Найти в Дзене
Рассольник

Ребенок не говорит, подождите!

Ребенок не говорит, что делать? Ждать? А может есть еще какие-нибудь рекомендации? Да. Стоит присмотреться к альтернативной системе коммуникации. Например, к системе PECS. PECS - это? Система PECS – это научно-доказанная методика, используемая для быстрого обучения навыкам общения людей с функциональными нарушениями речи. Метод ПЕКС используется сотнями тысяч профессионалов во всем мире. Так, например, с 2020 года методика ПЕКС входит в список клинических рекомендаций Минздрава РФ для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Нам этот PECS не нужен! Многие родители боятся использовать альтернативную коммуникацию. Но в каждой семье хотят услышать от своего ребенка заветные 3 слова: “Я тебя люблю!” Каждый, кто столкнулся с ПЕКС в своей жизни/практике подумал: Были такие мысли? Предлагаю разобраться. Исходя из признаков определяющих расстройство аутистического спектра в первую очередь - это сложности в коммуникации (взаимодействии). А что же такое коммуникация? Простыми слов

Ребенок не говорит, что делать? Ждать? А может есть еще какие-нибудь рекомендации?

Да. Стоит присмотреться к альтернативной системе коммуникации. Например, к системе PECS.

PECS - это?

Система PECS – это научно-доказанная методика, используемая для быстрого обучения навыкам общения людей с функциональными нарушениями речи. Метод ПЕКС используется сотнями тысяч профессионалов во всем мире. Так, например, с 2020 года методика ПЕКС входит в список клинических рекомендаций Минздрава РФ для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Нам этот PECS не нужен!

Многие родители боятся использовать альтернативную коммуникацию. Но в каждой семье хотят услышать от своего ребенка заветные 3 слова: “Я тебя люблю!”

Каждый, кто столкнулся с ПЕКС в своей жизни/практике подумал:

  • а вдруг, пекс остановит развитие разговорной речи, в общем и целом?
  • мой ребенок с карточками будет выглядеть странно на фоне сверстников, и это затруднит его социализацию и общение;
  • а что, если ребенок будет лениться и вообще не захочет разговаривать, если его научат пользоваться карточками?

Были такие мысли? Предлагаю разобраться.

Исходя из признаков определяющих расстройство аутистического спектра в первую очередь - это сложности в коммуникации (взаимодействии).

А что же такое коммуникация?

Простыми словами, коммуникация - это обмен информацией. Это может быть получение желаемого предмета, прекращение нежелательной деятельности, получение ответов и важной информации.

Поэтому для коммуникации нужен:

  1. Коммуникативный партнер - этот тот человек, к которому обращаются со своей просьбой/желанием. Т.е ребенок должен обратиться\подойти к человеку и изложить свою просьбу доступным для него способом. И после этого ребенок получит то, что он просил;
  2. потребность что-то получить. Например: хочу сок, хочу узнать, когда придет папа, хочу щекотку и т.д. На этом этапе у детей с РАС может возникать нежелательное поведение (НП) или особая ловкость, когда ребенок сооружает различные конструкции для получения желаемого. Как говорится, вижу цель - не вижу препятствий.

Т.е навыки коммуникации намного шире, чем развитие речевых навыков. Поэтому, чтобы ребенок стал говорить нужно его сначала учить базовым навыкам коммуникации и создавать речевые ситуации, т.е потребность!

Вывод:

дети с РАС не ленятся, когда не произносят слова и не общаются, они просто НЕ умеют этого делать, а альтернативные методы общения, как РЕСS их этому обучают.

Да, ребенок с карточками выглядит необычно, НО ЛУЧШЕ пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками, и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще.

И еще что хуже, чем старше становится ребенок, тем сложнее будет понять родителям и другим окружающим его потребности. А значит, есть большая вероятность, что будет НП.

В систему PECS включены протоколы подкрепления и стратегии для поощрения, и развития ИМЕННО устной речи. А не только красивые картинки.

Использование РЕСS (и другие формы альтернативной коммуникации) не только НЕ тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его, благодаря визуальным подсказкам и быстрому получению желаемого: показал – получил.

Появление навыков коммуникации повышает вероятность того, что ребенок будет использовать устную речь, и если ребенок не владеет устной речью в достаточной степени, система предоставит ему функциональный способ коммуникации. Ведь очень здорово, когда ты можешь попросить что- то и тебя понимают, и как следствие ты получаешь то, что просил!

Мы не знаем, на каком этапе у ребенка разовьется разговорная речь - может через год, а может через два, а может через месяц.

И мы НЕ имеем никакого права (и Вы тоже, уважаемые родители) оставлять ребенка без возможности объяснить окружающим, чего хочет Ваш ребенок, чего он не хочет, что он чувствует, и так далее.

Благодаря способам альтернативной коммуникации появляется первые успехи и самое главное: вера во взрослого и в себя!!(p.s. и в шоколадки!)

С уважением, Алеся Соловьева

Telegram канал РАССОЛЬНИК