Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Дом с рестораном на Трубной, где Люсьен Оливье изобрел знаменитый салат

Изобретения бывают совершенно разными. Одни изобрели порох, другие автомобиль, а русский ресторатор французских кровей Люсьен Оливье создал знаменитую закуску, без участия которой в Россию не приходит Новый Год. Правда, теперь этот салат все чаще готовят без рябчиков и раковых шеек с оливками, но тут, как говорится, дело вкуса и кошелька. А началось все именно здесь, в самом конце Неглинной улицы, на углу с Петровским бульваром… И это неспроста. Городская легенда рассказывает, что прославленный кулинар имел пристрастие к нюхательному табаку. А лучший табак в Москве делал некий будочник на Трубе – в местечке возле глухой, без ворот, башни Белого города с отверстием, сквозь которое протекала река Неглинка, пока еще не убранная под землю. Вот у того лавочника в середине девятнадцатого столетия и познакомились Люсьен Оливье и потомственный почетный гражданин, московский купец Яков Александрович Пегов. Еще отец последнего, Александр Тихонович Пегов имел на Трубе дом с трактиром и баней, ко
Оглавление

Изобретения бывают совершенно разными. Одни изобрели порох, другие автомобиль, а русский ресторатор французских кровей Люсьен Оливье создал знаменитую закуску, без участия которой в Россию не приходит Новый Год. Правда, теперь этот салат все чаще готовят без рябчиков и раковых шеек с оливками, но тут, как говорится, дело вкуса и кошелька.

А началось все именно здесь, в самом конце Неглинной улицы, на углу с Петровским бульваром…

…В трехэтажном здании, похожем на резную шкатулку или табакерку

И это неспроста. Городская легенда рассказывает, что прославленный кулинар имел пристрастие к нюхательному табаку. А лучший табак в Москве делал некий будочник на Трубе – в местечке возле глухой, без ворот, башни Белого города с отверстием, сквозь которое протекала река Неглинка, пока еще не убранная под землю.

-2

Вот у того лавочника в середине девятнадцатого столетия и познакомились Люсьен Оливье и потомственный почетный гражданин, московский купец Яков Александрович Пегов.

Еще отец последнего, Александр Тихонович Пегов имел на Трубе дом с трактиром и баней, который после своей смерти оставил сыну в наследство. Сам же тот дом был выстроен для купчихи Екатерины Соколовой в 1816 году.

-3

Быстро сойдясь благодаря своей пагубной привычке, эти двое сделались компаньонами. В 1864 году они пригласили архитектора Михаила Николаевича Чичагова, который при участии своего коллеги Василия Николаевича Карнеева перестроил старый дом, и…

…Открыли совместное предприятие – трактир «Эрмитаж-Оливье»

Некоторые даже утверждают, что родившийся в Москве Оливье, которого изначально звали не то Александр, не то Николай, сменил себе имя на более «французское» исключительно в целях рекламы.

И если со вторым словом в названии трактира все понятно, то почему «Эрмитаж»? А дело в том, что третьим компаньоном товарищей стал ресторатор и антрепренер, создатель увеселительного сада «Эрмитаж» на Божедомке Жан-Батист Морель.

Может показаться обидным, что единственному русскому партнеру в названии этого «кооператива» не нашлось места. Однако Морель был его частью всего два года, скончавшись в 1866-м, Люсьен Оливье – до 1883-го. Наследники же Якова Александровича – Александр и Николай Пеговы владели этим местом до самой революции.

(5 фото)

Собственно, братьям принадлежал целый комплекс доходных домов с банями, меблированными комнатами «Белград» и хозяйственными флигелями. Часть построек осталась еще от их деда, а что-то они выстроили сами уже в начале двадцатого века. Главный дом также перестроили заново в 1902 году по проекту Ивана Ивановича Бони.

(12 фото)

Заведение их было известно на всю Москву, очень быстро превратившись в своеобразный клуб московской интеллигенции. Студенчество регулярно праздновало в нем Татьянин день, а профессура устраивала свои собрания, на которых звучали доклады известных ученых и проходили жаркие дискуссии.

Здесь проводились знаменитые Танеевские обеды, здесь же в Белом зале играли свадьбу Петр Ильич Чайковский с Антониной Ивановной Милюковой, а в 1902 году Алексей Максимович Горький устраивал прием в честь премьеры пьесы «На дне».

-6

И здесь же в 1917 году состоялось премьерное московское выступление Леонида Осиповича Утесова. Правда, тот же самый год…

…Стал последним годом и гостиницы, и ресторана «Эрмитаж-Оливье»

В 1918-м на их месте открылась благотворительная миссия «Американская администрация помощи голодающим», а в 1923-м – Дом крестьянина, общежитие с кинотеатром «Труд». В конце 1940-х им на смену пришло издательство «Высшая школа», а с 1989 года – драматический театр «Школа современной пьесы», который сегодня называется «Театр на Трубной».

-7
Театр на Трубной, театр, Неглинная ул., 29, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!