Найти в Дзене
ЭкоЦентр Хабаровск

Что не так с электромобилями и почему «электрички» и забота об экологии – это про разное?

В погоне за чистым воздухом, электромобили стали героями нашего времени. Но насколько чист их “героизм” на самом деле?
Давайте разберемся, сопоставив автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и электрокар по ключевым параметрам, и узнаем, кто настоящий “зеленый” чемпион.
1. Добыча ресурсов: откуда берется “топливо”? ДВС (двигатель внутреннего сгорания): Знаете, когда впервые начали использовать нефть в качестве топлива? Примерно 3000 лет до нашей эры. В 21 веке сбор нефти с поверхности водоема – это устранение аварии. А тогда, на Ближнем Востоке, это была добыча полезного ископаемого. И, кстати, на том же Ближнем Востоке ее до сих пор еще 2/3 мировых запасов. Но это даже не главное. Главное – двигатели внутреннего сгорания на сегодня изучены вдоль и поперек, а также напичканы технологиями дожигания продуктов сгорания, адсорбции загрязнений и прочими решениями по снижению выбросов. Современный дизельный двигатель на сегодня производит примерно столько же продуктов сгорания, сколько
Оглавление

В погоне за чистым воздухом, электромобили стали героями нашего времени. Но насколько чист их “героизм” на самом деле?

Давайте разберемся, сопоставив автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и электрокар по ключевым параметрам, и узнаем, кто настоящий “зеленый” чемпион.

1. Добыча ресурсов: откуда берется “топливо”?

-2

ДВС (двигатель внутреннего сгорания): Знаете, когда впервые начали использовать нефть в качестве топлива? Примерно 3000 лет до нашей эры. В 21 веке сбор нефти с поверхности водоема – это устранение аварии. А тогда, на Ближнем Востоке, это была добыча полезного ископаемого. И, кстати, на том же Ближнем Востоке ее до сих пор еще 2/3 мировых запасов. Но это даже не главное. Главное – двигатели внутреннего сгорания на сегодня изучены вдоль и поперек, а также напичканы технологиями дожигания продуктов сгорания, адсорбции загрязнений и прочими решениями по снижению выбросов. Современный дизельный двигатель на сегодня производит примерно столько же продуктов сгорания, сколько газонокосилка на двухтактном моторе.

· Электрокар: Бум аккумуляторной техники начался тогда, когда их научились делать из лития.
И тут легкая ирония. Полимер, используемый в качестве электролита, в литий-полимерных аккумуляторах (которые являются «более экологичным развитием» литий-ионных аккумуляторов) получают из чего? Правильно, из нефти, но это не главная проблема. Главное – это технология добычи лития, которая, на сегодня, значительно более «грязная», чем та же добыча нефти. Например, метод обжига известняка перестал использоваться одним из крупнейших предприятий добычи лития – китайской CITIC Guoan Group из-за серьезного загрязнения окружающей среды. Другие методы обогащения литийсодержащих пород мало того, что очень дороги, так еще и не лучше (используются серная кислота, хлор). С добычей лития из рассолов дела не лучше – в окружающей среде в концентрированном виде остается огромное количество сопутствующих элементов.
Ирония №2 – в России перспективной считается (и кое-где даже уже планируется к опытно-промышленной реализации) добыча лития из… попутных вод нефтяных и газовых месторождений. Да, опять нефть.

2. Утилизация: куда девать отслуживший транспорт?

-3

ДВС: Автомобиль с ДВС – это куча металла, пластика, немного стекла, немного резины и совсем чуть-чуть горюче-смазочных материалов. Все это, так или иначе – перерабатывается. А экономически целесообразных технологий обезвреживания и утилизации ГСМ на сегодня – много.

· Электрокар: Что делать с металлом, пластиком и стеклом – абсолютно понятно. Смазочных материалов там вообще следовые количества, а вот экономически целесообразных технологий переработки литиевых батарей сегодня нет нигде в мире. И в ближайшее время – не предвидится по нескольким причинам.
Первая – аккумуляторная батарея – это сложная многокомпонентная деталь, в которой огромное количество составляющих частей, которые надо отделить друг от друга (это крайне сложно и, скорее всего, придется делать это вручную, а ручной труд – дорого).
Вторая вытекает из первой – все батареи у всех производителей разные по форме, составу, конструкции и еще куче мелких деталей. И невозможно создать универсальный процесс подготовки батареи к утилизации. С каждой батареей нужно разбираться отдельно!
В-третьих, батареи большие, тяжелые и, при разборке, ядовитые. Поэтому сегодня отслужившие свой срок батареи, скорее всего, пойдут на полигон промышленных (но, скорее всего, - бытовых) отходов. Эта проблема не только в России, но и во всем мире. как-то не получается тут бороться в проблемой захоронения отходов.

3. Безопасность эксплуатации: какой транспорт дышит чище?

· ДВС: Выхлопные газы отравляют атмосферу и вредят здоровью. Бесспорно. Могут быть проливы ГСМ на почву, в воду - тоже плохо. Но есть один нюанс – про выхлопы мы уже выше поговорили (даже с подозрением покосились на свои газонокосилки). А ликвидация последствий загрязнения окружающей среды нефтепродуктами – процесс, максимально изученный и отработанный. С известным загрязнителем работать всегда легко – ты знаешь, чего ожидать и можешь к этому приготовиться. Спойлер следующего абзаца: по данным МЧС России, современный автомобиль сгорает дотла за 5-6 минут.

· Электрокар: Не имеет выхлопных газов. Это отлично. Но дальше начинаются допущения.
Во-первых, «электричка» намного тяжелее. У электрокара быстрее изнашиваются шины (выбрасывая значительно больше резиновой пыли), тормозные колодки (выбрасывая значительно больше абразивной пыли). Пыль от всего этого оседает в наших легких. И если для углерода (сажи) от ДВС в нашей стране установлена предельно допустимая концентрация – 0,15 мг/куб. м. воздуха, то для резиновой и абразивной пыли – только ориентировочный безопасный уровень воздействия - недостаточно исследований.
Самое интересное: литиевые аккумуляторы могут, мало того, что самовозгораться, так еще и горят, иногда, несколько дней. Есть разница – 5-6 минут или несколько дней горения?
А мы же помним о том, что аккумуляторы все разные по составу, структуре, форме? Так и вещества в них в процессе горения образуют разные соединения, с которыми надо по-разному обращаться, и они могут быть намного ядовитее, чем пыль.

4. Углеродный след: сколько “зеленой” энергии нужно?

· Бензиновый автомобиль: Большой углеродный след - от добычи нефти до ее сжигания в двигателе. Что, в принципе, логично: нефть на 87% состоит из углерода. Открытие страшной тайны: живые организмы состоят из органических соединений, то есть мало того, что мы с вами - углеродная форма жизни, так мы еще и с нефтью дальние родственники (в человеке примерно 21% углерода).

· Электрокар: 76% электроэнергии в мире производят тепловые электростанции. А для того, чтобы производить электроэнергию на ТЭС, нужны: уголь (углерод, грязно и пыльно), природный газ (чище, но дороже и есть не везде), реже – мазут, нефть, бензин, дизельное топливо (опять нефть!!!) и прочие экзотические виды полезных ископаемых, добыча которых наносит вред окружающей среде. Для любителей «зеленой энергетики»: солнечные электростанции – 3,5%, ветряки – 5,5% мировой электроэнергии. И их отсроченное воздействие на окружающую среду не так однозначно (но это тема для отдельного разговора).

Подводя итог:

На нашем канале есть видео под названием «Лопата – лучший друг эколога». Чтобы действительно разобраться, где – настоящая забота об окружающей среде, а где – маркетинг, лопата очень пригодится. Ведь стоит копнуть чуть глубже… И мы, скорее всего, найдем нефть.

Какой вывод можно сделать?

На самом деле, электромобиль – это не плохо. Это – следствие развития всего транспорта, очередная ступенька в эволюции человечества. Это как перфокарты, за ними – 5- и 3,5- дюймовые дискеты и CD-диски… А теперь у нас под большим пальцем – все знания мира.

Но, прежде чем слепо верить в маркетинговые уловки, заставляющие вас покупать именно то, что нужно продать, нужно очень внимательно ознакомиться с этими знаниями. Взять лопату и копнуть немного глубже, чем мы копали, когда писали эту статью.

Важно помнить:

· Экологичность зависит от многих факторов, и нет простого ответа на вопрос, что экологичнее.

· Технологии развиваются, и утилизация литиевых аккумуляторов будет совершенствоваться. Переход на возобновляемые источники энергии сделает электромобили более “зелеными”. Или их рано или поздно заменит что-то еще.

Мы узнали, что электромобиль - не “волшебная палочка”. Но это перспективный вид транспорта, который может стать более экологичным в будущем.

Хотите действительно разбираться в вопросах экологии? Подписывайтесь на наши соц. сети - здесь все об экологии от настоящих экологов.

А если нужна помощь в экологических исследованиях и составлении правильной документации, свяжитесь с нами (работаем по всей России):

Наш сайт https://eco-centre.pro/
+7 (4212) 51-64-69 — Проектный центр
+7 (4212) 51-64-79 — Лабораторно-экспертный центр
+7 (4212) 51-64-96 - Учебный центр
E-mail: info@eco-centre.pro