Найти в Дзене

Интервью Артемия Лебедева мужскому журналу Медведь: уверенности было через край

Еще у одного из номеров журнала Медведь из моей коллекции скоро будет новый владелец, сегодня отправлю посылку, а потому расскажу о том, чем запомнился № 35 за февраль март 1999 года. Как ясно из заголовка, самым интересным для нынешних читателей может быть интервью тогда 23-летнего "веб-дизайнера всея Руси" Артемия Лебедева.

Как для меня, человек неприятный, как подделка под кого-то, кому позволено слишком многое, за что других нещадно бьют по рукам. Лексика, отношение...

Двадцать пять лет назад не было купоросного цвета волос на голове, пухленький, в очках
Двадцать пять лет назад не было купоросного цвета волос на голове, пухленький, в очках

Первый этап "настоящий мужской журнал" Медведь прожил бунтарем и конъюнктурщиком одновременно: провокационный, без запретных тем и с обязательной обнаженкой (негласной рекламой девочек без комплексов?), с обязательными подробными разборами оружия, элитных автомобилей и мужских наручных часов, с репортажами об экзотических странах и предельно откровенными интервью тех, кто был интересен публике.

На обложках в 1996-1999 годах были лишь те, чьи лица могли побудить к покупке журнала. Таким критериям в феврале-марте 1999 года соответствовал егерь Кузьмич, персонаж культового фильма "Особенности национальной охоты" (1995). К тому времени славы персонажу добавили "Особенности национальной рыбалки" (1998), а в работе была третья часть успешной франшизы, "Особенности национальной охоты в зимний период".

В журнале Медведь актер Виктор Бычков в образе егеря Кузьмича украсил обложку, а режиссер и продюсер Сергей Сельянов дал большое интервью, который "... находил деньги и запускал в производство и прокат такие ленты своих друзей Рогожкина и Балабанова, как "Особенности национальной охоты", "Брат", "Про уродов и людей". Он постоянно перемещается между Питером и Москвой - в столице ищет деньги, в Питере делает кино".

На обложке журнала Медведь № 35 за февраль-март 1999 года самые важные, как думал главный редактор Александр Воробьев темы: женский взгляд на судьбу манекенщицы, перестройка в туалете, автомат Никонова АН-94 "Абакан", собачьи бои и рейтинг пород, интервью Сергея Сельянова и подробности национальных особенностей
На обложке журнала Медведь № 35 за февраль-март 1999 года самые важные, как думал главный редактор Александр Воробьев темы: женский взгляд на судьбу манекенщицы, перестройка в туалете, автомат Никонова АН-94 "Абакан", собачьи бои и рейтинг пород, интервью Сергея Сельянова и подробности национальных особенностей

В центре номера разворот о персонажах "Особенностей национальной..." с по-мужски жесткой вводной:

Страна всегда искала своих героев. Зачастую они рождались из кинолент - будь то Гоша из фильма "Москва слезам не верит" или Тихонов в "Мгновениях". Раньше, помнится, девушки наклеивали их фотографии в своей комнате текстильного общежития и, выпроводив очередного пьяного кавалера, смотрели на идеал. Но время идет, и идеалы стали другими. Томик Пушкина под подушкой заменился бредом Марининой, но ведь мы остались прежними. Просто тоже прожили года. Иногда, когда уже нечего пить и не о чем говорить, приходят воспоминания о себе и друзьях - тех, прошлых. И тут вдруг, как телефонный звонок из прошлой жизни, вышел фильм, который, собственно, ни о чем не рассказывает - просто возвращает тебя в прошлую жизнь, когда пилось и пелось по-другому, когда ты жил только потому, что сегодня проснулся, и, как пел Цой, "если есть в кармане пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день". А ведь и правда не всё плохо. Скорее, даже хорошо. С. 38

Егерь Кузьмич, бизнесмен Сергей, финский гость Вилле, опер Лева, сержант Семенов
Егерь Кузьмич, бизнесмен Сергей, финский гость Вилле, опер Лева, сержант Семенов

Четверть века назад даже мужской журнал развлечений издавался для людей умных, которым были интересны и другие темы. Вот и в этом номере напечатан большой рассказ с роскошными иллюстрациями о рассорившем Наполеона Бонапарта со шведским королем русском дипломате графе Александре Ивановиче Чернышеве, озаглавленный как: "Граф Чернышев: пример премьера и разведчика".

В таком "соседстве" интервью Артемия Лебедева оказалось, надо полагать, неслучайно - оно тогда тоже подходило под "чудесенки", ведь даже "всемирную паутину" выступившая в роли интервьюера Арина Холина писала слово "интернет" только в кавычках и только с заглавной буквы.

Года три тому назад у нас мало кто знал, что такое "Интернет", да и сейчас, бывает, его путают с хайнекеном. При слове же web-дизайн тогда и вовсе можно было бы напугаться. А между тем как раз три года назад один молодой человек двадцати лет решил стать именно им, web-дизайнером. И, что интересно, стал. Причем первым тогда и самым высокооплачиваемым до сих пор в России. Сегодня Артемий Лебедев для отечественной дизайн-индустрии все равно что Билл Гейтс для мирового компьютерного сообщества - болезненная мозоль... Чего тут только не услышишь: бездарность, монополист, выскочка, эксплуататор, негодяй, мракобес... Аргументация подобного антагонизма не включается в пламенную хулу, да это и не столь важно, поскольку причина несдержанной критики одна - зависть. Арина Холина, с. 16

Как стать звездой: привезти оттуда то, чего здесь пока нет, сделать фиктивное портфолио и установить высокий ценник

В США дела с компьютеризацией населения и получением информации из социальных сетей в начале 1990-х обстояли не в пример лучше, чем в России. Этим и воспользовался сын писательницы Татьяны Толстой, которая в 1989-м уехала в Америку преподавать русскую литературу. Артемию тогда было 15 лет и он своими глазами увидел и интернет, и веб-дизайн. Через год вернулся в Россию, где решил зарабатывать большие деньги на новом поприще. Включил "режим Хлестакова": изготовил увесистую папочку с фирменными стилями для несуществующих компаний, российских и зарубежных, которые якобы их у него заказали и результатом остались довольны. Через приятелей договорился о первом заказе от банка ("ныне бесславно исчезнувшем"), а дальше пошло-поехало.

Смотря с высоты того, что уже успел сделать, теперь я просто побоялся бы такого наглого хода, но тогда мне нечего было терять: уверенности было через край. Считал, что так оно всё и должно быть. И никто не обманул моих ожиданий. Артемий Лебедев, с. 18

Арифметика была простая: не более четырех заказов в месяц, в работе одновременно до двадцати заказов и один сайт создается по полгода. Каждый заказ оценивается дорого, потому что имеет репутацию.

Предпочтения и вкусы у Артемия не совсем обычные: он отвергает ценность "высокого искусства" для развития личности, довольствуясь либо развлекательным ширпотребом, либо некими личными впечатлениями. Арина Холина, с. 19

Цитата из интервью Артемия Лебедева журналу Медведь № 35 февраль-март 1999 г.
Цитата из интервью Артемия Лебедева журналу Медведь № 35 февраль-март 1999 г.

Не понятно, у кого была больше нужда в таком интервью: осенью 1998 года в России случился финансовый кризис, больно ударивший и по бизнесменам, и по "акулам пера", и по обычным людям. На журнале Медведь кризис тоже негативно отразился - уменьшился формат и объем. Вряд ли у фирмы веб-дизайна тогда было много заказов в работе и доходы просели.

Может быть, поэтому следом за интервью с Артемием Лебедевым в рубрике "Медвежий угол" оказалась фотография маленькой комнатушки с окном, компьютерным столом и стулом, из которого с обеих сторон торчит сквозь дыры ветхий поролон? Кризис...

Медвежий угол: Приданое дизайнера
Медвежий угол: Приданое дизайнера

Говорит, что сейчас (кризисная страда) живет на пятьсот долларов. Да и выглядит на пятьсот долларов: растянутая майка, мешковатые штаны - никаких признаков благополучия. Растрепанный такой молодой человек, сидит между двух мониторов - облучается. Работает по ночам: не отвлекают звонки, не мешает шум города. По офису бродят улыбчивые коллеги, такие же "совы", бодрствующие в темное время суток за компьютерами. Коллектив в студии удивительно милый и слаженный. Создается впечатление, будто эта команда предназначена для того, чтобы работать вместе. Лебедев тщательно выбирает людей - каждый отличается индивидуальностью и подходит ему по стилю жизни. Живость ума и остроумие гораздо важнее начитанности, знаний, образования. С. 21