тесты для соматосенсорных функций (из батареи SIPT). Теперь же перейдем к другой сфере - зрительно-пространственной.

В оригинальном тесте на зрительно-пространственные представления (SV) перед ребенком выкладывают несколько фигур и предлагают выбрать, какая из них подойдет к прорези на доске. Ответ можно проверить: вложить фигурку. В альтернативном варианте теста можно использовать доски Сегена. Но стимульный материал должен быть неокрашенным или одноцветным.

Разноцветные доски Сегена.
Разноцветные доски Сегена.

В тесте на восприятие фигуры / фона (FG) ребенку необходимо выделить линии, создающие контур фигуры, из фонового шума. Моторные операции не требуются: после просмотра карточки ребенку предлагается выбрать из 6 фигур. Фиксируются как правильность, так и время ответа (оно увеличено при трудностях зрительного восприятия).

Нейропсихологи для оценки зрительного гнозиса используют пробу "Узнавание зашумленных изображений", где контуры предметов либо перечеркнуты, либо наложены друг на друга. Ребенку необходимо назвать предмет.

Перечеркнутые изображения.
Перечеркнутые изображения.
Наложенные изображения.
Наложенные изображения.

Тест на мануальное восприятие формы (MFP) направлен на исследование упомянутого в прошлой статье стереогноза. Ребенку, сидящему с закрытыми глазами, кладут в руку пластиковую фигурку. После ощупывания он должен определить ее форму. В первой части теста он выбирает из фигур, расположенных перед ним (можно смотреть, но не трогать). Во второй части он находит фигуру одинаковой формы на ощупь другой рукой.

Стереогноз - это способность опознавать предметы на ощупь с закрытыми глазами. Например, нащупать в темноте ключ среди других мелких предметов в шкатулке.
Набор для исследования стереогноза "Волшебный мешочек".
Набор для исследования стереогноза "Волшебный мешочек".

В тесте на моторную точность (MAc) оценивается зрительно-моторная координация. Экспериментатор демонстрирует изогнутую черную линию, напечатанную на листе бумаги. Задача ребенка - обвести линию красным карандашом. Оценка зависит от точности выполнения. Обследование проводится ведущей и неведущей рукой, чтобы сравнить результаты и определить мануальное предпочтение (левша, правша или амбидекстр).

Зрительно-моторная координация (ЗМК) - это согласованность движений благодаря взаимодействию двигательного и зрительного анализаторов.
Пример изогнутой линии для обводки.
Пример изогнутой линии для обводки.

Тест на копирование рисунка (DC) подразумевает осмысление образца, программирование собственных действий и реализацию графомоторной программы. В первой части ребенка просят скопировать изображение, наложенное на точечную сетку. Во второй части изображение копируется на белом листе.

В нейропсихологии наиболее известными являются следующие пробы: "Рисование и копирование стола / куба", "Копирование дома", "Копирование фигуры Тейлора / Рея - Остеррица", "Копирование геометрических фигур / фигур Денманна". Дайте знать в комментариях, если нужна подробная информация по выполнению и анализу этих тестов.

Образцы для копирования (простые геометрические фигуры на верхней строке и некоторые из фигур Денманна на нижней строке). Задание подойдет для детей 5-6 лет.
Образцы для копирования (простые геометрические фигуры на верхней строке и некоторые из фигур Денманна на нижней строке). Задание подойдет для детей 5-6 лет.

Завершает исследование тест на конструктивный праксис (CPr). Экспериментатор предлагает ребенку воссоздать образец из особых кубиков.

Нейропсихологи используют кубики Кооса, работа с которыми также входит в тест Векслера (для оценки интеллектуальных способностей).

Кубики Кооса.
Кубики Кооса.

Как альтернатива могут использоваться кубики Никитина (из пособия "Сложи Узор").

Кубики Никитина.
Кубики Никитина.

Хорошим пособием является "Уникуб" из набора "Интеллектуальные игры Никитина".

Уникуб Никитина.
Уникуб Никитина.

Описанные тесты позволяют исследовать восприятие пространственных характеристик и зрительно-моторную координацию.

Я привела альтернативы для тестов из батареи SIPT, разработанной A. J. Ayres для диагностики сенсорной интеграции и праксиса.

✔ Тест на зрительно-пространственные представления (Sv).

✔ Тест на восприятие фигуры / фона (FG).

✔ Тест на мануальное восприятие формы (MFP).

✔ Тест на моторную точность (MAc).

✔ Тест на копирование рисунка (DC).

✔ Тест на конструктивный праксис (CPr).

Надеюсь, становится понятно, как много общего в концепциях нейропсихологии и сенсорной интеграции. Буду благодарна за 💕