Найти в Дзене

Портал PAKHOTIN о комиксе Маринетт Мортем «Ассоциальное сообщество»

Сегодня, 06.11.2024 искусствовед, кинокритик Мария Ефимова опубликовала статью на русском и английском языках на международной платформе экспертных статей PAKHOTIN о режиссере Маринетт Мортем в своей статье "Культурная осведомленность: как развить понимание и уважение к разным культурам". Автор пишет, что Маринетт Мортем — автор комикса "Асоциальное сообщество". В нем представлены деструктивные, но дружные и визуально уникальные персонажи, такие как кошка Вероника социопат, солнышко Хару-Хару психопат, Безглазый Олень Джерри — социофоб с паническими атаками, ананас Татьяна — рационалист, и питомец Тоби — просто собачка. Эти персонажи демонстрируют отсутствие или искажение культурной осведомленности через свои действия и взаимодействие друг с другом. Анализ их поведения помогает рассмотреть важность культурной осведомленности и её влияние на общение и поведение в обществе. Содержание статьи Нужно ли вообще знать обычному человеку, что такое культурная осведомленность, если это не касае
Оглавление

Сегодня, 06.11.2024 искусствовед, кинокритик Мария Ефимова опубликовала статью на русском и английском языках на международной платформе экспертных статей PAKHOTIN о режиссере Маринетт Мортем в своей статье "Культурная осведомленность: как развить понимание и уважение к разным культурам".

Автор пишет, что Маринетт Мортем — автор комикса "Асоциальное сообщество". В нем представлены деструктивные, но дружные и визуально уникальные персонажи, такие как кошка Вероника социопат, солнышко Хару-Хару психопат, Безглазый Олень Джерри — социофоб с паническими атаками, ананас Татьяна — рационалист, и питомец Тоби — просто собачка. Эти персонажи демонстрируют отсутствие или искажение культурной осведомленности через свои действия и взаимодействие друг с другом. Анализ их поведения помогает рассмотреть важность культурной осведомленности и её влияние на общение и поведение в обществе.

Содержание статьи

Нужно ли вообще знать обычному человеку, что такое культурная осведомленность, если это не касается его по работе? Или это действительно что-то на культурном языке, не имеющее отношение к человеку, если он по профессии: ни антрополог, ни этнограф, ни сотрудник музея, ни исследователь культуры, ни архивариус, ни преподаватель культурологии, ни специалист по международному туризму и международным отношениям и дипломатии, ни гид, ни экскурсовод, ни лингвист, ни переводчик. Разве нужна культурная осведомлённость современному человеку для успешного межкультурного общения, развития глобальной компетентности, гражданской культуры и толерантности? Разве не достаточно для этого простых поведенческих навыков, полученных в обычной среде своего воспитания?

Культурная осведомлённость – это способность человека понимать и оценивать различные культурные явления, а также видеть взаимосвязи между ними. Поэтому культурная осведомлённость позволяет человеку лучше понимать окружающий мир, развивать критическое мышление и аналитические навыки, которые необходимы для успешной адаптации в современном обществе.

Что отличает культурно осведомлённого человека

Культурно осведомлённый человек обладает более широким кругозором, открытым и толерантным мировоззрением, что позволяет ему лучше понимать и взаимодействовать с людьми из разных культурных сред. Для него характерны толерантность, уважение к разнообразию, способность увидеть общее и объединяющее в разных культурах. Терпимость к отличиям в культурных ценностях, знание и интерес к другим культурам, уважение к чужим традициям, способность к эмпатии, умение общаться и находить компромиссы, отсутствие предубеждений к чуждым или странным обычаям, открытость к новому опыту, готовность принять новые идеи, точки зрения и способы жизни, без осуждения и критики.

Культурно осведомлённый человек – это тот, кто обладает знаниями и пониманием различных культур, их ценностей, традиций, норм и особенностей. Такой человек способен уважать и ценить разнообразие, а также находить общий язык с людьми из разных культурных сред.

Признаки культурной неосведомленности

Можно назвать следующие признаки отсутствия культурной осведомлённости:

  • незнание или неправильное использование основных правил и норм поведения в обществе;
  • непонимание или пренебрежение историческими и культурными особенностями других народов;
  • отсутствие интереса к искусству, литературе и другим проявлениям культуры (к истории, музыке, кино, театру, архитектуре, мифам, обычаям и других формам культурного выражения);
  • неспособность анализировать и критически оценивать произведения культуры и искусства, неумение поддерживать беседу на эти темы.

Если собеседник дает негативную реакцию и комментарии по поводу различных событий и явлений, о культурных особенностях, традициях и истории разных стран, то культурная осведомлённость может быть ему недоступна на этом этапе развития личности.

Вред культурной неосведомленности

Ну допустим, человек не знает, или наоборот, знает, но сознательно не хочет быть культурно осведомленным. Какой вред отсутствие или недостаток культурной осведомлённости может это принести ему, или его окружению?

  • Вот пример вреда при отсутствии культурной осведомлённости: ошибочное толкование вербального или невербального поведения партнёров по взаимодействию, непонимание и конфликты могут привести к негативным последствиям.
  • В бизнесе или отношениях без учета культурных особенностей партнёров, можно столкнуться с недопониманием, разногласиями и потерей доверия.
  • В многонациональных коллективах без учета культурных различий коллеги могут создать напряжённую атмосферу и снизить свою эффективность.
  • Туристы и студенты, находящиеся в других странах, без знания местных правил и норм поведения могут нарушить закон, оскорбить жителей или вызвать недовольство и беспорядки.
  • В межличностных отношениях без понимания культурных различий менталитета и обычаев между людьми могут быть обиды, ссоры и разрыв отношений.

Как повысить свою культурную осведомленность

Достаточно ли быть культурно осведомленным без усилий, автоматически, по факту своего рождения в культурном обществе и пользования благами цивилизации, в том числе для выполнения своих функций как члена общества: выполнять работу, голосовать, потреблять контент – смотреть фильмы, читать статьи или новости на сайтах или в телеграмме? Как приобретается и наращивается культурная осведомленность?

Чтобы стать более осведомлённым в культурных вопросах, можно читать книги и статьи, слушать подкасты, стараясь находить источники с разных точек зрения; изучать историю и искусство разных наций и этносов; посещать музеи, галереи, фестивали, театры и выставки с произведениями искусства разных народов, стран и эпох; путешествовать и знакомиться с культурой разных стран; изучать иностранные языки и практиковаться с носителями языка; слушать классическую и национальную музыку разных жанров; смотреть фильмы и сериалы с аспектами жизни и традициями разных стран; общаться с интересными и образованными людьми с различными ценностями, делиться и обмениваться своим опытом и мнениями.

Доказательство от противного

Доказательство ценности и необходимости повышения культурной осведомлённости — основы взаимопонимания в современном мире, богатом культурными различиями, будет проведено от противного на основе главы «Чур не я» комикса Маринетт Мортем «Асоциальное сообщество», в котором: во-первых, показано как взаимодействуют его деструктивные, но дружные и визуально уникальные и эстетичные персонажи (кошка Верóника социопат, солнышко Хару-Хару психопат, Безглазый Олень Джерри – социофоб с паническими атаками, ананас Татьяна – рационалист, питомец Тоби – просто собачка.

Приведенный в статье анализ взаимодействия особенных персонажей с отсутствием или искажением культурной осведомленности связан с возможностью взглянуть на ситуации с разных точек зрения, а так же поднять вопрос корреляции творческого замысла и его возможных интерпретаций. Верно ли, что творческие замыслы, отраженные в развитии сюжета и персонажей, могут быть точности интерпретированы без искажений?

Загадка культурной осведомлённости

Рассмотрим пример — в зависимости от угла зрения, глядя на листок на столе, один человек видит цифру «6», а другой – «9». Кто из них прав? Оба? А ведь это цифра — наблюдаемый объект, а не кот Шредингера. Неужели в культурную осведомленность должно входить и перцептивное селекционное умение сортировать информацию по степени её значимости для личных целей индивида? Разве каждый видит то, что он хочет увидеть?

Культурная осведомленность – это и право выбора мнения и точки зрения, и отказ от предрассудков окружающих, и умение понять ситуацию в целом, если истина больше, чем одна. Разрешить эту загадку позволит характеристика понятия культурной осведомленности, а также возможности и способы ее повышения. В особенности, если показательно различие целей: Безглазый Олень Джерри: «Нужно найти Тоби», Верóника: «Нужно найти Джерри», Хару-Хару: «Нужно найти скидки», питомец Тоби, который нашел огромную говяжью ногу в витрине!

Асоциальное сообщество и культурная осведомленность

Рассмотрим ошибки в поведении и мышлении персонажей «Асоциального сообщества», которые из-за отсутствия культурной осведомлённости на самом деле несут угрозы и обществу, и самим себе. Действие происходит в Торговом Молле, где герои ищут пропавшего питомца Тоби.

  1. Игнорирование социальных норм: трикстер Верóника устраивает нападение и догонялки с солнышком-психопатом Хару-Хару, стараясь угомонить его, так как никак не может заставить его соблюдать общественные нормы и правила поведения. Ведь Хару-Хару не интересуют культурные правила или ожидания общества – он разбрасывает товары, манекены и муку, создавая клубы мучного тумана.
  2. Недостаток эмпатии: Безглазый Олень Джерри паникует, оставшись один, но при этом его пугает сам факт любого взаимодействия: он не понимает чувств и переживаний других людей, и поэтому он их боится. Женщина, напомнившая ему, что быть с собаками в магазине запрещено, вызывает у него ступор, но его спасает Верóника, говоря, что питомец Тоби – это животное эмоциональной поддержки.
  3. Агрессия и насилие: солнышко-психопат Хару-Хару завлекает за собой всю охрану Торгового Молла на склад, где связывает их всех воедино, для того, чтобы продолжать стаскивать товары в огромные кучи. Он явно не обладает навыками культурного общения и разрешения конфликтов и поэтому он спорит с Верóникой относительно покупки чего-то из товаров, собранных им в огромные кучи.
  4. Проблемы с ограничениями: по итогам устроенного хаоса, фотографии членов Асоциального сообщества вывешивается в Торговом Молле на входе, и им запрещается его посещение. Так же асоциальные люди могут сталкиваться с трудностями при поиске работы из-за недостатка навыков коммуникации и культурных знаний, что снижает их шансы на успешное трудоустройство.

Возможна ли социализация Асоциального сообщества?

Асоциальным можно назвать сообщество, которое стоит в стороне от основных социальных проблем, замкнуто в системе узкогрупповых ценностей и не принимает социально полезные цели деятельности. Члены асоциального сообщества объединены в группу за счёт общих интересов, ценностей и взглядов на жизнь, и таких сообществ и объединений действительно много.

Связь между асоциальным сообществом и культурной неосведомлённостью заключается в том, что недостаток знаний о культуре и традициях может способствовать формированию асоциального поведения. И поэтому культурная осведомлённость может помочь сделать асоциальное сообщество более социальным. Она способствует лучшему пониманию и уважению других точек зрения, повышает качество отношений и улучшает рабочую среду и сферу домашнего обитания.

Межличностное или межкультурное понимание

Различие в культуре и различие в типе личности – разные вещи. Культура относится к общественным нормам, ценностям и традициям, в то время как тип личности связан с индивидуальными особенностями человека. Различия в типе личности также могут влиять на отношения между людьми, так как каждый человек обладает уникальными чертами характера, предпочтениями и стилем общения.

Однако наличие культурной осведомленности может способствовать пониманию и принятию этих различий, лучшему взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, ведь каждый из них имеет свои уникальные черты и особенности, которые проявляются в их реакциях на происходящее.

Ролевые конфликты деструктивной коммуникации

Рассматриваемые асоциальные персонажи создают события и реагируют и ситуации по-разному, что отражает разнообразие отображаемых характеров их особенностей и взглядов.

Кошки-мышки, притяни-оттолкни

Заинтересовать, дать эмоции, азарт, заставить жить погоней за партнером, а затем исчезать на долгое время. Это одна из действующих стратегий пикапа, эмоциональные качели. Хару-Хару играет, заманивает и знает, что он это делает осознанно, а Верóника  полностью вовлекается в этот процесс, и злиться и догоняет его по настоящему.

Провокация и эскалация конфликта начинается с того, что Хару-Хару смотрит выжидающе и смеется, чем дразнит и выбешивает свою жертву. Он ее специально дразнит, и Верóника кидается на него, напрыгивая сзади. Хару-Хару делает удивленно-непричастное лицо, а затем совершает серию маневров, чтобы довести Верóнику до еще большего азарта, а затем рассыпает муку, чтоб скрыться в клубах тумана.

Апогей противостояния, где  Верóника  догоняет Хару-Хару, на самом деле был им запланирован: Хару-Хару заманил Верóнику в свое тайное место, и показал то, что натащил товары из магазина в огромную кучу «Взгляни, взгляни! Это все по скидке», для него связанные охранники это сопутствующий ущерб его замысла. И Верóника не уходит, а требует открыть, в чем его замысел.

Симбиоз

Верóника  носит у себя на спине, как рюкзак, ананас Татьяну, которая как голос разума дает саркастические комментарии тому, что происходит. Но для Верóники это создает фон эмоционального принятия ее такой, какая она есть, со всеми ее психологическими проблемами, которые она решает за счет манипуляций с беспомощным Безглазым Оленем Джерри и его и нуждаемостью ее в опеке, а также ее зависимостью от манипуляций и эмоциональных качелей с ярким и деятельным солнышком-психопатом Хару-Хару. Но на самом деле, Хару-Хару тоже нуждается в Верóнике, он сначала успевает выбесить охрану и заставить преследовать его, затем он связывает охрану, а и стаскивает на складе товары из магазина горы, и только потом ведет Верóнику, чтобы она одобрила его выбор, и купила ему «по скидке» то, что он специально насобирал, чтобы у нее это выпрашивать.

Спаситель–жертва–преследователь

Верóника гиперопекает Безглазого Оленя Джерри. Она запретила ему сходить с места, где она его оставляет, но он превозмогая себя идет самостоятельно идет искать Тоби. Она использует его страх, чтобы быть его Спасителем, защищая его от ступора и страха в коммуникациях.

Так же она преследует Хару-Хару, чтоб прекратить его безобразия, но когда ситуация выходит из-под контроля, она уже «девушка в беде», которую спасает бесстрашный Хару-Хару, вывозя всю компанию из супермаркета на тележке, и убегая от полиции. Если физиономия Хару-Хару всегда одинакова — он в постоянном ажиотаже, то в момент спасения обычно вялые полузакрытые глаза Верóники теперь уже пронизаны ужасом и восторгом. Вот что именно делает с ней Хару-Хару, не только катая на тележке, но и катая на эмоциональных качелях, то заставляя ее бегать за ним и охотиться на него, то спорить и торговаться, то вдруг спасать ее из непредвиденной ситуации, которую он сам и создал и из которой выход может найти только он сам.

Таким образом, герои «Асоциального сообщества» имеют свои уникальные черты, которые на их уровне культурного развития и осведомленности проявляются в их поведении и действиях. Это забавляет и позволяет увидеть себя или своих знакомых в одном из героев, но и напоминает, что быть культурно осведомлённым — это непрерывный процесс, который требует внимания, усилий и интереса к людям и созданному ими иллюзий, отношений и в целом к миру вокруг нас.

Вывод

На примере персонажей асоциального сообщества было показано, как вопросы низкого уровня культурной осведомлённости, как и разнообразие характеров персонажей и реакций на события отражает богатство культурного опыта и позволяет читателям лучше понять самих себя и окружающих, а также развивают навыки анализа и интерпретации произведений искусства.

Культурные различия могут влиять на отношения между людьми, вызывая трудности в коммуникации, выражении эмоций и мировоззрении. 
Однако культурные различия также могут быть источником обогащения и укрепления отношений, благодаря обмену опытом и знаниями, расширению кругозора и пониманию мира, так как разные люди могут по-разному воспринимать одни и те же события и явления.

Культурная осведомлённость позволяет человеку лучше понимать окружающий мир и самого себя, а также способствует формированию гармоничного и открытого общества.

Культурная осведомленность: как развить понимание и уважение к разным культурам

первая часть

https://dzen.ru/suite/eab14b18-1919-4287-a1d7-85a69b5af179

вторая часть

https://dzen.ru/suite/cc67a47d-5b4d-4ebc-870a-d9d81616d85f

Портал PAKHOTIN о комиксе Маринетт Мортем «Ассоциальное сообщество» - Дива Яцура

Маринетт  Мортем, автор комикса "Асоциальное сообщество"
Маринетт Мортем, автор комикса "Асоциальное сообщество"