Найти в Дзене
Камбоджа Ангкор

Французы не открывали Ангкор!

Люблю бороться с мифами, особенно это легко делать, когда все ответы лежат на поверхности. В наши проще открыть говнопедию и поверить в ересь написанную горсткой упырей там, самому проверить тот или иной факт.
Одна из моих самых больших претензий — это старый миф о том, что французы, в частности исследователь Анри Муо, «открыли Ангкор» в 1860 году. Этот миф основан на идее о том, что камбоджийцы ничего не знали о своём прошлом и поэтому помогли французам оправдать колониальное правление, «вернув стране былое величие» (Dagens 1995:47). Поскольку Ангкор в последнее время был в центре внимания из-за недавнего документального фильма BBC, эта фактическая неточность продолжает распространяться. Пришло время развеять этот миф. И это я еще не буду касаться того, что в РУНЕТЕ пишут о том, что Муо нашёл Ангкор ват случайно.....это тема еще для одного разоблачения и просто ржака. [Примечание, прежде чем я перейду к делу: я один их тех, который указывает на то, что Мухо не открывал Ангкор или чт

Люблю бороться с мифами, особенно это легко делать, когда все ответы лежат на поверхности. В наши проще открыть говнопедию и поверить в ересь написанную горсткой упырей там, самому проверить тот или иной факт.
Одна из моих самых больших претензий — это старый миф о том, что французы, в частности исследователь Анри Муо, «открыли Ангкор» в 1860 году. Этот миф основан на идее о том, что камбоджийцы ничего не знали о своём прошлом и поэтому помогли французам оправдать колониальное правление, «вернув стране былое величие» (Dagens 1995:47). Поскольку Ангкор в последнее время был в центре внимания из-за недавнего документального фильма BBC, эта фактическая неточность продолжает распространяться. Пришло время развеять этот миф. И это я еще не буду касаться того, что в РУНЕТЕ пишут о том, что Муо нашёл Ангкор ват случайно.....это тема еще для одного разоблачения и просто ржака.

Рисунок Ангкор-Вата, сделанный Анри Муо, который не был первооткрывателем Ангкора.
Рисунок Ангкор-Вата, сделанный Анри Муо, который не был первооткрывателем Ангкора.

[Примечание, прежде чем я перейду к делу: я один их тех, который указывает на то, что Мухо не открывал Ангкор или что Ангкор не был полностью забыт. Но я замечаю, что эта часть дезинформации часто цитируется и всплывает в поиске Google в самых разных местах. . Или подразумевается, что мало кто «кроме местных монахов и жителей деревень» знал об Ангкоре, что также неверно, учитывая важность Ангкор Вата как места паломничества буддистов (см. ниже). Услышав, как ещё один человек упомянул об этом в непринуждённой беседе, я подумал, что пора ненадолго вернуться к этой теме.]

Вот что мы знаем наверняка. В начале XV века н. э. различные социально-политические и, вероятно, природные факторы способствовали переносу столицы Ангкора в окрестности Пномпеня. Конфликты с Аютаей и сбои в системе управления водными ресурсами, возможно, послужили причиной переселения людей из региона Ангкор, но также важно помнить, что расширение торговли с Китаем и улучшение доступа к этой торговле в районе Пномпеня способствовали переселению людей дальше на юг (Чандлер, 2008: 92). Хотя регион Ангкор, по-видимому, обезлюдел, а многие храмы пришли в упадок и были заброшены, регион не был полностью забыт. Храм Ангкор Ват был центром поклонения вплоть до французского колониального периода.

Вот краткий (хотя и неполный) список событий, произошедших в Ангкор-Вате с момента «краха» Ангкорской империи до французского колониального периода.

— В камбоджийских легендах описывается, как Ангкор Ват был заново открыт в середине XVI века н. э. камбоджийским королём во время охоты на слонов (Томпсон, 2004). Хотя точные детали этой легенды неясны, мы знаем из свидетельств, найденных в самом Ангкор Вате, что король Анг Чан действительно вернулся в этот период. Надписи рассказывают о том, как в 1564 году он приказал завершить барельефы на северо-восточной галерее Ангкор-Вата, которые остались незаконченными в XII веке. Король Анг Чан, возможно, также был причастен к скрытым картинам, которые недавно были обнаружены в Ангкор Вате.

Фрагмент барельефа XVI века в Ангкор-Вате.
Фрагмент барельефа XVI века в Ангкор-Вате.

— Первым европейцем, посетившим Ангкор Ват, по-видимому, был португальский монах-капуцин по имени Антонио да Магдалена в 1586 году. (Краткое описание его рассказа, пересказанного Диогу ду Коуту, можно прочитать в книге Dagens 1995: 133-5).

— Несколько членов кхмерской королевской семьи вернулись в Ангкор Ват в середине-конце XVI века, оставив несколько надписей вокруг Ангкор Вата. Именно в этот период верхний уровень Ангкор-Вата, называемый Бакан, был преобразован из вишнуистского святилища в буддийское. Несколько проёмов в центральном святилище были закрыты изображениями Будды. В этот же период Ангкор Ват, по-видимому, превратился в место буддийского паломничества.

Ангкор Ват был важным духовным центром не только для камбоджийцев, но и для жителей близлежащих регионов. В 1668 году французский миссионер описал, как Ангкор-Ват был «известен среди язычников [неверных] пяти или шести королевств» (Dagens 1995: 27).

— Первый план Ангкор Вата из известных был нарисован японским паломником в начале XVII века и скопирован в 1715 году.

Японский план Ангкор-Вата 1715 года.
Японский план Ангкор-Вата 1715 года.

- В начале XVIII века н. э. камбоджийский «придворный сановник» построил большую ступу в честь своей жены и сыновей прямо за восточной галереей Ангкор Вата. Большая надпись, сделанная на кхмерском языке, описывает строительство этой ступы. Члены одной семьи в Сиемреапе до сих пор раз в год собираются у ступы, чтобы почтить память своих предков.

Надпись камбоджийского придворного сановника, описывающая строительство ступы на восточной стороне Ангкор Вата.
Надпись камбоджийского придворного сановника, описывающая строительство ступы на восточной стороне Ангкор Вата.
-5

Ступа на восточной стороне Ангкор Вата, построенная в начале XVIII века н. э. Здесь вы можете увидеть членов семьи из Сиемреапа, которые поклоняются своим предкам в ступе.

— Другой французский миссионер, Шарль-Эмиль Буильво, посетил Ангкор и Ангкор Ват в 1850 году и опубликовал отчёт о своём визите в 1858 году, за два года до прибытия Анри Муо. Кроме того, в 1819 году был опубликован перевод рассказа китайского миссионера Чжоу Та-Куана о его визите в Ангкор в конце XIII века. Тем не менее, жителям Запада было трудно представить себе Ангкор, пока Анри Муо не посетил его и не опубликовал свой дневник и рисунки. Именно эти изображения поразили воображение Запада.

Сам Муо никогда не утверждал, что открыл Ангкор, эта тема не обсуждалась в его публикациях, и, как было сказано выше, Ангкор был хорошо известен в регионе. Как отмечает Дагенс (1995: 41-42), «это слово использовалось... до тех пор, пока идея о том, что Муо «открыл» Ангкор, просто не стала общепринятым фактом».

— В рамках раскопок в проекте «Большой Ангкор» в 2013 году также обнаружили свидетельства того, что территория вокруг Ангкор-Вата продолжала использоваться/населяться вплоть до XVII века, в виде китайской керамики.

- Французы выселили группу монахов, которые жили перед Ангкор-Ватом, когда прибыли туда в XIX веке.

Итак, всё это говорит о том, что храм Ангкор-Ват в частности никогда не покидался камбоджийцами и продолжал оставаться важным духовным центром на протяжении сотен лет после Ангкора.

Но то, как камбоджийцы воспринимали своё прошлое, было сложным и плохо изученным французами. Пенни Эдвардс в своей книге «Камбоджа: становление нации 1860–1945» исследовала, как французы использовали прошлое для формирования современной камбоджийской нации. Она рассуждает о том, что кхмерские монахи и другие люди, у которых брали интервью французы, придерживались «нелинейной исторической перспективы», из-за чего французы решили, что кхмеры не помнят своего прошлого и не знают, кто построил храм Ангкор-Ват (Эдвардс, 2007: 25). Она говорит, что

«Кхмеры, жившие неподалёку от храма [Ангкор Ват], воспринимали Ангкор не как памятник кхмерской государственности или предмет национальной гордости, а скорее как религиозное место, связанное в народных верованиях со знаменитыми монархами и мифическими персонажами».

В период французского колониального правления Ангкор Ват и ангорское прошлое стали неотъемлемой частью камбоджийской нации и национальной идентичности. Ангкор-Ват впервые появился на камбоджийском флаге в период французского протектората и с тех пор, за некоторыми краткими исключениями, остаётся на нём. Хотя французский протекторат, безусловно, повлиял на наше восприятие и понимание истории Камбоджи, важно отметить, что они не открывали Ангкор. Многие камбоджийцы уже знали об Ангкор Вате и понимали, что он сыграл важную роль в их прошлом. Однако благодаря трудам Муо, Ангкор стал популярен на Западе, и это стало важной вехой. Так что давайте воздадим ему должное за это и перестанем говорить, что он открыл Ангкор.

#Камбоджа
#Ангкор_ват