Найти в Дзене
ПроФэнтези

Стрельба из лука в фэнтези: 5 типичных ошибок

Авторы фэнтези часто объясняют матчасть волшебной фразой "У меня свой мир". На самом деле в этом нет ничего плохого, если для фэнтезийного мира продуманы свои законы. Причем есть вещи, которые крайне сложно обойти - например, законы физики. Для этого придется создавать мир буквально с нуля - долго и тяжело, редко кто за такое берется. Стрельба из лука подчиняется тем самым законам физики: сила натяжения, геометрия лука, скорость и т.д. В сегодняшней статье я постараюсь разобрать 5 типичных ошибок, которые допускают авторы фэнтези при описании лучников. Конечно же, с примерами из книг :) Есть два показателя: предельная дальность и эффективность выстрела. На предельную дальность в первую очередь влияют характеристики самого лука: материалы, из которых он сделан, сила натяжения, вес стрелы. А вот эффективность зависит от погодных условий (ветер, дождь, снег), силы, глазомера и опыта самого стрелка. Например, известный исследователь средневекового оружия Э. Окшотт предположил, что предельн
Оглавление

Авторы фэнтези часто объясняют матчасть волшебной фразой "У меня свой мир". На самом деле в этом нет ничего плохого, если для фэнтезийного мира продуманы свои законы. Причем есть вещи, которые крайне сложно обойти - например, законы физики. Для этого придется создавать мир буквально с нуля - долго и тяжело, редко кто за такое берется.

Стрельба из лука подчиняется тем самым законам физики: сила натяжения, геометрия лука, скорость и т.д. В сегодняшней статье я постараюсь разобрать 5 типичных ошибок, которые допускают авторы фэнтези при описании лучников. Конечно же, с примерами из книг :)

1. Лучники могут метко стрелять на сотни метров

Лучник-викинг (арт avid-archer.com).
Лучник-викинг (арт avid-archer.com).

Есть два показателя: предельная дальность и эффективность выстрела. На предельную дальность в первую очередь влияют характеристики самого лука: материалы, из которых он сделан, сила натяжения, вес стрелы. А вот эффективность зависит от погодных условий (ветер, дождь, снег), силы, глазомера и опыта самого стрелка.

Например, известный исследователь средневекового оружия Э. Окшотт предположил, что предельная дальность выстрела из английского длинного лука во времена Столетней войны составляла до 370 м. Современный рекорд по дальности стрельбы из реплики английского длинного лука - 413 м. Конечно, расстояние эффективного выстрела меньше, потому что нужно учитывать погодные условия, а враги не стоят на месте.

А теперь плохой пример из фэнтези. В книге М. Лоуренса "Принц шутов" отряд викингов бредет по заснеженной пустоши к вражеской крепости. Метель, секущий ветер, плевок замерзает, не долетая до земли. Представили? И в таких вот условиях главный герой Ялан (изнеженный принц с юга) первым же выстрелом попадает в часового на башне с расстояния около 100 метров! Фейспалм.

2. Стрелы могут пробивать тяжелую броню

Лучник против рыцаря (арт archerage.to).
Лучник против рыцаря (арт archerage.to).

Бронебойность стрелы (помимо ее веса и формы наконечника) зависит от трех факторов: расстояние, характеристики лука и качество материала, из которого сделаны доспехи. Чем качественнее броня, тем ниже шанс пробоя на дальней дистанции, а словосочетание "тяжелая броня" подразумевает хорошую степень защиты.

Например, на ютуб-канале "Tod's Workshop" историк, лучник и оружейник провели практический тест, используя реплику английского лука с силой натяжения 72,5 кг против максимально точной копии пластинчатого доспеха XV века поверх кольчуги и гамбезона. Они пробовали разные стрелы, но так и не смогли пробить переднюю часть доспеха на любом расстоянии. Только стрела, попавшая под ремни, прошла через всю защиту.

Это согласуется со свидетельствами современников. К примеру, в битве при Пуатье (1356 год) английские лучники так и не смогли нанести существенный урон французским рыцарям в пластинчатых доспехах - пострадали в основном лошади, что замедлило атаку. А вот кольчуги защищали уже не так хорошо.

Поэтому странно читать фэнтези, где лучники легко расстреливают противника в тяжелой броне. Например, в "Опиумной войне" (Р. Куанг) тяжелая броня никак не защищает солдат Федерации ни от стрел, ни от мечей - ее пробивают. А вот в книге "Крадущийся в тени" (А. Пехов) лучники Харьгана пробивают доспехи орков только практически в упор, когда враги уже добрались до хлипкого частокола - это выглядит более реалистично.

3. Геометрия лука

Фэнтезийные луки (арт Thimoty-Henry, DeviantArt).
Фэнтезийные луки (арт Thimoty-Henry, DeviantArt).

Авторы фэнтези обычно в описания не вдаются (оно и к лучшему), поэтому такие вычурные луки, как на картинке, можно увидеть в играх или аниме. В чем здесь проблема?

Форма лука оптимизировалась на протяжении длительного времени, методом проб и ошибок. Если не брать во внимание современные блочные луки, лучше всего оказалась выгнутая форма с небольшими изгибами вперед на кончиках (как у лука Леголаса из "Властелина Колец" на фото ниже).

Лук Леголаса (скриншот из фильма, Pinterest).
Лук Леголаса (скриншот из фильма, Pinterest).

Это позволяет придать стреле максимальную скорость. Очень важны плавные изгибы без острых углов, потому что лук должен хорошо сгибаться и резко распрямляться.

Все дополнительные художественные прибамбасы на картинке выше добавляют лишний вес самому луку и забирают часть энергии натяжения. В результате стрела полетит медленнее и не так далеко, как могла бы. Ну и, конечно, падает шанс пробоя. Поэтому вычурную форму лука нужно как-то обосновать (например, через магические плюшки).

4. Охрана с натянутыми луками держит героя на прицеле

Наглядный пример (арт wallpaper.mob.org).
Наглядный пример (арт wallpaper.mob.org).

Чтобы натянуть лук, нужно приложить немаленькую силу. А чем дольше держать лук натянутым, со стрелой на тетиве, тем больше устает лучник. Руки начинают дрожать, сложнее попасть в цель. К тому же ослабевает тетива.

Плохой пример из фэнтези. Уже на первых страницах книги "Похищение мечей" (М. Салливан) главные герои едут по тракту, когда на них нападают разбойники. В шайке есть девушка, которая "держит в руках лук с натянутой тетивой и стрелой на изготовку". Герои и разбойники пару страниц препираются, а потом автор пишет, что девушка "ВСЕ ЕЩЕ ДЕРЖИТ лук с натянутой тетивой"! Как у нее хватило выносливости? Знает только автор.

Конечно, такая поза выглядит крутой - как в боевиках, где все наставляют друг на друга пистолеты. Но для лучника она не имеет никакого практического смысла. Поднять лук и выстрелить займет от силы полсекунды. Поэтому можно просто держать его опущенным, не натягивая, с приложенной к тетиве стрелой. Или вообще выдать персонажам арбалеты, если уж так нужно держать кого-то на прицеле.

5. Научиться стрелять из лука легко

Кэтти-бри (арт Clint Cearley, ArtStation).
Кэтти-бри (арт Clint Cearley, ArtStation).

Герои фэнтези часто становятся крутыми лучниками после минимальной подготовки, без опыта. Чтобы научиться стрелять из лука в реальности, потребуются годы практики, да и хорошая физическая подготовка. Например, в средневековой Англии устраивали регулярные сборы всех свободных йоменов, чтобы попрактиковаться в стрельбе.

Неудачный пример из фэнтези. В книге "Серебряные стрелы" (Р. Сальваторе) герои находят лук с серебряными стрелами. Его вручают девушке - Кэтти-бри, хотя раньше ничего не говорилось о том, что у нее есть какой-то опыт обращения с луком. И тем не менее все пошло как по маслу: с первого раза она легко натягивает тугую тетиву и попадает по целям. Конечно, можно списать на волшебство, но должны же быть хотя бы минимальные практические навыки.

👉 В развитие темы могу предложить вам еще одну мою статью про лучников:

Спасибо за внимание! Желаю всем хороших и логичных книг :)