Найти в Дзене

Общее положение монашеской братии в XVIII столетии

#Летопись_Сольбы Расцвет русского монашества пришелся на XIV–XV век — эпоху преподобного Сергия Радонежского и его учеников. В конце XV–XVI столетий иноческая братия дала плеяду новых святых, чьи имена навеки вписаны в золотой фонд монашества: богослова-исихаста Нила Сорского, преподобных Александра Свирского, Максима Грека, Нила Столбенского, Даниила Переславского. После правления Иоанна Грозного Смутное время потрясло Русь, сменилась царствующая династия, но монашество продолжало занимать видное место в государстве, численность монастырей неизменно росла. Однако в духовной сфере начались нестроения. Проведенные реформы патриарха Никона привели к расколу Церкви. Едва ли не первым от последствий раскола стало страдать и оскудевать монашеское сословие. Необыкновенной энергией Императора Петра I разрешились многие назревшие вопросы обустройства России. Не мог Царь обойти и вопрос о преобразовании монастырской жизни. Для того, чтобы лучше понять происходившее на Сольбе в XVIII столетии,

#Летопись_Сольбы

Чертеж церковной Николаевской земли в Переславль-Залесском уезде в Кистемском стане в Былцыне на реке Солбе. Выполнен по указу Царя Петра I патриаршим дворянином Федором Владикиным. 1713
Чертеж церковной Николаевской земли в Переславль-Залесском уезде в Кистемском стане в Былцыне на реке Солбе. Выполнен по указу Царя Петра I патриаршим дворянином Федором Владикиным. 1713

Расцвет русского монашества пришелся на XIV–XV век — эпоху преподобного Сергия Радонежского и его учеников. В конце XV–XVI столетий иноческая братия дала плеяду новых святых, чьи имена навеки вписаны в золотой фонд монашества: богослова-исихаста Нила Сорского, преподобных Александра Свирского, Максима Грека, Нила Столбенского, Даниила Переславского.

После правления Иоанна Грозного Смутное время потрясло Русь, сменилась царствующая династия, но монашество продолжало занимать видное место в государстве, численность монастырей неизменно росла. Однако в духовной сфере начались нестроения. Проведенные реформы патриарха Никона привели к расколу Церкви. Едва ли не первым от последствий раскола стало страдать и оскудевать монашеское сословие.

Необыкновенной энергией Императора Петра I разрешились многие назревшие вопросы обустройства России. Не мог Царь обойти и вопрос о преобразовании монастырской жизни. Для того, чтобы лучше понять происходившее на Сольбе в XVIII столетии, рассмотрим общее положение монашеской братии в этот исторический период.

Реформы Царя Петра I были обусловлены рядом факторов.

Царь хотел на корню пресечь возможную оппозицию своему видению устройства России, поэтому упразднил патриаршество — обезглавил, обезличил Церковь, поставив на место патриарха коллегиальное управление — Святейший Синод, в котором происходила регулярная ротация состава.

К началу XVIII столетия Церкви принадлежало большое количество земельных угодий и крестьян. Церковная собственность приносила немалый доход. Царь старался направить эти средства в государственную казну в обмен на денежное и продовольственное содержание обителей от государства. Однако Церковь всячески противилась этому.

К XVIII столетию монастыри во многом перестали играть роль просветительских центров, их социальная и духовная функция умалилась. Государь ставил целью повышение нравственного уровня монашествующих. Однако, ограничивая строительство храмов и монастырей и ведя борьбу с суевериями и наживой духовных лиц, нередко вместе с плевелами выдергивал и пшеницу.

Царь Петр I пытался взрастить социальную деятельность монастырей. Он законодательно обязал монастыри содержать богадельни для увечных воинов, беспризорных детей, психически больных, и даже воспитательные дома для младенцев. Но пытаясь привить Церкви чисто утилитарную функцию, он в результате практически разрушил ее.

Было запрещено постригать мужчин младше 30 лет, а женщин 50, также принимали в братию только вдовых священнослужителей и отставных солдат.

Подробнее о последствиях церковной реформы Петра I читайте в книге "Древний монастырь", изданной научным отделом нашего монастыря.

Приобрести книгу можно, написав нам на почту: pressa@solba.ru