Еще у одного из номеров журнала Медведь из моей коллекции скоро будет новый владелец, сегодня отправлю посылку, а потому расскажу о том, чем запомнился № 35 за февраль март 1999 года. Как ясно из заголовка, самым интересным для нынешних читателей может быть интервью тогда 23-летнего "веб-дизайнера всея Руси" Артемия Лебедева.
Как для меня, человек неприятный, как подделка под кого-то, кому позволено слишком многое, за что других нещадно бьют по рукам. Лексика, отношение...
Первый этап "настоящий мужской журнал" Медведь прожил бунтарем и конъюнктурщиком одновременно: провокационный, без запретных тем и с обязательной обнаженкой (негласной рекламой девочек без комплексов?), с обязательными подробными разборами оружия, элитных автомобилей и мужских наручных часов, с репортажами об экзотических странах и предельно откровенными интервью тех, кто был интересен публике.
На обложках в 1996-1999 годах были лишь те, чьи лица могли побудить к покупке журнала. Таким критериям в феврале-марте 1999 года соответствовал егерь Кузьмич, персонаж культового фильма "Особенности национальной охоты" (1995). К тому времени славы персонажу добавили "Особенности национальной рыбалки" (1998), а в работе была третья часть успешной франшизы, "Особенности национальной охоты в зимний период".
В журнале Медведь актер Виктор Бычков в образе егеря Кузьмича украсил обложку, а режиссер и продюсер Сергей Сельянов дал большое интервью, который "... находил деньги и запускал в производство и прокат такие ленты своих друзей Рогожкина и Балабанова, как "Особенности национальной охоты", "Брат", "Про уродов и людей". Он постоянно перемещается между Питером и Москвой - в столице ищет деньги, в Питере делает кино".
В центре номера разворот о персонажах "Особенностей национальной..." с по-мужски жесткой вводной:
Страна всегда искала своих героев. Зачастую они рождались из кинолент - будь то Гоша из фильма "Москва слезам не верит" или Тихонов в "Мгновениях". Раньше, помнится, девушки наклеивали их фотографии в своей комнате текстильного общежития и, выпроводив очередного пьяного кавалера, смотрели на идеал. Но время идет, и идеалы стали другими. Томик Пушкина под подушкой заменился бредом Марининой, но ведь мы остались прежними. Просто тоже прожили года. Иногда, когда уже нечего пить и не о чем говорить, приходят воспоминания о себе и друзьях - тех, прошлых. И тут вдруг, как телефонный звонок из прошлой жизни, вышел фильм, который, собственно, ни о чем не рассказывает - просто возвращает тебя в прошлую жизнь, когда пилось и пелось по-другому, когда ты жил только потому, что сегодня проснулся, и, как пел Цой, "если есть в кармане пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день". А ведь и правда не всё плохо. Скорее, даже хорошо. С. 38
Четверть века назад даже мужской журнал развлечений издавался для людей умных, которым были интересны и другие темы. Вот и в этом номере напечатан большой рассказ с роскошными иллюстрациями о рассорившем Наполеона Бонапарта со шведским королем русском дипломате графе Александре Ивановиче Чернышеве, озаглавленный как: "Граф Чернышев: пример премьера и разведчика".
В таком "соседстве" интервью Артемия Лебедева оказалось, надо полагать, неслучайно - оно тогда тоже подходило под "чудесенки", ведь даже "всемирную паутину" выступившая в роли интервьюера Арина Холина писала слово "интернет" только в кавычках и только с заглавной буквы.
Года три тому назад у нас мало кто знал, что такое "Интернет", да и сейчас, бывает, его путают с хайнекеном. При слове же web-дизайн тогда и вовсе можно было бы напугаться. А между тем как раз три года назад один молодой человек двадцати лет решил стать именно им, web-дизайнером. И, что интересно, стал. Причем первым тогда и самым высокооплачиваемым до сих пор в России. Сегодня Артемий Лебедев для отечественной дизайн-индустрии все равно что Билл Гейтс для мирового компьютерного сообщества - болезненная мозоль... Чего тут только не услышишь: бездарность, монополист, выскочка, эксплуататор, негодяй, мракобес... Аргументация подобного антагонизма не включается в пламенную хулу, да это и не столь важно, поскольку причина несдержанной критики одна - зависть. Арина Холина, с. 16
Как стать звездой: привезти оттуда то, чего здесь пока нет, сделать фиктивное портфолио и установить высокий ценник
В США дела с компьютеризацией населения и получением информации из социальных сетей в начале 1990-х обстояли не в пример лучше, чем в России. Этим и воспользовался сын писательницы Татьяны Толстой, которая в 1989-м уехала в Америку преподавать русскую литературу. Артемию тогда было 15 лет и он своими глазами увидел и интернет, и веб-дизайн. Через год вернулся в Россию, где решил зарабатывать большие деньги на новом поприще. Включил "режим Хлестакова": изготовил увесистую папочку с фирменными стилями для несуществующих компаний, российских и зарубежных, которые якобы их у него заказали и результатом остались довольны. Через приятелей договорился о первом заказе от банка ("ныне бесславно исчезнувшем"), а дальше пошло-поехало.
Смотря с высоты того, что уже успел сделать, теперь я просто побоялся бы такого наглого хода, но тогда мне нечего было терять: уверенности было через край. Считал, что так оно всё и должно быть. И никто не обманул моих ожиданий. Артемий Лебедев, с. 18
Арифметика была простая: не более четырех заказов в месяц, в работе одновременно до двадцати заказов и один сайт создается по полгода. Каждый заказ оценивается дорого, потому что имеет репутацию.
Предпочтения и вкусы у Артемия не совсем обычные: он отвергает ценность "высокого искусства" для развития личности, довольствуясь либо развлекательным ширпотребом, либо некими личными впечатлениями. Арина Холина, с. 19
Не понятно, у кого была больше нужда в таком интервью: осенью 1998 года в России случился финансовый кризис, больно ударивший и по бизнесменам, и по "акулам пера", и по обычным людям. На журнале Медведь кризис тоже негативно отразился - уменьшился формат и объем. Вряд ли у фирмы веб-дизайна тогда было много заказов в работе и доходы просели.
Может быть, поэтому следом за интервью с Артемием Лебедевым в рубрике "Медвежий угол" оказалась фотография маленькой комнатушки с окном, компьютерным столом и стулом, из которого с обеих сторон торчит сквозь дыры ветхий поролон? Кризис...
Говорит, что сейчас (кризисная страда) живет на пятьсот долларов. Да и выглядит на пятьсот долларов: растянутая майка, мешковатые штаны - никаких признаков благополучия. Растрепанный такой молодой человек, сидит между двух мониторов - облучается. Работает по ночам: не отвлекают звонки, не мешает шум города. По офису бродят улыбчивые коллеги, такие же "совы", бодрствующие в темное время суток за компьютерами. Коллектив в студии удивительно милый и слаженный. Создается впечатление, будто эта команда предназначена для того, чтобы работать вместе. Лебедев тщательно выбирает людей - каждый отличается индивидуальностью и подходит ему по стилю жизни. Живость ума и остроумие гораздо важнее начитанности, знаний, образования. С. 21