Год был предельно тяжёлым для составления топа, тяжелее прошлого — слишком много крепких релизов, слишком много громких релизов, которые непременно надо было хотя бы потрогать. А уж сколько среди них было красивых возвращений от именитых групп спустя 10, 20, 30 лет безмолвия, ух. По традиции отобрана тридцатка альбомов без какой-либо качественной иерархии, но их последовательность частично тематическая, чтобы синти-поп за брутал-дэтом подряд не шли. Признаюсь сразу, топ вышел довольно узкопрофильным и процентов на семьдесят метало-содержащим. Ну пусть так и будет, такой уж блог либо такой уж метал в этом году.
30. Bôa «Whiplash»
Страна: Великобритания
Жанр: Alternative Rock
Лейбл: Nettwerk
В альт-роке конца девяностых и начала нулевых сложно найти более недооценённую группу, чем Bôa, хотя недооценённых много. Композиционная заковыристость помноженная на хлёсткость, и один из самых запоминающихся женских вокалов альтернативной сцены. Вот он, казалось бы, секрет успеха, но широкой известности добилась лишь одна их песня — «Duvet», и то благодаря опенингу «Экспериментов Лэйн». Bôa исчезли с радаров почти на двадцать лет. И вот случилось грандиозное воссоединение с альбомом «Whiplash», на котором они во всё той же прекрасной форме, словно никуда и не пропадали.
29. Sprints «Letter to Self»
Страна: Ирландия
Жанр: Alternative Rock / Noise Rock
Лейбл: City Slang
Всё чаще можно услышать страшные термины, вроде «Post-Brexit New Wave» или «Crank Wave» («чудаковатая», в лучшем случае, волна). Это про современную инди-тусовку Британских островов, становящуюся уж слишком огромной, чтобы легко от неё уклониться. Несмотря на региональную местечковую направленность, Fontaines D.C. гремят по миру, а автора зацепили Sprints. Дух этой волны в Sprints выражается через отдалённые пост-панковые рудименты и декламационное исполнение на животрепещущие социальные проблематики. Однако, это обрамлено в настолько хуковый рокешник на гаражном саунде, что невольно вспоминаются Pixies, а не новомодная инди-братия.
28. julie «my anti-aircraft friend»
Страна: США
Жанр: Alternative Rock / Noise Pop / Shoegaze / Grunge
Лейбл: Atlantic
julie — совсем юная группа, чей трек «flutter» пару лет назад завирусился где-то там в тик-токах. Это не какой-то суперхит, просто соответствующая аудитория была ошарашена, впервые столкнувшись со звучанием шугейза. Случайная популярность открыла дорогу на мажорный лейбл. Собрались все условия, чтобы превратиться во что-то попсовое и невзрачное, но ребята оказались несгибаемыми. Они не попытались сделать и что-то совсем экстравагантное, референсы для «my anti-aircraft friend» лежат на поверхности: Nirvana, Sonic Youth, My Bloody Valentine. Вот только julie подмечают и воспроизводят самую трушную андеграундную сторону своих вдохновителей.
27. The Fauns «How Lost»
Страна: Великобритания
Жанр: Dream Pop / Alternative Dance
Лейбл: Invada
Воздушный дрим-поп/шугейз под контролем ритмичной танцевальной электроники — комбинация забористая, но штучная. Специалист-копатель, возможно, назовёт с десяток подобных исполнителей, но качественно и стабильно такое замешивали разве что Curve, а их уже сколько лет нет. И третий альбом The Fauns — это идеальное по балансу воплощение сего контрастного сочетания, так хорошо перекликающегося с атмосферой ночного города. Есть на «How Lost» и ещё одна специфическая особенность, которая может выступать как дополнительным изюмом, так и серьёзным барьером — вокалистка Элисон Гарнер преимущественно томно шепчет, а не поёт.
26. junodream «Pools of Colour»
Страна: Великобритания
Жанр: Alternative Rock / Neo-Psychedelia / Post-Britpop
Лейбл: AWAL
«Pools of Colour» от junodream запросто бы мог встроиться в дискографию Radiohead. Однако, речь совсем не о прямолинейном эпигонстве, хотя даже повторить характерную «Радиохедовскую» мелодику — уже было бы достижением. junodream будто раскапывают недостающее звено между ещё консервативным «The Bends» (1995) и уже экспериментальным «OK Computer» (1997). Но также раскручивают на всю катушку элементы, которые у самих Radiohead использовались только вскользь, а именно трип-хоповые пульсации и космическую психоделию.
25. Allie X «Girl With No Face»
Страна: Канада
Жанр: Synthpop / New Wave / Electro-Disco
Лейбл: Twin
Сложно назвать карьеру Allie X успешной, исходя из её же амбиций. Две ипостаси, как крутого автора и как медийной певицы, никак не могли соединиться. С одной стороны, обширное портфолио из написанных песен для звёзд разного пошиба от Троя Сивана до BTS, а также собственные милые инди-наработки в начале творческого пути, которые почти никто и не слышал. С другой, уже мейнстримный поп под надзором крупных продюсеров, где лицо Элли Хьюз попросту не было видно. Собственно, «Girl With No Face» — это первая работа, где две её грани, наконец, слились воедино. Тот редкий случай блокбастерного поп-релиза, почти полностью созданного самим исполнителем. Интересен альбом и стилистически, как ода синтезаторной музыке рубежа семидесятых и восьмидесятых с уже современными жёсткими лирическими панчлайнами и общей фриковатой манерой.
24. Poppy «Negative Spaces»
Страна: США
Жанр: Alternative Metal / Metalcore / Electropop
Лейбл: Sumerian
Поппи, главная альтушка современной поп-музыки, решила основательно выйти на тяжёлую территорию, на этот раз по серьёзному. Прокачала экстрим-вокал так, что может подвинуть многих профильных глоткодёров, а также сдружилась с уже бывшим клавишником Bring Me the Horizon, Джорданом Фишем, который и стал основным композитором «Negative Spaces». И звучит альбом прям как «Бринговский» металкор, переплетённый как с приёмами из современного экспериментального попа, так и с репликами на альтернативный рок, ню-метал, поп-панк и дэнс-поп миллениума. Обнаружить тут можно всякое: от Бритни Спирс через Аврил Лавин до Linkin Park и Deftones. Хитро, залипательно и ностальгично, как у «Брингов», но останутся ли сами «Бринги» такими без Фиша, или их неожиданно потеснит Поппи — покажет время.
23. Marilyn Manson «One Assassination Under God — Chapter 1»
Страна: США
Жанр: Alternative Rock / Gothic Rock / Industrial Rock / Alternative Metal
Лейбл: Nuclear Blast
«One Assassination Under God» — уже третья работа Мэнсона в соавторстве с композитором Тайлером Бэйтсом после «The Pale Emperor» (2015) и «Heaven Upside Down» (2017). Предыдущие выделялись чисто рокерским ретроградским настроем, а вот новинку многие называют возвратом к лучшим работам нулевых — если не стилистически, то уж качественно точно. Правда, скорее это открытие второго дыхания с заметно обновлённым подходом. Альбом так и стремится быть преднамеренно монолитным и даже анти-хитовым, концентрируясь на обволакивающем мраке и искренней болезненности. И именно это даёт обратный результат — запоминается он надолго.
22. Alligatoah «Off»
Страна: Германия
Жанр: Nu Metal / Alternative Metal / Rap Metal / Alternative Hip-Hop
Лейбл: Groove Attack
Alligatoah — локально-знаменитый немецкий рэпер такого полустёбного толка. В 2023 году он неожиданно объявил о завершении карьеры, что на самом деле оказалось промо-компанией к раскрытию совершенно иному амплуа. Alligatoah бросает вызов индустрии и обращается к тяжёлой музыке, на которой вырос и которую всегда мечтал создавать. В основной массе «Off» является ярким посвящением олдскульному ню-металу с внушительным акцентом на скретчи и целенаправленно сыроватым звуком. Но место нашлось даже полноценному блэку, пускай умилительно наивному. Бонусом Alligatoah удалось затащить в гости своих любимых артистов: Фреда Дёрста, солирующего Милле Петроццу и Guano Apes полным составом.
21. Filth «Southern Hostility»
Страна: США
Жанр: Downtempo Deathcore / Nu Metalcore / Rap Metal
Лейбл: Crowdkill
Если честно, то Filth всегда были третье-эшелонной дэткор-группой, выделявшейся исключительно матёрым вокалистом с широким диапазоном и ооочень широкой душой. Но на третьем полноформате в них внезапно пробудилось небывалое ощущение грува, чего стоит мега-хит «Chin Chek». Filth, сохраняя свои атмосферные низкоскоростные приёмы, обращаются к «пацанской» рэпчине и модному сейчас ню-металкору. И в этой стезе они раскрываются даже увереннее и харизматичнее профильных банд, решивших целой толпой релизнуться в этом году, вроде Alpha Wolf, Thrown, Dealer, Diamond Construct и иже с ними.
20. fallingwithscissors «the death and birth of an angel»
Страна: США
Жанр: Metalcore / Mathcore / Alternative Metal / Breakcore / Glitch
Лейбл: независимо
Люди, оставляющие след в сети, по природе своей смертны, и закономерно интернет со временем всё более превращается в оцифрованный некрополь со всем сопутствующим потусторонним флёром. Киберпанк стал зловещей реальностью и требует наиболее точного художественного воплощения. Визуальное находилось в депрессивных аниме нулевых. А музыкальное начинает воплощаться сейчас во всё более популяризующейся смеси из следующих компонентов: непосредственно звуки программных ошибок (глитчи), удивительно созвучный им хаотичный металкор с гитарными «глитчами», ну и что-то анимешное, например, настолько же депрессивная альтернатива из тех же нулевых. На выходе получаются fallingwithscissors как один из эталонных вариантов.
19. Chat Pile «Cool World»
Страна: США
Жанр: Noise Rock / Industrial Metal / Gothic Rock / Nu Metal / Sludge
Лейбл: The Flenser
У Bauhaus была замечательная композиция «Stigmata Martyr» с массивным басом, гитарным скрежетом и безумной подачей. Звучащая один в один как Korn, но за 14 лет до Korn. А у самих Korn в раннем творчестве проскакивали дюже диссонансные треки под вдохновением от Godflesh. А Godflesh, в свою очередь, произрастали из абразивной стороны пост-панка и раннего нойз-рока, вроде Big Black. Причём же тут, спрашивается, новый альбом от Chat Pile? А эти парни каким-то образом умудряются найти едва уловимый общий знаменатель между Godflesh, Korn, Big Black и гот-роком/пост-панком. Между невероятно хуковой ритмикой, угрюмой сентиментальной мелодикой и сверх-грязным шумовым саундом.
18. Melvins «Tarantula Heart»
Страна: США
Жанр: Experimetal Alternative Rock / Psychedelic Rock / Sludge / Doom Metal
Лейбл: Ipecac
«Tarantula Heart» фактически является коллаборацией Melvins с ударником Роем Майоргой (Nausea, Soulfly, Amebix, Stone Sour), который по признанию Базза Озборна вывернул наизнанку их привычный творческий процесс — вместо записи заранее сочинённого материала их ждала полная студийная импровизация. И за счёт этого радикального сдвига новинка не иллюзорно претендует на звание самого интересного альбома группы в текущем тысячелетии. Половину «Tarantula Heart» занимает постепенно разгорающаяся виртуозная барабанная дуэль между Кровером и Майоргой, за которой будто проносится вся многогранная дискография Melvins: от кумарного психодела до давящего сладж-дроуна. Но есть здесь и совсем нетипичные для группы композиции с каким-то бесноватым циркачеством.
17. Toadliquor «Back in the Hole»
Страна: США
Жанр: Sludge / Doom Metal
Лейбл: Southern Lord
До недавного времени Toadliquor с альбомом «Feel My Hate – The Power Is the Weight – R.I.P. Cain» (1993) прочно удерживали статус самого экстремального, мизантропичного и депрессивного сладжа в истории. Почти полная анонимность, долгие годы молчания, а также факт трагической смерти первого вокалиста, коему и была посвящена пластинка, нагоняли дополнительного морока. Спустя три десятилетия миф о Toadliquor подвергся испытанию на прочность, группа вышла из небытия и разродилась вторым полноформатом. И «Back in the Hole» как раз презентует сладж-дум совершенно иного толка. Вместо сырой атональной ненависти теперь предлагаются спейс-роковые синтезаторы и отсылки на семидесятническую харду, а эпизодический саксофон стал совсем уж игривым. Нигилистический культ обратился весьма ухищрённым и мелодичным ретро-думом, пускай и с толикой прежней болезненности.
16. Castle Rat «Into the Realm»
Страна: США
Жанр: Doom Metal
Лейбл: Wise Blood / King Volume
Castle Rat громко заявили о себе эффектными образами в стилистике работ фэнтезийного художника Фрэнка Фразетты и старых низкобюджетных фильмов жанра «Меча и Колдовства». Разумеется c обязательными пышными атрибутами, едва прикрытыми бронелифчиком. Однако, под вызывающим визуалом ещё и оказался трад-дум высшей пробы с мощным женским вокалом от «Крысиной Королевы». Причём «Into the Realm» вышел по-настоящему синематографическим за счёт крутого саунд-дизайна с громадным слоем реверба (для усиления эффекта запись даже проходила в заброшенной церкви).
15. Attic «Return of the Witchfinder»
Страна: Германия
Жанр: Blackened Heavy Metal
Лейбл: Ván
Уже третий альбом подряд Attic подменяют «Алмазного Короля», пока тот готовится к долгожданному возвращению. Одновременно с мастерским подражанием King Diamond как в плане изысканного инструментала, так и характерного артистического фальцета, немцы привносят и посторонние фишки, которые на «Return of the Witchfinder» стали особенно отчётливыми и уже самодостаточными. Речь о бластбитно-тремольных блэковых секциях, добавленных для дополнительно жира и зловещности. Из той же оперы и проигрыши, напоминающие то Immortal, то Dissection.
14. Boarhammer «II: Chemognosis – A Shortcut to Mushrooms»
Страна: Германия
Жанр: Psychedelic Black Metal / Heavy Metal / Doom Metal
Лейбл: Naturmacht
Дуэт Boarhammer — это, наверное, первые явные последователи самого позднего периода Darkthrone с идентичным буксущим думоватым риффингом, схожим вокалом и таким же трескучим звуком. Только поклонение архаичному металу у Boarhammer отходит на второй план и не является стержневой частью главенствующего над всем концепта. Концепта лесного грибного колдовства. На альбоме с упоением зачитываются наукообразные заклинания и рецепты «мухоморных зелий», что открывают порталы в иные миры. Но лирикой всё не ограничивается — тот тут, то там поют птицы, воют волки, где-то вдали раздаются ритуальные перестуки, а перед костром кто-то наигрывает на гитарке народную мелодию. И самое главное, грибным трипам вторят хитрые психоделические ходы.
13. Pentagram Chile «Eternal Life of Madness»
Страна: Чили
Жанр: Death Metal / Thrash Metal
Лейбл: Listenable
Чилийский Pentagram — одна из самых экстремальных групп середины восьмидесятых. Они обрели тьму последователей по всему миру, но сами остались практически неизвестными. Однако, каждые десять лет Pentagram стабильно восстают из пепла и заявляют о себе. Новое перерождение обратилось вторым полноформатником с абсолютнейшим олдскулом года. Скоростной инфернальный трэш-дэт, словно вырванный из той эпохи, здесь плотно переплетён с мрачной, тягучей и не менее дремучей «Кельтик-Фростовщиной».
12. Brodequin «Harbinger of Woe»
Страна: США
Жанр: Brutal Death Metal
Лейбл: Season of Mist Underground Activists
Средневековое пыточное орудие Brodequin вернулось спустя двадцать лет после последнего применения. Оба брата-инквизитора Бейли снова в деле, сменился лишь ударник, а под него подстроился и барабанный звук. Это первый альбом команды без фирменных кастрюль, но они и вряд ли были бы в тему. Сверхинтенсивная молотиловка на грани возможного теперь прерывается не только дробящим качем, но и атмосферными прогонами под блэк-метал и церковными хоралами в сопровождении бластбитов. Умеренный мелодизм, достаточный для того, чтобы сделать нишевый брутал произведением куда более широкого профиля.
11. Sanguine Imperator «I Am Death»
Страна: США
Жанр: Death Metal
Лейбл: независимо
Андеграундная команда Sanguine Imperator выдала, пожалуй, один из самых самобытных и крепко сбитых дэт-метал релизов этого года. Концепт «I Am Death» строится вокруг «Вампирских войн» из сеттинга «Warhammer Fantasy», и для его передачи Sanguine Imperator прибегают к созданию по-настоящему эпических композиций. В качестве компонентов прямо навязчивый качёвый риффинг, длинные пронзительные соло, скрипичное сопровождение, а также зловещие клавишные партии в духе Morbid Angel на «Blessed Are the Sick» (1991).
10. High Parasite «Forever We Burn»
Страна: Великобритания
Жанр: Gothic Metal
Лейбл: Candlelight / Spinefarm
High Parasite — тандем бессменного вокалиста My Dying Bride Аарона Стейнторпа с композитором и мультиинструменталистом Дэнни «Томбсом» Ламбертом (Godthrymm). А продюсером и, похоже, серым кардиналом проекта стал Грег Макинтош из Paradise Lost. Ибо звучат High Parasite как усреднённый концентрат «One Second» (1997), «Symbol of Life» (2002) и «Paradise Lost» (2005), в наличии и фирменные гитарные лиды в исполнении самого маэстро. Хотя местами проект замахивается на посвящения всему былому готик-металу, чуть ли не цитируя Moonspell, Tiamat и даже Type O Negative. Нотки My Dying Bride, разумеется, тоже присутствуют. И соответствующе работам тех лет «Forever We Burn» демонстрирует запредельный уровень шлягерности.
09. Octoploid «Beyond The Aeons»
Страна: Финляндия
Жанр: Extreme Progressive Metal / Progressive Rock / Folk Metal
Лейбл: Reigning Phoenix
Octoploid — машина времени от Олли-Пекка Лайне, оригинального басиста Amorphis, с помощью которой он возвращается в славный период «Elegy» (1996) и «Tuonela» (1999) с уникальным синтезом ретро-прога, этнических мотивов, метальных рудиментов и поп-мелодики на том самом ламповом приглушенном звуке. А помогают ему в этом более десятка приглашённых музыкантов, преимущественно бывшие и нынешние коллеги Лайне по Amorphis, Barren Earth и Mannhai. А уж когда с несравнимым рыком врывается сам Томи Койвусаари, мурашки пробегают по коже, насколько это тот самый Amorphis! Жаль появляется Койвусаари лишь единожды.
08. Bedsore «Dreaming the Strife for Love»
Страна: Италия
Жанр: Progressive Rock / Extreme Progressive Metal
Лейбл: 20 Buck Spin
Итальянские дэтстеры Bedsore на втором полноформате с головой ушли в репродукцию прославленного прогрессивного рока родной сцены семидесятых годов. В том числе собрали целый ворох тематических инструментов: безладовый бас, орган Хаммонда, меллотрон, саксофон, флейта, труба, тромбон. И Bedsore отлично справились как с многослойными аранжировками, так и с аутентичностью — как минимум, призраки Il Balletto di Bronzo и Goblin мерещатся отчётливо. Современность же и прежняя направленность группы проявляется только в вокале, коим выступает надрывный скрим, а также точечных блэковых и дэтовых акцентах, использующихся для самых ярких кульминационных моментов.
07. Present «this is NOT the end»
Страна: Бельгия
Жанр: Avant-Prog / Rock In Opposition / Chamber Music
Лейбл: Cuneiform
«this is NOT the end» — конец одного из последних оригинальных осколков авангардного движения «Rock In Opposition». Бывший частник Univers Zéro и лидер Present, Роже Триго, скончался в 2021 году, так и не закончив своё финальное творение. Спустя три года его коллеги доработали и довели до слушателей имевшиеся наработки. Даже без поминального контекста «this is NOT the end» — это воплощение самой тёмной стороны авангардного прога, своей переломанной структурой и камерной составляющей нагоняющей жуть жуткую. Каждый резко влетающий инструмент, будь то скрипка, саксофон или кларнет, сходу повергает в дикое состояние тревоги, тоже относится и к каркающим декламациям на французском.
06. Trelldom «...By the Shadows...»
Страна: Норвегия
Жанр: Avant-Garde Metal / Progressive Rock / Dark Jazz / Drone
Лейбл: Prophecy
Спустя 17 лет Гаал с корешем Стианом Корстадом решили стряхнуть пыль со своей подзабытой группы Trelldom, правда кондовый норвежский блэк у них закономерно в печёнках уже сидит. Хороший повод податься в уже моднючий приблэкованный метал с кучей диссонансного месива, но тоже нет. Диссонансов-то на «...By the Shadows...» валом, но альбом даже не пытается попасть в струю современных трендов, скорее предоставляя альтернативу в схожем русле. Trelldom заиграли, на самом-то деле, мало с чем сравнимую форму, где можно услышать созвучия и со стареньким авангардным прог-роком, и с дроунящими вещами Swans, и с нуарным джазом (как раз состав доукомплектован джазовыми музыкантами), узнаваемы и чисто Гааловские этнические фишки. Но это всё мимолётно, а целостный итог очень своеобразен.
05. Krallice «Inorganic Rites»
Страна: США
Жанр: Progressive Black Metal / Progressive Electronic
Лейбл: независимо
Парадокс, Blood Incantation с «Absolute Elsewhere» хайповали везде, где можно, лишь по факту синтеза дэт-метала с прогрессивной электроникой. А концептуально точно такой же релиз от Колина Марстона, Мика Барра и компании, только на блэковой основе, остался особо незамеченным. Причём это уже второй их подобный эксперимент после «Porous Resonance Abyss» (2023). Частично понятно, дискография Krallice громадна, да и в них трудно сходу въехать, автору и самому до этого момента у Krallice вполне хватало дебютника 2008 года. Однако, «Inorganic Rites» выделяется именно своей доходчивостью при сохраняющейся сложности материала — за счёт тех самых космически-магических проговых синтов он завораживает уже при первом контакте. И в отличие от аляповатого альбома Blood Incantation, у Krallice метальный и электронный компоненты полноценно сливаются без каких-либо швов и неловких переходов. А в целом тренд задан, ждём целую гору подобных замесов в следующем году.
04. Dysrhythmia «Coffin of Conviction»
Страна: США
Жанр: Math Rock / Jazz Fusion / Progressive Metal
Лейбл: Nightfloat / Nerve Altar
Ничего не смог с собой поделать — второй релиз при участии Колина Марстона в топе, на этот раз инструментальная Dysrhythmia, немного отошедшая от своих типичных головоломок с тысячей «дизритмий» в минуту к уютному и плавному приметаленному джаз-фьюжну с ясными кивками в сторону Cynic, а это всегда красиво.
03. Julie Christmas «Ridiculous and Full of Blood»
Страна: США
Жанр: Post-Hardcore / Noise Rock / Alternative Metal / Post-Metal
Лейбл: Red Creek / Siviana
«Ridiculous and Full of Blood» — второй сольник от одной из самых шизанутых в хорошем смысле вокалисток современной тяжёлой музыки, Джулии Кристмас (Battle of Mice, Made Out of Babies). В своём базисе альбом поп-ориентированный и мягонький, верно готовится принимать аудиторию, нахлынувшую после коллаборации с Cult of Luna. Вместе с тем до этой лёгкости ещё нужно пробраться. Первый барьер для кого-то могут выстраивать хаотичные крики, визги и прочие вокальные прелести, но именно в них вся соль. А второй, что вся поп-основа на первый взгляд искорёжена максимально контринтуитивными нойз-роковыми приёмами. Создаётся второй слой хаоса, порой так сильно спотыкающийся об вокал, что рождается чувство жуткого дискомфорта. Поэтому «Ridiculous and Full of Blood» внезапно стал самым прослушиваемым мной альбомом в этом году — сначала чтобы просто понять, что тут вообще происходит, а затем кайфуя от каждого проявившего мелодического перехода.
02. Melt-Banana «3+5»
Страна: Япония
Жанр: Noise Rock / Hardcore Punk / Post-Hardcore / Glitch
Лейбл: A-Zap
Очередное возвращение, на этот раз культовые японские нойз-рокеры Melt-Banana, не выпускавшие ничего крупного 11 лет. «3+5» повторяет уникальную формулу самого успешного альбома коллектива «Fetch» (2013) с отвязнейшим танцевальным роком, стреляющими глитч-эффектами и неизменным мультяшным голосом Ясуко Онуки. И даже больше, набираются обороты вплоть до сплошной стены звука из хардкорного месива и пиликанья аркадных автоматов. И на этих бешеных скоростях Melt-Banana проносятся от первой до последней песни.
01. Shellac «To All Trains»
Страна: США
Жанр: Math Rock / Noise Rock / Post-Hardcore
Лейбл: Touch and Go
Альбом Shellac должен был стать знаковым событием. Абсолютный мастодонт всей инди-сцены, Стив Альбини, вот-вот должен был выпустить работу, над которой трудился с соратниками уже семь лет. Возможно, лучшую пластинку Shellac с отточенным до идеала фирменным саркастическим почерком. К большому горю «To All Trains» стал лебединой песнью, а последняя композиция «I Don't Fear Hell» — эпитафией:
Something something something when this is over
I'll leap in my grave like the arms of a lover
If there's a heaven, I hope they're having fun
Cause if there's a hell, I’m gonna know everyone.
За десять дней до официального релиза Альбини умер от сердечного приступа на 61 году жизни.
Топ за предыдущий год:
Телеграм-версия блога: t.me/doncarcharo