Найти в Дзене

Армения - заочные детско-юношеские воспоминания

Оглавление

Пришло время мне вспомнить об Армении. Хотя я там никогда и не бывал, но мне очень много есть чего сказать об этой стране. Ибо мы все в России в той или иной степени контактируем с уроженцами этого региона. И учитывая сложные отношения между Россией и Арменией сейчас, поговорить об этом стоит.

Ереван. Ноябрь 1988. Войска на улицах
Ереван. Ноябрь 1988. Войска на улицах

И я бы даже сказал не просто поговорить, а открыть тему или направление, как это правильно сказать, посвященное Армении.

Уже почти год, как я создал рубрику Кавказус, в которой я и собирался писать о делах Закавказских. И во вводной статье я немного раскрыл содержание этой рубрики - армяно-азербайджанские противоречия.

Назову это именно противоречиями, ибо конфликт это все-таки более узкое понятие.

И пока еще на эту тему я ничего не писал. Тема острая, больная, кровоточащая. О ней сложно писать так однозначно, чтобы не вызвать упреки той или другой стороны. Не ставлю себе целью понравиться всем. Ибо все равно будут недовольны.

Буду стараться быть объективным, но от субъективности все равно нельзя будет отрешиться совсем. Ибо я родился в Азербайджане, и в определенной степени унаследовал некоторое настороженное отношение к Армении, как к государству, и к его определенным политическим группам.

Впрочем становиться на защиту Азербайджана я тоже не собираюсь.

В разрешении этого конфликта нужно выбирать не ту или иную сторону, а искать общее, те точки соприкосновения, те компромиссы, которые приведут к мирной совместной жизни народов Азербайджана и Армении.

И возвращаясь к вопросу какую сторону выбирать я все-таки гражданин России. И думаю, что ответ на этот вопрос понятен. Я выбираю Россию.

Я выбираю российскую армию, ранее советскую, которая когда-то встала разделительным барьером между двумя конфликтующими сторонами. В ряде случаев конечно советские силовики допустили перегибы, как-то Черный январь 1990 года в Баку. В то же время считать виновным во всем этом конфликте исключительно Москву я бы не стал. Все сложнее, и в то же время проще. Хотя Россия как правопреемница Советского Союза безусловна несет значительную долю ответственности за происходящее на Южном Кавказе (Закавказье).

Это было небольшое введение. А теперь собственно к одной из сторон конфликта.

Армения - воспоминания из детства

Что я вообще знал об Армении в детстве? Да практически ничего. Помню, что учебник истории СССР начинался с рассказа про государство Урарту, как одно из самых древних на территории Советского Союза.

Помню фото армянских и грузинских храмов из того же учебника истории.

-2

Помню у нас в классе была девочка армянка. Рассудительная такая спокойная.

А жили мы в то время в Польше. Отец там служил.

И вот в феврале 1988 года смотрим центральные новости по телевизору и узнаем про погромы в Сумгаите. И диктор сообщает о количестве жертв около 30.

Причины мне были тогда неясны. От родителей никаких комментариев не помню. Хотя это событие вызвало у них тревогу. Дело в том, что нам уже было известно следующее место службы отца. Его переводили в Баку.

И естественно, что происходящие в Закавказье события стали нас интересовать.

Мне по детству этот вопрос не сильно взволновал. Мое внимание было приковано к Афганистану. Но тем не менее сам факт Сумгаитских событий мне показался чем-то экстраординарным. По количеству жертв.

Год спустя летом 1989 года, когда на фоне событий в Фергане сообщат уже о более чем 150 погибших, я буду сильно удивлен уже второй раз. А уже зимой 1990 года порог моих удивлений или чувствительности сильно понизится.

Это сейчас нас не удивляют тысячи погибших в день в известной операции. А тогда для "проклятого тоталитарного" Советского Союза такие жертвы были большой катастрофой.

Впрочем, приехав летом 1988 года в Баку, мы не ощутили какого-то особого напряжения в жизни города. Все текло своим спокойным чередом.

Правда по дороге пока мы ехали на такси нам встретилась большая колонна десантников, шедшая по дороге. Вроде это был проспект Строителей. Мы ехали в гостиницу Каспийского пароходства. А колонны десантников шли довольно широкими шеренгами (коробками наверное по шесть или восемь).

Ну мне тогда казалась так. Хотя вроде для походного строя такие широкие коробки не используются. И как раз таксист вспомнил тему Карабаха. Что-то начал об этом говорить матери. Что конкретно не помню.

Ситуация изменилась в конце ноября 1988 года. Я не понял, что произошло. Перестали ходить автобусы на некоторое время - забастовка.

А в классе перестали появляться две девочки армянки. Был у нас еще парень арменин, но он скорее был похож на русского. И он остался.

Пока писал, узнал что правильно сейчас "армянин" вместо "арменин". Непривычно.

В Баку начался массовый митинг под руководством Народного фронта Азербайджана, который продолжался пару недель на площади перед зданием Правительства.

-3

Масштабы митинга видны на этих фото. А вот на следующем вообще картина чумовая.

-4

Люди сидят на верхотуре и не боятся ведь. Ограждение так себе.

А на улицах города появилась военная техника. Был введен комендантский час и особое положение. Причем количество техники было лютое.

Например, на один перекресток приходилось точно штуки четыре БМП. С началом комендантского часа они выкатывались поперек проезжей части, закрывая дорогу.

То же самое в это время происходило в Ереване. По крайней мере так показывали по телевизору. Сейчас мне такие меры кажутся избыточными. Техника стояла пару месяцев точно. Особенно в местах сосредоточения на площадях, возле органов государственной власти. А вот во время Черного января 1990 года, когда накал событий был гораздо выше, и на улицах были перестрелки, военную технику довольно быстро с улиц убрали.

Тогда в ноябре 1988 года я от присутствия техники на самом деле испытывал чуть ли не чувство восторга. Где еще можно регулярно наблюдать танки, БМП, БТР вот так вот на расстоянии вытянутой руки. А что вы хотите от 13-летнего пацана? Хотя когда пресса спрашивала горожан. что они думают по поводу всего этого, большинство были недовольны.

А я напротив чувствовал себя как-то в большей безопасности, когда армия была на улице. Солдат ребенка ведь не обидит. И у нас в школе кстати дежурила группа десантников постоянно с тех времен.

Хотя для транспортного сообщения техника, конечно, представляла собой неудобства. Например, напротив общевойскового училища БМП стояли в два ряда, серьезно сужая проезжую часть по ул. Алекперова, и вызывая постоянно мелкие ДТП. Поэтому простых автовладельцев можно было понять.

В это же время у нас на партах начали встречаться надписи Карабах бизимдир, то есть Карабах наш, то есть азербайджанский.

За что выступали митингующие в центре города, я тогда с трудом понимал. Ну понятно, что за Карабах. Но как бы смысл этих выступлений не понимал. В конечном итоге 5 декабря 1988 года митинг был разогнан с помощью холостого выстрела из танка и действий внутренних войск.

И почти на год жизнь в Баку приобрела спокойный характер, по крайней мере мне так казалось. Летом 1989 года режим Особого положения был снят, комендантский час отменен.

Те кто меня будут читать наверное не смогут понять, почему же я озаглавил свой рассказ как "Армения - ...". Где же тут про Армению. На самом деле она тут везде. Ибо события в Азербайджане - это проекция действий Армении, равно как и наоборот.

Ну и я описываю те события в Азербайджане, так сказать бэкграунд, который сформировал во многом мое представление об Армении.

А Армения сейчас как раз начнет появляться активнее. Ибо я дошел в своем повествовании до 1990 года.

Армения атакует

С осени 1989 года обстановка в Карабахе стала ухудшаться.Стали появляться незаконные вооруженные формирования. Начались взаимные обстрелы сел, нападения на наших военных.

И вот тут я должен выразить сожаление, что именно тогда я не начал вести дневник или хронику событий. Буквально уже через несколько месяцев я начну активно делать газетные вырезки на тему Карабаха, и вообще межнациональных конфликтов. Но осенью 1989 года я об этом не подумал.

Я тогда действительно уже увлекался собиранием материалов из газет, но в основном по военной истории, биографии известных военных деятелей, делал вырезки по военной технике, по восточным единоборствам. А вот армяно-азербайджанскую тему я почему-то собирал.

Из-за этого в моем архиве большой пробел по событиям января 1990 года. Электронных архивов за этот период ведущие издания так и не сделали. Хотя возможно я отстал от жизни, надо проверить.

Ладно хоть у нас появился "Коммерсант" летом 1990 года, который следил и за военно-политическими событиями, и новости той поры у него представлены в интернете. Но опять же только с лета 1990 года.

Почему я так фиксируюсь на этом моменте?

Дело в том, что у меня есть стойкое впечатление, что с осени 1989 года переход в вооруженную стадию конфликта в значительной степени инициировался вооруженными формированиями со стороны Армении.

Могу ошибаться. Может это было обоюдное нагнетание. Но из новостных программ ТВ казалось именно так. Тогда же с нового 1990 года изменилась новостная сетка вещания. Насколько я помню, новости стали выходить чаше. И чаще стали выдавать репортажи с места событий.

И часто слышались такие новости:

  • со стороны армянского села обстреляно азербайджанское село;
  • нападение на советских военнослужащих со стороны армянских боевиков;
  • боевиками похищены два танка Советской Армии.

Особенно на меня произвело впечатление такая новость

вертолеты без опознавательных знаков прилетают со стороны Армении в карабахские села, привозят боевиков. Случаются обстрелы со стороны вертолетов.

И что я тогда думал? Вот приплыли блин со свободой и демократией.

И почему именно с армянской стороны чаще всего идут нападения.

Почему заслоном выступают наши бойцы. Но чисто заслоном. Почему не предпринимаются активные действия по преследованию этих вооруженных групп. Почему армия находится исключительно в пассивном оборонительном режиме.

Или про вертолеты. Как так получается, что непонятно чьи вертолеты летают над зоной боевых действий, и никто ничего против них не предпринимает.

Вот с такими вопросами я встретил новый 1990 год и продолжал жить с этими вопросами вплоть до 1992 года. Не имея ответа.

То есть вот тогда у меня и возник вопрос к Армении. А что происходит вообще? Неужели территориальный вопрос надо превращать в войну с многочисленными жертвами?

Хотя по большому счету это вопрос не к Армении тогда был, а все-таки к Москве.

Еще продолжим...