Найти в Дзене
Scale attack

Злые осы императора. Миноносцы второго класса №42 и №66 ("Бумажное моделирование"№125, масштаб 1/200)

Всем доброго дня! Сегодня расскажу о строительстве бумажных кораблей, которые строились в паре с собратом. Но сначала как всегда о прототипах. Итак, как все помнят из истории, Япония в конце 19 века активно проводила экспансионную политику в Китае и Корее. Конечно помимо самураев, отсталый тогда Китай пытались поделить на сферы влияния и не только и другие страны. Российская империя была одной из них. Японское правительство прекрасно понимало значимость своего флота. Исходя из этого, Военно-Морской флот активно вооружался иностранными кораблями и к началу японо-китайской войны в 1894 году, представлял из себя силу с которой необходимо было считаться. В конце 19 века многие странны активно развивали миноносные силы. Это казалось всем чем-то вроде волшебства - небольшие по размерам и стоимости кораблики были смертельной угрозой для больших, дорогостоящих, а главное, долго строящимся броненосцам и крейсерам. Во Франции это течение получило название "молодой школы" и оно призывало вообщ

Всем доброго дня! Сегодня расскажу о строительстве бумажных кораблей, которые строились в паре с собратом. Но сначала как всегда о прототипах.

Итак, как все помнят из истории, Япония в конце 19 века активно проводила экспансионную политику в Китае и Корее. Конечно помимо самураев, отсталый тогда Китай пытались поделить на сферы влияния и не только и другие страны. Российская империя была одной из них. Японское правительство прекрасно понимало значимость своего флота. Исходя из этого, Военно-Морской флот активно вооружался иностранными кораблями и к началу японо-китайской войны в 1894 году, представлял из себя силу с которой необходимо было считаться. В конце 19 века многие странны активно развивали миноносные силы. Это казалось всем чем-то вроде волшебства - небольшие по размерам и стоимости кораблики были смертельной угрозой для больших, дорогостоящих, а главное, долго строящимся броненосцам и крейсерам. Во Франции это течение получило название "молодой школы" и оно призывало вообще не тратить деньги на океанские силы, наклепав тысячи дешевых миноносцев. Вообще мощь минного оружия показали русские моряки в войне с Турцией, когда, практически не имеющая флота Российская империя, держала в страхе крупный турецкий флот своими минными катерами.

Однако по-настоящему проверить теорию торпедных атак первыми смогли японцы в войне с Китаем в 1894 году. Пи осаде главной китайской базы Вэй-хай-Вэй, в феврале 1895 года ими были осуществлены две успешные атаки. Сначала 4 февраля был посажен на мель после попадания торпедой (а то затонул бы) флагман - броненосец "Динь Юань" а уже 6 февраля и новейший крейсер «Лай-Юань». Ну и помимо этого жертвами торпедных атак стали транспорт и учебное судно «Вэй-Юань»

Все это наглядно показало мощь торпедного оружия. Поэтому японцы сразу после окончания войны активно стали пополнять свой флот миноносными силами. В то время немецкие "Шихау" и "Вулкан" только набирали клиентский портфель, и в основном, миноносный рынок делили между собой два гиганта "Торникрофт" и "Ярроу" из Британии. К этому времени верфь Ярроу строила миноноски и миноносцы-истребители с 1869 года (год основания 1865), а Торникрофт с 1873 года (год основания 1866). Эти кораблики разлетались по свету как горячие пирожки. Кстати покупала образцы этого нового вида оружия и Россия. Вот пример - миноносец "Сухум" производства "Торникрофта" (на начальном этапе у Торникрофта было одно визуальное отличие от кораблей Ярроу - расположенные поперек корпуса трубы)

                                             Иномарки под Андреевским флагом
Иномарки под Андреевским флагом

Большинство государств покупали один или несколько миноносцев и потом пытались их скопировать, но буду честен, не припомню что бы кому-то удавалось достичь точно таких же скоростей как у оригинала. Но я немного отклонился от темы. Итак, после окончания японо-китайской войны в 1895 году, Японии дали по рукам и отобрали то что было ими захвачено. Так, например Россия получила в долгосрочную аренду Порт-Артур, Германия, спровоцировав конфликт с итак обиженными китайцами, забрала Циндао, а Британия взяла в долгосрочную аренду "новые территории" существенно расширив свой Гонконг. Больше всего японцы точили зуб именно на нас. И дело даже не в том, что в связи с огромной территорией нам сложно было собрать мощные силы на Дальнем Востоке, и у нас там по существу войск и флота практически не было, а в том что хитрые японцы хотели не только вернуть себе завоеванное у Китая, но и оттяпать наших территорий. Причем их претензии активно подогревались англосаксами.

Уже 1896 году Япония начала размещать заказы на корабли за границей по программе усиления флота названную "шесть-шесть". Она называлась так, потому как планировалась постройка шести современных броненосцев и шести новых броненосных крейсеров. В итоге были построены 16 крупных кораблей и 88 "истребителей" (это аналог эскадренных миноносцев) и миноносцев 2 и 3 классов в дополнение к имеющимся. К этому времени, одним из самых успешных проектов миноносца являлся тип Viper построенный для Австро-Венгерской монархии на верфи Ярроу.

                                               Чертеж базовый для миноносцев типа Viper
Чертеж базовый для миноносцев типа Viper

Вот базируясь на этот тип, японцы и заказали себе несколько миноносцев 2 класса. В императорском флоте конца 19 - начала 20 века было такое разделение: "Истребители" и миноносцы 1 класса для действий в составе эскадры, миноносцы 2 и 3 классов для ночных атак и защиты своего побережья. Миноносцы 2 класса формально должны были иметь водоизмещение 60-100 т. А все что выше 100 тонн, считалось миноносцами 1 класса. У наших героев водоизмещение хоть и составляло 102 тонны, однако они числились "второклассниками". У Ярроу заказали 10 миноносок по типу улучшенного "Viper" Основные характеристики были такими: водоизмещение 102 тонны, длина 46,5 м, и осадка 1,5 метра. Максимальная скорость хода 26 узлов. На борту находилась команда в количестве 20 человек. Вооружение миноносца состояло из трех торпедных аппаратов и одного 57 мм орудия.

                                               Миноносец 2 класса №42
Миноносец 2 класса №42
                                                     Миноносец 2 класса №66
Миноносец 2 класса №66

Большинство наших людей, слышавших/читавших о Русско-Японской войне помнят из боев миноносных сил возможно только подвиг "Стерегущего", который может и не погиб бы если б не малодушие командира второго русского миноносца "Решительный". Кстати, последний нанес таки непоправимый урон японскому флоту, но уже находясь в его рядах под японским флагом. Он протаранил и потопил свой миноносец №69. Миноносцы же и приняли на себя основную нагрузку боевых действий. Так японские миноносные силы постоянно пытались атаковать русскую эскадру в Порт-Артуре, выставляли минные заграждения, участвовали в Цусимском сражении и в попытках заблокировать русские корабли в гавани при помощи брандеров. Русские же миноносцы отбивали соответственно ночные атаки, несли дозорную и разведывательную службы, во время Цусимского сражения спасали экипажи тонущих кораблей.

Касаемо японцев, то за время той войны они не раз применяли торпедное оружие с успехом, к сожалению для нас. Это и начало войны, когда азиаты коварно атаковали наши корабли в Порт-Артуре и ночные атаки разгромленной 2 Тихоокеанской эскадры после Цусимского сражения. Кстати, до конца Второй мировой войны, японцы уделяли огромное внимание торпедному оружию, обучению ночным атакам. Однако, постепенно человеческий фактор заменяла автоматика и к концу войны практически свела на нет преимущество самураев в использовании торпед.

Ну и немного о истории этих двух корабликов. Сначала, о миноносце второго класса №42. С началом боевых действий, 10 отряд, в который входил миноносец, принимал более деятельное участие в осаде Порт-Артура. Миноносец №42 участвовал в конвоировании транспортов с армейскими подразделениями. На завершающем этапе осады, поврежденный, но все еще опасно огрызающийся огнем броненосец "Севастополь" приткнулся к берегу в бухте Белый Волк и в начале декабря японское командование предпринимало все усилия для его полного уничтожения. В ночь на 2 декабря для потопления броненосца в бой были брошены аж 23 миноносца, среди которых был и №42. Но броненосец смог отбить эту атаку с помощью береговой артиллерии и огня русских "истребителей" типа "Сокол". В среднюю часть (ближе к носу) №42 попал крупнокалиберный снаряд с "Севастополя" (скорее всего это был 152 мм снаряд). Он разворотил носовое котельное отделение и перебил паропроводы в кормовом. В итоге окутанный паром миноносец потерял ход. При этом было убито 8 человек, почти половина личного состава. Оставшихся в живых снял другой японский миноносец. Добить поврежденный корабль был отправлен русский миноносец "Сердитый". Он обнаружил, что миноносец №42 покинут экипажем и собрался взять его в качестве трофея, однако, дальше случилось, то что иногда случается в нашей армии - несогласованность и раздолбайство. Никто не сообщил сухопутным, что отправлен русский корабль с целью уничтожения или пленения поврежденного японца. Увидев в бухте миноносец, русские береговые батареи, не зная силуэтов наших кораблей, решили, что это японский миноносец, пытается спасти товарища и открыли прицельный огонь по "Сердитому". Так как батареи вскоре начали совсем уж кучно и метко стрелять, командир "Сердитого" приказал выстрелить торпедой, которая и отправила №42 на дно. Сведений о его подъеме я не нашел, так что скорее всего его останки так и лежат недалеко от остова броненосца "Севастополь" в бухте Белый Волк.

                                                 Второй справа "Сердитый"
Второй справа "Сердитый"

Миноносцу №66 повезло больше. Он вступил в строй в 1901 году. После начала боевых действий миноносец №66 входил в состав 16 отряда миноносцев и активно участвовал в блокаде Порт-Артура под командованием командира отряда капитана-лейтенанта Бакабаяси. В заключительной фазе осады Порт-Артура, миноносец №66 подорвался на русской мине в районе Ляотешаня 28 ноября 1904 года. При этом погибло два моряка, но корабль остался на плаву и был отремонтирован и полностью боеготов к Цусимскому сражению. На момент Цусимского сражения командиром миноносца №66 был старший лейтенант Цунода. Корабль принимал участие в ночных атаках арьергарда русской эскадры, но добился ли попаданий неизвестно.

Когда закончилась война, большинство миноносок перевели в разряд вспомогательных судов. Так №66 и дослужился до 1916 года. После чего он был сдан на слом.

Производители моделей и в частности производители бумажных моделей довольно часто предлагают потребителю собрать корабли малых классов. Однако номерных миноносцев на рынке совсем немного, а жаль. Когда опыта маловато именно такие несложные по архитектуре модели, позволяют довести дело до конца. Мне интересна тема русско-японской войны, да и вообще тема кораблестроения конца 19 - начала 20 века. Именно поэтому я обратил внимание на выпуск "Бумажного моделирования" №125 в котором и предлагалось собрать сразу два миноносца - №66 и №42. Автор разработки А. Кустов предлагает собрать их в масштабе 1/200. Вот как выглядит обложка журнала

-8

Строились модели по тогда новой для меня технологии - с заполнением пенопластом шпаций в каркасе корабля (каркас - лазерная резка), но без последующей шпатлевки. В качестве рельсов для перезарядки торпедных аппаратов, а также для лееров на носу использовалась проволока, применялось фототравление специально выпущенное для этого номера (его там совсем немного). Леера по основному корпусу - лазерная резка. Такелаж из тянутого литника. Мачты - дерево типа зубочисток и палочек для суши. На все про все ушло довольно немного времени, к моему удивлению порядка 3 месяцев на две модели, что для меня неплохо. Ибо лодку (одну!) я строил порядка 2,5 месяцев. Ну, а что бы увидеть результат, нужно пролистать две галереи ниже. Спасибо за внимание!

                                                                 Двое из ларца
Двое из ларца
-12