Третий день нашего исследования византийского Стамбула был посвящен главе "Северо-Восток". Еще раз краткая справка: наш визит в Стамбул осенью 2024 года было решено посвятить погружению в византийскую тему и пройти своим маршрутом по книге Сергея Иванова "В поисках Константинополя". Снова повторюсь - в моих статьях минимум исторических фактов, переписывать книгу не вижу смысла. Это, скорее мой путеводитель по путеводителю книги, с обзором доступных мест на момент нашей поездки.
Общий обзор поездки можно почитать здесь. В статье есть ссылки и на другие главы книги.
№1 , цистерну Базилику описывать здесь не буду. Хочу сделать отдельный обзор.
Сразу перехожу к следующему пункту- №2. Территория храма Богородицы Халкопратийской. Практически сразу за цистерной Базилика. Сейчас эта территория полностью закрыта магазинами, даже к мечети внутри нет прохода. Но если пройти по улице Зейнепсултан Джамии верх от улицы Алемдар, потом повернуть налево на паркинг, то в дальнем углу паркинга сверху можно увидеть часть старой кладки церкви за отвалившейся штукатуркой. Спасибо местным мастерам!
Ну, и как уже повелось, в подземные помещения Халкопратии, №3, которые находятся в подвале гостиницы Зейнепсултан, мы не попали. Портье вежливо объяснил нам, что доступ туда уже давно закрыт по распоряжению властей. Может кому-то в будущем повезет больше, и подвал откроют для посещения, как в гостинице Антик.
Вверх от гостиницы Зейнепсултан по улице Салкым Сёгют, указан №4 - остатки какой-то византийской стены. Пропустили эту локацию. Стена и стена.
№5, айязма, чудотворный источник в стене парка Гюльхане, который находится рядом с трамвайной остановкой Гюльхане. Тут мы кажется ошиблись. Я приняла за айязму вот этот источник на фото, а в книге написано, что это было закрытое помещение с колодцем. Но никакой запертой двери в стене мы не заметили.
Двинулись в не очень многолюдный и не очень туристический район по направлению улицы Ходжа Ханы, чтобы посмотреть на византийскую стену, (локация №6) и доступные подземелья рядом с мечетью Рустем Паша. Конечно, все завешано, закрыто.И магазин Мелек Хани по адресу Ходжа Ханы, 4 с византийским сооружением в подвале не работает от слова совсем.
По дороге увидели вот такое здание средней школы. Показалось заброшенным и немного зловещим. Прямо мусульманский Хогвартс какой-то.
Дальше нас ждал самый удивительный сюрприз этого дня. Спустились вниз по лестнице на улицу Джемаль Надир и увидели древние стены с закрытой дверью, а еще окно, в которое можно заглянуть. Это дворец Вотаниата, №7. История здания туманна, а само здание так и не было исследовано. Судя по кучам мусора вокруг, так и не будет.
Но как обычно бывает, в фонарике были старые батарейки, так что толком рассмотреть ничего было нельзя. Пришлось отправится на поиски магазина. Обойдя кругом весь квартал и несколько магазинов под мои громкие вопли, наконец-то нашли на улице Ашир Эфенди ларек с батарейками. А когда вернулись назад к Вотаниату, обнаружили, что дверь открыта. Далеко внутрь не пошли, все-таки какая-то помойка, да и мало ли, кто там живет сейчас. На момент издания книги здание находилось в частной собственности и использовалось под склад напитков. А сейчас там просто склад отходов.
Следующую локацию, №8, жертвенник нашли в деловом (или торговом?) центре на углу улиц Анкара и Эбуссууд.
Если спуститься на самый нижний этаж, то сохранившаяся ниша от апсиды византийской церкви свободно доступна для осмотра. Даже информационные таблички стоят.
Следующие локации №№9-12, башни и стены рядом с мечетью Yeni, и дальше вдоль Золотого Рога можно рассмотреть, гуляя в этом районе. Фотографировать особо нечего.
А мы, нырнув в толчею Египетского базара, и дальше в торговые ряды всякой мелочевки и китайской электроники, прошли по улице Балкапаны. Но дома №13 не нашли, навигатор его не видит. Судя по книге, в подвале этого магазина можно увидеть следы торговых рядов, построенных венецианцами в 13 веке, Фондако (№13).
Здесь же недалеко, в лабиринте этих торговых рядов, пройдя их несколько раз по кругу, нашли №14 - сводчатые помещения византийского времени. Все как и написано в книге, главное - найти сам торговый центр Hasircilar is Merkezi на улице Фындыкчилар.
Если спуститься вниз, то рядом с лестницей можно увидеть кафе, кухня которого как раз и расположена в византийских сводах. Персонал любезно разрешает войти и сфотографировать обстановку. Листайте карусель.
Так как локации №15 и 16 были немного в стороне, да и по описанию особых открытий не предполагалось, то пошли к следующей локации - башне Ирины, №17. В византийское время это было жилым помещением, а сейчас от него остались только своды. На крышу здания уже не попасть, наружняя лестница прерывается на втором этаже.
И крыша огорожена.
Но, если пройти внутрь строения левее лестницы, то можно походить по темным коридорам и рассмотреть старую кладку. Листайте карусель.
Через проход попадаешь буквально в какие-то трущобы. По узким сводчатым коридорам ездят мопеды, людей минимум. К Византии данная зарисовка не относится, но очень атмосферно.
Дальше пошли гулять к мечети Сулеймане, которая стоит на одном из холмов, по-византийски Оксий.
Из артефактов в мечети можно свободно рассмотреть №18 - две порфировые колонны перед входом, перевезенные сюда с Ипподрома, и №19 - колонну, которая умела определять девственниц, из византийского храма Св. Апостолов, расположенную внутри в самом дальнем углу от входа.
А еще можно разглядывать пол во дворе мечети - на нем есть вкрапления из порфира, который тоже из византийских построек. На одной из плит, если приглядеться, видны следы от сбитого креста посередине и следы по краям.
Вот насчет №20 - двух повернутых плит на потолке мавзолея Султана Сулеймана с византийскими текстами Мануила Комнина у нас ничего не получилось. То ли плиты не те, но мы внимательно изучили все потолки на территории мечети, то ли тексты на внутренних частях плит, то ли их зашлифовали, как и византийские кресты.
№21 - крещальную купель можно поискать в саду мечети. Но мы, уже вымученные поиском текстов на потолке, не пошли ее искать.
Следуя маршруту книги, спустились с холма и по улице Молла Шемсеттин Джамии подошли к мечети Мула Гурани на улице Тирендаз, или Килисе-Джами - бывшей византийской церкви. В книге есть предположение, что эта церковь Килисе была главной в монастыре Богородицы "Твердого Упования".
На момент издания книги мечеть была закрыта на реставрацию, и фрески были близки к уничтожению. Но, сейчас, мечеть открыта для свободного посещения, фрески и детали византийской постройки сохранили, во внутреннем дворе сделали небольшой музей, но при нас он был закрыт. Людей совсем немного, и можно не торопясь все рассмотреть. Листайте карусель, там много деталей из Килисе-Джами.
№23 - кафе на улице Киразлы Месджит, 50 с загадочным подземельем с терракотовыми трубками, конечно, закрыто наглухо тремя замками. Не повезло все же хозяевам заведений с подземельями)
Прошли по улице Киразлы Месджит по направлению к станции метро Везнеджилер и оказались у №24 - мечети Календерхане, бывшей церкви Кариотисса, расположенной практически в стене Акведука. Строительство церкви насчитывает 19! этапов, и длилось несколько веков с 4 по 9 вв н.э. По мнению ученых храм был освящен в честь Богородицы Кариотиссы.
Видимо, раньше можно было попасть в алтарную часть церкви, находящуюся в запертой дворницкой во дворе мечети, №26, и в темный диаконник с фресками, расположенный в подземном помещении, №28. Но сейчас мечеть является известным туристическим объектом, народу много, все двери заперты, вход в сад из мечети, где располагался старый храм Богородицы, №25 тоже закрыт. Были два раза в том месте, но не встретили никого, кто мог бы нам отпереть эти помещения, хотя вряд ли бы это сделал сегодня. Может кому-то повезет больше в наше время.
На остатки старого храма №25 и запертую дверь, ведущую в алтарную часть, можно посмотреть с улицы через решетку.
А за этой нишей, по всей видимости, вход в диаконник и доступ к фрескам. Сейчас даже спуститься туда нельзя, все огорожено решеткой. А жаль - фонарик то мы с собой не просто так брали.
Но зайти в мечеть и посмотреть на фрески, колонны и плиты можно свободно. Так что посетить это место в любом случае стоит. Листайте карусель.
№30 - на мечеть Burmali Minare Mescidi с красивыми колоннами можно посмотреть в парке Юзунджийл на пересечении с бульваром Ататюрка. Это недалеко от Кариотиссы.
Чтобы попасть к бульвару Ататюрка можно пройти от Кариотиссы вдоль стен Акведука Валента, №30. Монументальное сооружение, конечно. Фотографий много, но лучше самим посмотреть.
Улица Итфаие частично пешеходная, можно пройти под широкой аркой №31 и выйти в парк Фатих и поискать артефакт №32 - христограмму на замковом камне на четвертой от прохода арке. Мы так и сделали под подозрительные взгляды полиции. В парке был какой-то мусульманский митинг, и полицейских было много.
На углу той же улицы Итфаине можно найти каменную горку, которая есть верхняя часть подземной цистерны, №33. Сверху люк запаян. А когда я полезла наверх, сразу же, возник человек из ниоткуда и сказал, что туда лазить нельзя.
Дальше по бульвару Ататюрка пересекли широкую улицу, чтобы посмотреть на раскопанные руины. Это храм Полиевкт, №34. Найденные тут фрагменты надписей, посвященные основательнице храма Аникии Юлиане, хранятся в Археологическом музее. Но византийский раздел музея закрыт! Доступ к руинам тоже закрыт, на все можно посмотреть сквозь ограду.
Недалеко от Полиевкта нашли колонну Маркиана, №35. Она не так популярна у туристов, как колонна Константина, стоит немного в стороне от главных туристических улиц. Поэтому можно спокойно обойти ее со всех сторон - она находится в центре кругового движения улицы с автомобилями.
Турки дали название колонне Кызташи, "Девичья" и наделили ее магической силой распознавать девственниц, как и колонну в мечети Сулеймание.
На основании колонны отверстия от исчезнувших букв надписи на латыни, две богини Ники, держащие земной шар, и христограммы.
Дальше была пара разочарований - №№ 36 и 37, цистерны, которые расположены в женских отделениях мечетей Камбур Мустафа Паша и Бычакджи Алааддин.
Найти вход в женское отделение мечети Камбур Мустафа Паша не так просто - он находится с улицы Хаджи Салих Эфенди. Но так как железная дверь закрыта и проржавела, сразу и не подумаешь, что это часть мечети. Похоже, что дверь не открывали очень давно. Но была надежда, что сегодня просто уже поздно - дело близилось к вечеру. Специально еще раз прошлись там в другой день - ситуация не изменилась.
С мечетью Бычакджи Алааддин была та же история. Прошлись к ней после неудачи с Камбур Мустафа Паша через небольшой скверик, встретили группу молящихся мужчин (была пятница) во дворе. Когда в другой день вернулись и сюда - снова все было закрыто. Так что еще пара цистерн исчезла для туристов.
№39 - византийская цистерна под мечетью Ахмедие. Если уже в книге написано, что вряд ли покажут, то в действительности так точно вряд ли. Не пошли совсем.
№40 - церковь Богородицы, или Липс, по имени ее основателя. Ныне мечеть Фенари Иса Джамии. Великолепное сооружение. Несмотря на то, что сейчас это строгая мечеть, все ажурно и воздушно. Очень много византийских деталей, интересно рассматривать стены с надписями и символами. Внутрь мы не заходили, ограничились внешним осмотром. Мне, как женщине, было неудобно заходить внутрь мечетей, если они не считаются историческими памятниками.Листайте карусель, много интересных деталей.
Но пройти к могилам династии Палеологов, расположенных в северной части храма, не получится. Все загорожено. Доступ закрыт решеткой.
На этом маршрут по Северо-Восточному Константинополю был закончен. Это глава сложная для изучения. Мы потратили на нее целый день без цистерны Базилики и Липса, который посмотрели в другой день. Много локаций, которые требуют времени и сил на поиски, а много локаций, где хотелось провести побольше времени и поизучать. Наверное, бывалые блогеры сделали бы из всего этого материала несколько десятков статей, но я не хочу нарушать целостность книги и ее глав. Ура! Я ее дописала, а вам спасибо, что дочитали до конца!
Как вам маршрут, понравился? Статья была вам полезной? До встречи на новых маршрутах по следующим главам книги!