Найти в Дзене
Дядя Гиляй

Михаэлькирхе: первая в Москве лютеранская церковь

В этом материале мы поговорим про ещё один памятник архитектуры, исчезнувший с карты Москвы. Держу пари, что не каждый москвич (если вообще кто-то) слышал о нём – это Михаэлькирхе, или лютеранская церковь Святого Михаила на Гороховом поле. Рассказ стоит начать с предыстории. Середина XVI века. В ходе Ливонской войны (серия конфликтов Русского царства и Ливонской конфедерации, длившаяся 25 лет) более 3 500 тысяч пленных были сосланы в Россию, что повлияло на резкое увеличение числа иноверцев и привело к созданию первых лютеранских общин. В числе "прибывших" оказался лютеранский проповедник Тима Бракель (Бреикель), в 1560 году он становится пастором первой лютеранской общины на окраине Москвы, получившей имя Святого Михаила. Пленных лифляндцев расселили вдоль берега реки Яузы (сегодня это самый центр, престижный район), там же формировалась их первая община, ставшая со временем (Старой) Немецкой слободой. Иноземный пригород русские прозвали Кукуем, по названию протекавшего поблизости ру
Оглавление

В этом материале мы поговорим про ещё один памятник архитектуры, исчезнувший с карты Москвы. Держу пари, что не каждый москвич (если вообще кто-то) слышал о нём – это Михаэлькирхе, или лютеранская церковь Святого Михаила на Гороховом поле.

Старая Немецко-лифляндская слобода

Рассказ стоит начать с предыстории. Середина XVI века. В ходе Ливонской войны (серия конфликтов Русского царства и Ливонской конфедерации, длившаяся 25 лет) более 3 500 тысяч пленных были сосланы в Россию, что повлияло на резкое увеличение числа иноверцев и привело к созданию первых лютеранских общин.

"Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен в 1577 году" / П.П. Соколов-Скаля
"Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен в 1577 году" / П.П. Соколов-Скаля

В числе "прибывших" оказался лютеранский проповедник Тима Бракель (Бреикель), в 1560 году он становится пастором первой лютеранской общины на окраине Москвы, получившей имя Святого Михаила.

Пленных лифляндцев расселили вдоль берега реки Яузы (сегодня это самый центр, престижный район), там же формировалась их первая община, ставшая со временем (Старой) Немецкой слободой. Иноземный пригород русские прозвали Кукуем, по названию протекавшего поблизости ручья Кукуй, притока реки Чечёры (в начале XX века частично спрятана в подземный коллектор).

Стоит сказать, что эта была уже вторая попытка расселить в Москве иностранцев. Первая Немецкая слобода появилась в период правления Василия III, который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу между современными улицами Полянка и Якиманка.

Великий князь Василий III
Великий князь Василий III

Однако в 1580 году по приказу царя Ивана IV Грозного местность разгромили. Опричное войско разрушило слободские постройки, а всех "немцев" выкинули на улицу. Причина сугубо политическая – месть за переход короля Магнуса на сторону врага. Подобное произойдёт и в будущем, но обо всём по порядку.

В начале XVII столетия немецко-лифляндская слобода была восстановлена. Вместе с жилыми постройками была сооружена деревянная церковь: в историю она вошла благодаря факту, что здесь был захоронен брат датского короля герцог Иоганн. В Москву тот приезжал, чтобы породниться с Годуновыми через брак с княжной Ксенией, но внезапно заболел и умер. А в 1611 году местность подверглась пожару во время отступления из Москвы войск польско-шведских интервентов. К слову, могила датского принца была разграблена (в 1637 году найденные останки отправит на родину уже царь Михаил Фёдорович).

Новая немецкая слобода

В начале XVII века часть населения слободы рассредоточилось по разным районам Москвы, в частности у Поганых (Чистых) прудов, Сивцевом Вражке и в районе современного Арбата. Деревянная лютеранская церковь Св. Михаила несколько раз восстанавливалась, но как и предыдущие не миновала участи московских пожаров.

Типичная улица в Немецкой слободе, согласно Адаму Олеарию
Типичная улица в Немецкой слободе, согласно Адаму Олеарию

В 1620-х в Огородной слободе построили новую церковь. Простояла она не более 20 лет, и снова в жизнь вмешалась политика: по приказу Михаила Фёдоровича в 1643 году все лютеранские церкви в Китай-городе и у Земляного вала были разрушены в качестве мести, что из-за разногласий православного и лютеранского вероисповедания не состоялось венчание великой княжны Ирины Михайловны и сына датского короля Кристиана IV Вальдемара Кристиана, отказавшегося принять православие (тому предшествовали даже открытые прения о вере, инициированные лично государем, но заключения союза не состоялось).

Датский принц Вальдемар Кристиан
Датский принц Вальдемар Кристиан

Согласно указу царя Алексея Михайловича от 4 (14) октября 1652 года иностранцы, не принявшие православия, должны были разобрать и перенести свои дома на новое место и образовать иноверческое поселение за пределами города — в Новой Немецкой слободе. Под эти цели был выделен пустующий участок на правом берегу реки Яузы, западнее Басманных слобод. Земли быстро заселили члены крупнейшей купеческой протестантской общины, куда входило немало голландцев, немцев, поляков, шотландцев и англичан.

Церковь в камне и "ветер перемен"

К концу XVII веку политический ветер постепенно меняет направление. Петровский период по праву можно считать "золотым" в истории развития московской Немецкой слободы. В 1685 году на территории Немецкой слободы выстраивается первая каменная лютеранская церковь Св. Михаила.

Большинство церквей имели покровителя из-за границы или выбирали его среди богатых прихожан. Лютеранская община Святого Михаила находилась под патронажем городского совета Гамбурга.

-5

В эпоху правления матушки-императрицы Екатерины II совет общины предпринял решительную попытку пристроить первую в Москве колокольню к евангелической церкви, но идея встретила ярое сопротивлением властей (до этого момента звон иноземный колокольный звон был запрещён). Дело дошло до подачи самой имератрице архитектурного проекта, но он так и остался нереализованным.

-6

В 1803 году к церкви святого Михаила всё-таки была пристроена колокольня: массивное сооружение с невысоким шпилем. Пасторы и представители общины являлись членами созданного в середине XIX века в Москве, под личным покровительством Великой княгини Марии Павловны, «Попечительства о бедных евангелического исповедания», а также «Евангелического дамского общества для вспомоществования бедным сиротам».

Закат общины Св. Михаила

Весной 1915 года по Москве и Санкт-Петербургу прокатились волны антинемецких погромов, в ходе которых пострадали дома Немецкой слободы, немецкие предприятия и протестантские церкви. В 1925 году начались первые разговоры о сносе немецких построек, в частности церкви Святого Михаила в Немецкой слободе.

В 1928 году Моссовет постановил закрыть церковь. Этому решению предшествовало ходотайство ЦАГИ (Центральный аэродинамический государственный институт) о расширении собственной территории.

Башня ЦАГИ, 1929 г.
Башня ЦАГИ, 1929 г.

Несмотря на отчаянные попытки общества предотвратить разрушение одной из главных достопримечательностей Немецкой слободы, весной 1928 года церковь Святого Михаила на Вознесенской улице (улица Радио) была снесена. В условиях антирелигиозной политики к 1937 году в Москве, как и во всём СССР не осталось ни одного лютеранского пастора. Старейшая лютеранская община прекратила своё существование.

Было интересно? Подписывайтесь!

Telegram: t.me/gilyarovski