Почти три года Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского находилась на реставрации, а мы – любители творчества великого мариниста – с нетерпением ждали её открытия. И вот, наконец, в марте этого года появилась новость, что масштабная реставрация завершена и в преддверии празднования 10-й годовщины воссоединения Крыма с Россией Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского вновь открыла свои двери для посетителей.
Галерея, расположенная в доме самого художника, предстала во всем своем великолепии. Особняк, построенный по проекту Айвазовского в стиле итальянских вилл, вновь засиял, словно жемчужина на берегу Черного моря. Балконы и крыши, украшенные античными скульптурами, воссоздают атмосферу, царившую здесь при жизни мариниста.
В ходе реконструкции было сделано многое: построено новое фондохранилище, заменены инженерные сети, установлены современные системы безопасности. Особое внимание уделили сохранению исторического облика здания – отреставрированы фасады и декоративные элементы.
Но главное сокровище галереи – это, конечно, картины знаменитого художника: 141 живописная работа и 275 графических.
Как только я узнала об открытии галереи, стала планировать свой отпуск в Крым с поездкой в Феодосию. И в сентябре мне удалось побывать в гостях у Ивана Константиновича Айвазовского.
Предлагаю и вам пройтись по залам галереи.
Уже на лестнице нас встречают портреты тех, с чьими именами связан этот дом.
Я очень люблю в музеях и на выставках детально рассматривать картины и увеличивать при помощи телефона. Поэтому сегодня в моей фотогалерее вы увидите не только сами картины, но и много отдельных фрагментов произведений.
Первый зал в бОльшей степени посвящен периоду становления художника.
И самая ранняя работа в коллекции галереи – картина «Берег моря ночью. У маяка», выполненная Айвазовским ещё во время учебы в Петербургской Академии художеств. На ней мы видим лунную ночь на Балтийском море в районе Кронштадта.
Академию Айвазовский закончил за четыре года вместо шести и поэтому оставшиеся два года провел на родине – в Крыму.
А затем, как лучший ученик Академии художник продолжил образование за границей – в Риме, в Венеции, в Неаполе. В 1840-44 годах Айвазовский жил и работал в Италии, посещал другие западноевропейские страны.
Публика была очарована лунным светом, изображенным в работе «Неаполитанский залив в лунную ночь» (ну чем не люминизм?). Это произведение принесло молодому художнику славу и признание.
А на картине «Неаполитанский залив утром» можно разглядеть дымящийся Везувий.
Первые работы Айвазовский выполнял с натуры, а все последующие его произведения созданы по памяти.
Вернувшись из Италии уже знаменитым художником, Иван Константинович женится на Юлии Гревс и в 1848 году поселился в Феодосии, где и построил дом, в котором теперь находится галерея.
Из первой гостиной через стеклянные двери виден балкон, находясь на котором Айвазовский вдохновлялся видом Феодосии и моря в разное время суток.
В дальнейшем художник много путешествовал, и в первом зале представлены картины, написанные по впечатлениям от этих поездок.
Во втором зале представлены картины на любимые темы художника: виды Крыма, воспоминания об Италии и море в различных своих состояниях: от штиля до шторма.
Главный герой большинства картин Айвазовского – величественная природа. Но если приглядеться, то можно разглядеть и людей, и птиц.
А какой завораживающий закат в работе «Остров Иския близ Неаполя»!
В следующем небольшом зале экспонируются произведения на библейские сюжеты и работы для армянской церкви.
Иван Айвазовский являлся художником Главного морского штаба России, и его батальные полотна можно увидеть в четвертом зале.
К 100-летию прихода первых русских войск в Феодосию была написана картина «Феодосия в 1771 году», а к 100-летию присоединения Крыма к России – «Приезд Екатерины II в Феодосию». А в 1870-году к 50-летию открытия Антарктиды по зарисовкам художника Павла Михайлова Айвазовский создал работу «Ледяные горы».
Шестой зал – это бывший кабинет Ивана Айвазовского. Здесь показаны картины, отражающие национально освободительную борьбу греческого народа, а также написанные по воспоминаниям от путешествий.
На картине «Итальянский пейзаж. Вечер» мы видим группу студентов, катающихся на лодке по озеру Маджоре, где в качестве рулевого художник изобразил себя.
Побывал Иван Айвазовский и в Америке. Удивительная работа – «Ниагарский водопад». Без сильного увеличения разглядеть на ней людей практически невозможно.
В следующем зале огромное окно, выходящее во двор дома. Здесь располагалась мастерская художника. При жизни стены были выкрашены в тот же цвет, что и теперь. Также можно увидеть подлинный шкаф Айвазовского, в котором он хранил всё необходимое для работы.
Для картины «Сбор фруктов в Крыму» художнику позировала его вторая супруга Анна Никитична.
Примечательна работа «Наполеон на острове Святой Елены». По сравнению с могучим Атлантическим океаном фигура Наполеона на вершине скалы кажется мизерной.
Главной особенностью обновленной галереи стал большой выставочный зал с потолком типа «фонарь». Этот архитектурный элемент, задуманный самим Айвазовским для идеального освещения своих работ, не функционировал с 2007 года из-за аварийного состояния.
Художник пристроил к своему дому выставочный зал в 1880-м году. Очень красивый вид на него открывается с внутреннего балкона, куда художник мог попасть из своей мастерской.
Да и сам балкон очень красив.
Здесь можно увидеть работы художника в нехарактерных для него жанрах.
Ну, а в Большом выставочном зале представлено ещё множество чудесных марин, и жемчужиной среди них считается грандиозное полотно «Среди волн» (285 х 429). Айвазовский его написал всего за 10 дней, а в то время ему уже шел 81-ый год. И поражает эта картина не только своими размерами, но и красотой нежных переливающихся красок. Вода выглядит очень реалистично.
Также обращает на себя внимание полотно длиной более 7 метров под названием «От штиля к урагану». Художник изобразил море в трех состояниях, проведя параллель с тремя периодами жизни человека: штиль – это беззаботная молодость, буря – зрелый возраст, наполненный испытаниями, а ураган – это мрачная старость, за которой неминуемо следует финал.
Ну и, конечно хочется обратить ваше внимание на магические лунные дорожки Ивана Айвазовского. В какой бы точке зала вы не находились, лунная дорожка бежит в вашу сторону. Это действительно завораживает!
А вот и солнечная дорожка. Она тоже будет следить за вами:))
А в заключительном небольшом зале представлены портреты родителей Айвазовского, второй жены Анны, семейный портрет с первой женой Юлией и маленькой дочкой в колыбельке, а также портреты самого художника, выполненные не только им самим, но и его коллегами. В витринах выставлены фотографии. Можно увидеть и личные вещи художника.
Здесь представлена последняя работа мастера, которую он не успел завершить. Над ней художник работал 1 мая 1900 года, но неотложные дела оторвали его от работы. А в ночь на 2 мая Ивана Айвазовского не стало.
Владимир Александрович Луговской (1901-1957 года), который очень любил Крым, в середине прошлого века, посетив галерею Айвазовского, посвятил стихи и галерее, и её картинам, и самому великому художнику:
Владимир Луговской
В Галерее Айвазовского
Валы, валы, валы... Девятый вал... Громады
Утесов. Полный штиль. Высокая лазурь.
Закаты яростные. Пламень канонады.
Разгром эскадр. Волна минувших бурь.
Жил мальчик. Рисовал на белых стенах:
Шторм, море, корабли, ребячий солнца круг.
А море Черное швыряло свет и тени,
И пахнул рыбою феодосийский юг.
Валы, валы, валы, валов круговороты.
Гряда грозовых туч. Суровых зим прибой.
Заря. раскрывшая пурпурные ворота,
Пучина черная и Наваринский бой.
Бой, буря, шторм, безумная стихия,
Грозящая пловцам всегда, из века в век.
И перед нею на скорлупке хилой
В борьбе, в победе, в смерти – человек.
Вот он вцепился в мачту, в корабля обломки.
Над ним смертельный вал, литая тяжесть вод.
Она стоит. Застыла на последней кромке.
Он гибнет, борется и все-таки живет.
Валы, валы, валы, потом забвенье... Синий,
Кобальтовый простор. Над морем – тишина.
Раздуты ветром горы снежной парусины.
Но тишина?.. Как призрачна и коротка она!
Жил мальчик. Вырос. Стал всесветно знаменитым,
Оставил все, как подобает мастерам,
И славу звонкую, достигшую зенита,
Принес сюда, домой, к пустынным берегам.
И море Черное неслось в ночах и зорях,
И Севастополь слал к нему на юбилей,
Чтобы отдать салют певцу родного моря, –
Корнилова с эскадрой кораблей.
Валы, валы, валы, смерчи и ураганы.
Пронизанная солнцем глубь волны.
Весенний тихий бриз. Осенние туманы.
Былых сражений дым. Печальный свет луны.
Людская воля, гибнувшая гордо
Среди безвестных волн, у ног угрюмых скал.
За три часа до смерти кистью твердой
«Взрыв корабля» художник написал.
И смерть его была не будничною смертью.
Она пришла за ним, как парус корабля.
На море штиль. Весна. Крылами чайка чертит.
Он в море Черное плывет. Прощай, земля!
И в заключение нашей экскурсии хочется сказать, что реставрация дома Айвазовского – это только начало. В перспективе планируется обновить соседнее здание – дом сестры художника, Екатерины Мазировой, где разместят работы из фондов галереи: К.Ф. Богаевского, М.А. Волошина, Е.Ф Юнге и других художников. Так, что у нас будет повод сюда непременно вернуться. И надеюсь ещё не раз.
А если у вас возникло желание побывать в обновленной галерее Айвазовского, советую обязательно посетить её. Никакая фотография не заменит общения с подлинным произведением искусства. В галерее вы не просто увидите шедевры живописи – вы погрузитесь в атмосферу творчества и вдохновения, которой пропитан каждый уголок этого удивительного места.
С любовью, ваша Света В.
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где вы найдете не только все анонсы моих новых статей, но и ещё много всего интересного
Мои предыдущие статьи про творчество Ивана Константиновича Айвазовского:
Иван Айвазовский – выдающийся маринист и не только. 27 картин художника, на которых нет моря
Пока Феодосийская картинная галерея Айвазовского закрыта рассказываю, где можно увидеть малоизвестные работы художника