Найти в Дзене

Виллем Схаутен и Якоб Лемер: секреты географических открытий. Часть I

Наряду с Виллемом Янсзоном и Оливером ван Ноортом, герои этого рассказа в начале 17-го века были довольно известны как моряки, торговцы и исследователи. Интересно то, что о сухопутной жизни этих людей сведений немного, ну разве что кроме Якоба Лемера. В основном, это события их морских путешествий. И непростых путешествий. Были у них и кругосветки, и открытие новых земель, и корпоративные войны. И каперство. Насыщенная и разнообразная морская жизнь. И что важно, поискам Терра Аустралис Инкогнита в их жизни тоже было место. В 1615 году, в мае, два корабля, «Иендрахт» и «Хоорн», покинули порт Хорн и направились к Огненной Земле. Голландцы – отличные моряки и кораблестроители, их корабли прочны и способны выдержать непростые условия мореплавания в высоких южных широтах. 220-тонным военным кораблем «Иендрахт» командовал Виллем Корнелиус Схаутен. 110-тонной яхтой «Хоорн» Якоб Лемер. Возможно, что и ле Мер. Тогда эта фамилия или прозвище имеет прямое отношение к морю и вряд ли это случайност

Наряду с Виллемом Янсзоном и Оливером ван Ноортом, герои этого рассказа в начале 17-го века были довольно известны как моряки, торговцы и исследователи. Интересно то, что о сухопутной жизни этих людей сведений немного, ну разве что кроме Якоба Лемера. В основном, это события их морских путешествий. И непростых путешествий. Были у них и кругосветки, и открытие новых земель, и корпоративные войны. И каперство. Насыщенная и разнообразная морская жизнь. И что важно, поискам Терра Аустралис Инкогнита в их жизни тоже было место.

В 1615 году, в мае, два корабля, «Иендрахт» и «Хоорн», покинули порт Хорн и направились к Огненной Земле. Голландцы – отличные моряки и кораблестроители, их корабли прочны и способны выдержать непростые условия мореплавания в высоких южных широтах. 220-тонным военным кораблем «Иендрахт» командовал Виллем Корнелиус Схаутен. 110-тонной яхтой «Хоорн» Якоб Лемер. Возможно, что и ле Мер. Тогда эта фамилия или прозвище имеет прямое отношение к морю и вряд ли это случайность.

Якоб Лемер (слева) и Виллем Схаутен
Якоб Лемер (слева) и Виллем Схаутен

Плаванье было организовано отцом Якоба, известным торговцем Исааком ле Мером. Исаак был одним из основателей голландской Ост-Индской компании, владел частью ее капитала. Он организовал торговлю с разными регионами Земного шара. Например, с Архангельском. Треть морской торговли с Московией принадлежала ему. И слава авантюриста следовала за ним по пятам. Его коммерческая деятельность велика и разнообразна – биржевые операции, основанные им различные торговые компании и так далее. А еще секретные контакты с французским двором и лично с Генрихом IV, что, конечно, не понравилось голландским властям. Но… это вне рамок моего рассказа. Как-нибудь в другой раз, если будет интересно вам и мне. А в этой экспедиции в южные моря еще участвовал брат Якоба Даниэль. В экспедиции участвовали браться Схаутена и родственники и друзья семейства Лемеров. Семейный бизнес во всей красе.

Голландская Ост-Индская компания
Голландская Ост-Индская компания

Лемер, Схаутен, другие офицеры и начальники (вицекарго и рангом поменьше), а также моряки вышеупомянутых судов подписали контракт с вновь образованной, но страшно засекреченной «Австралийской компанией». Как потом оказалось, это Исаак Лемер затеял проект в обход Ост-Индской компании. И деньги на экспедицию были собраны этаким краудфайдинговым способом с жителей городка Хорн, родного города Виллема Схаутена. Пять месяцев суда странствовали по Атлантическому океану, побывали на берегах Африки, торговали с чернокожими, были потрепаны сильными ветрами. И только через пять месяцев плавания, у берегов Патагонии, участникам экспедиции была открыта истинная цель путешествия – поиски путей к Моллукским островам в обход контроля Ост-Индской компании. Эта компания контролировала и западные подходы через Индийский океан, и восточный путь через Магелланов пролив. На общем собрании Схаутен и Лемер каждый озвучили в подробностях цели путешествия и массу интересных сведений о землях Тихого океана, которые предстояло подтвердить или опровергнуть.

Якоб Лемер обладал голландским переводом записок Педро Фернандеса де Кироса (смотри мои более ранние статьи об этом мореплавателе), и цитировал выбранные места о богатстве огромного материка, который лежит в Тихом океане к западу от Перу. «Истинный рай, множество фруктов, пряностей, орехов и других полезных растений. Серебро, жемчуг и золото». Кирос не жалел красок на описание. Для простых матросов такие речи как сладкий вкусный пряник. И, тем не менее, Терра Аустралис Инкогнита оставалась мифом, легендой, несбывшейся мечтой. Пятьдесят лет поисков пока что не принесли никакого результата. Но ведь и через 200 лет продолжали искать эту землю мореплаватели даже несмотря на то, что Джеймс Кук авторитетно обосновал отсутствие Неизвестного Южного Континента. Где-то там, на север и северо-восток от Новой Зеландии, на юго-восток от Новой Гвинеи, там, где ныне рассыпаны острова и архипелаги, в представлении географов, астрономов и мореплавателей-авантюристов лежит райская земля, до неба заполненная разнообразными сокровищами. Ее нужно только найти.

Голландцы были прекрасными мореплавателями, первооткрывательский авантюризм им был не свойственен. Открытия новых земель они считали побочным эффектом главного дела – морской торговли, но относились к открытиям с дотошностью и скрупулезностью бухгалтера – подробно документировали все, тщательно секретили информацию, в основном, в коммерческих целях. Так сформировался иной принцип исследования неизвестных уголков земного шара. Поиск новых ресурсов, лучших маршрутов для морской торговли и скрупулезное описание всего нового – такая же часть коммерческой деятельности голландских моряков. Голландские компании открывали свои представительства на островах Тихого океана, и через несколько лет представительства превращались во влиятельные военные и дипломатические структуры. На Яве и Джакарте били созданы базы для торговой экспансии в восточных морях. Политические силы в Голландии активно использовали потенциал торговых представительств своих компаний. Коммерция оставалась главной, а география была нужна в той мере, в коей поддерживала коммерцию.

Огненная Земля
Огненная Земля

Перед тем как обогнуть Терра дель Фуего – Огненную Землю – с юга, голландцы вытащили свои корабли на берег для ремонта и очистки подводной части. Во время этой процедуры – ну как же, перед походом в высокие широты корабли стоит облегчить, избавить их от лишнего груза – «Хоорн» загорелся и погиб в огне. История это довольно темная, хотя и с огоньком. Планировалось обжечь слой ракушек, наросших ниже ватерлинии, чтобы его можно было легко снять. Каким образом вспыхнул порох в крюйт-камере, неизвестно, да и была ли она на яхте – эта крюйт-камера. Но раздался взрыв и моментально возник сильнейший пожар, поглотивший «Хоорн». Остались серебрянные деньги и слитки, частично оплавленные. Несколько медных листов и железных изделий, также изрядно пострадавшие от огня. Далее «Иендрахт» отправился один, взяв на борт команду «Хоорна».

Пролив Лемера
Пролив Лемера

Они прошли мимо входа в Магелланов пролив, открыли остров на востоке от Огненной Земли и назвали его Землей Штатов (Голландских, естественно), а пролив именем Якоба Лемера. Пять дней они огибали с юга Огненную Землю, а самую южную оконечность Схаутен назвал в честь своего родного города – мыс Хорн, известный теперь всему миру как мыс Горн. О приключениях Схаутена и Лемера в Тихом океане я расскажу в следующей части…