Найти в Дзене

Время узнать себя и мир вокруг

Оглавление

«От сессии до сессии живут студенты весело!» — наверняка многим из вас знакомо это выражение. Так ли это на самом деле? Думаю, ответ на этот вопрос у каждого будет своим. В России День студента отмечают 25 января. Но знали ли вы о том, что, оказывается, у учащихся колледжей и институтов есть и второй «профессиональный праздник» — Международный день студента, который отмечается 17 ноября? До недавнего времени сама не знала, хотя получаю уже второе высшее образование. А героиня сегодняшнего интервью — студент со стажем, получившая степень бакалавра по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Института искусств, и обучающаяся второго курса магистерской программы «Медиатекст и связи с общественностью» ХГУ им Н.Ф. Катанова — Кира БАРИНОВА.

Без чего художники не работают, а студенты не учатся

Кира, ты получаешь уже второе образование. Расскажи об интересных традициях, фактах, возможно, забавных происшествиях из своей студенческой жизни.

— Один из забавных фактов студенческой жизни вытекает как раз из того, что свое первое образование я получала на художественном отделении. Многие занятия у нас проходили в мастерских, где мы занимались самостоятельно. А пары начинались с 8:00 утра, и не было ни одного семестра, в котором занятия бы начинались, например, со второй пары. Естественно, многие студенты могли немного опоздать, проспать, не всегда приходили к первой паре. А наша группа очень любила ходить в столовую, вообще ее можно назвать «вторым домом» для студентов. У нас был общий групповой чат в мессенджерах, и, если опоздавший задавал вопрос: «Вы уже там?», имелось в виду не то, что мы находимся в аудитории на занятии. Под «там» подразумевалась столовая. И, конечно же, ответ на этот вопрос был очевиден, ведь первую и вторую перемены после пар мы проводили за завтраком: пили кофе с булочками или любимыми многими рогаликами с брусникой. Мы всегда соблюдали эту традицию, потому что художники не работают, а студенты не могут учиться на голодный желудок.

Еще один из забавных случаев произошел в один из зимних, холодных, морозных дней. Нашей группе во время пары нужно было уйти в другой корпус на практическое занятие. Мы спустились за верхней одеждой, но гардероб был закрыт на обед. Поэтому нам пришлось просить ключ у вахтера. А когда мы наконец смогли раздобыть свою верхнюю одежду, то обнаружили, что куртка одной из моих одногруппниц пропала. В итоге выяснилось, что студентка из другой группы перепутала куртки и взяла не свою, так как они были очень похожи. Но одногруппницу мы в беде не бросили и договорились с вахтером о том, что она одолжит оставшуюся куртку, а потом вернется после занятий и вернет ее. К счастью, эта история закончилась хорошо, и владелицы вернули себе свою верхнюю одежду.

Ты уже студент со стажем. Испытывала ли ты волнение во время первых сессий, чувствуешь ли его сейчас? Как ты думаешь, действительно ли «сессия» — такое страшное слово?

— Это, может быть, и не страшное слово, но определенно вызывающее трепет. Сколько бы лет ни прошло, сессия всегда ассоциируется с определенным грузом ответственности. Потому что в конце семестра тебя ждет определенное испытание. Конечно, волнение, которое я испытывала во время первых сессий, не сравнится с сегодняшним состоянием, безусловно, от него никуда не деться, и каждый раз как в первый. Но с опытом ты понимаешь, что на самом деле сессия начинается не во время проведения зачетов и экзаменов, а гораздо раньше, вместе с подготовкой к первым семинарским занятиям. И если во время семестра осознавать, что в итоге придется пройти это небольшое испытание, то со временем сессия будет переноситься все легче.

-2

Иногда полезно взять перерыв

Были ли/есть у вас преподаватели с необычным подходом к обучению, которые запомнились больше всего?

— Когда я училась на первом курсе института, у нас был один преподаватель, объяснивший нашей группе метод обучения, который я помню до сих пор и применяю на практике. У нас достаточно часто проходили мастер-классы, и к дню их проведения необходимо было подготовить большое количество эскизов и иллюстраций. И во время этой подготовки он запрещал нам пользоваться ластиками. Объясняя это тем, что если на белом листе бумаги не получается воплотить определенную идею, то необходимо взять новый лист и начать все заново. Казалось бы — это художественный подход. Но спустя некоторое время я поняла, что он применим во многих сферах. А для меня он означает то, что у проблем не бывает одного верного решения, если на определенном этапе невозможно выполнить задание, то необходимо взять перерыв, подумать, и тогда все обязательно получится.

— Что для тебя студенчество?

— Для меня это период рефлексии. Когда у тебя есть достаточно времени для того, чтобы поразмышлять на многие темы, задаваться разными вопросами, которые возникают во время обучения и вне его. В это время ты познаешь не только азы определенной специальности, но и основы устройства мира, узнаешь получше самого себя. Ведь есть не только необходимость готовиться к занятиям и предстоящей сессии, но и внутренняя потребность к решению задач, которым ты можешь уделять все свое время.

— Что бы ты посоветовала первокурсникам?

— Займитесь тайм-менеджментом. Ведь самый важный фактор для успешного обучения — понимать то, что оно состоит из нескольких отдельных блоков, которые взаимосвязаны. Например, в течение семестра необходимо уделять время и парам, и самостоятельной подготовке, и участию в студенческой, общественной жизни, и своей личной. Каждый из этих аспектов важен, и не стоит забывать об одном в пользу другого.

-3

Осознанность и мобильность

— Какими ты представляешь студентов нового поколения? Как думаешь, сильно ли они будут отличаться от прежних?

— Лично я представляю их более осознанными. Мне хотелось бы верить в то, что все первокурсники поступят на те факультеты, на которые желали попасть. Когда еще училась в школе, как и многие, имела достаточно размытое представление о том, куда я буду поступать, и вообще о своем будущем. Я надеюсь, что студенты нового поколения будут более осознанными в этом плане. И еще одна черта, которой я бы хотела «наградить» новое поколение студентов, — мобильность. Этот навык потребуется не только в процессе обучения, но и в дальнейшем.

Как большинство магистрантов, ты совмещаешь учебу и работу. Тяжело ли это? Остается ли у тебя свободное время, если да, то как ты его проводишь?

Могу сказать, что совмещать работу и учебу не так легко, как может показаться на первый взгляд. У меня был опыт работы во время того, как я училась на бакалавриате, и в итоге поняла, что такой напряженный темп жизни мне не совсем подходит. Но сейчас, во время обучения в магистратуре, мне это дается легче благодаря тому, что многое мы изучаем самостоятельно, а также тому, что преподаватели всегда идут навстречу работающим магистрантам. За что, безусловно, я им очень благодарна.

Свободного времени у меня не так уж и много, но оно есть. Я занимаюсь художественным проектированием, рисую картины, что-то мастерю, а также веду свой художественный блог.

Как ты думаешь, будешь ли скучать по временам студенчества, вспоминать этот период добрым словом?

— Не могу назвать себя человеком, склонным тосковать и скучать по временам прошедшим. Но даже сейчас у меня появляются мысли о том, что мне хотелось бы получить напутствие или совет от преподавателей. Ведь с ними мы провели все время нашего обучения, перенимали их опыт, знания. Скорее всего, я все же буду скучать по атмосфере учебного заведения, поддержке, которую получают студенты.

— Какое наставление/пожелание ты хотела бы дать студентам в их праздник?

— Всем студентам я бы хотела пожелать провести его в кругу своих коллег и единомышленников, потому что для каждого из нас важно быть частью чего-то большего. Причастность к студенческой культуре объединяет нас.

Кристина ВОРОНИНА
Фото из личного архива Киры Бариновой

-4