Оскароносный анимационный шедевр мастера Хаяо Миядзаки "Мальчик и птица" оставил ощущение скомканности из-за, на первый взгляд, отсутствия целостности истории. И у многих зрителей в финале осталось больше вопросов, чем ответов.
Кто-то отмечал, что в мультфильме слишком много непонятных и ненужных отсылок, кто-то не понял сам мир, почему и для чего были подняты некоторые темы, не получившие развязки, кто-то остался в недоумении от персонажей.
НО! Может быть в этом все и дело, что целостность и завершенность некоторых линий не стояли на первом плане. Недосказанность, которая вызвала сомнения "Действительно ли это шедевр? Ведь были работы и получше", и была в какой-то степени целью, приглашением к обсуждению.
Ведь нужно вспомнить, что "Мальчик и птица" является посланием внуку Миядзаки. И возможно, гениальный дед оставил в этой работе и личные высказывания, и темы "на подумать", и свое собственное зеркало мыслей. Кроме того, в оригинале анимэ называется "Как поживаете?" как оставленная мамой книга, которую читает Махито. Это книга о взрослении 15ти летнего мальчика, который получает от своего дяди письма с взглядами на социальные и духовные стороны жизни.
Таким образом, Миядзаки в разрезе взросления психики мальчика Махито поднимает разные темы, о которых нужно подумать переходя из состояния ребенка во взрослого.
И тогда история из хаоса мыслей обретает смысловую структуру.
Что на самом деле происходит?
Очень часто в сказках есть определенные обстоятельства и символы взросления.
Смерть родителей часто является символом инициации (обряда перехода на новую ступень развития) подростка, то есть то самое сепарирование от родителей. Происходит отсоединение собственной личности, собственного мнения и осознание собственной ответственности за свою жизнь, у подростков это проявляется в переходном возрасте.
Они начинают бунтовать, идти против слов родителей, особенно, если родители крепко держатся за свое чадо. И для ребенка этап отсоединения от родителей подсознательно выглядит как смерть родителей.
Поэтому в сказках очень часто главные герои теряют родителей и начинают путь прохождения испытаний как вступление во взрослую жизнь.
Интересно, что Махито отметил схожесть как две капли воды Нацуко с его матерью. Конечно, возможно, именно потому, что она сестра матери. А возможно, проходя период инициации, он видит свою мать другими глазами, особенно, чувствуя угрозу рождения нового ребенка, то есть переходный возраст переплетающийся с чувством конкуренции символично может выглядеть, как смерть матери.
Ведь в родильной комнате Нацуко вдруг говорит "я тебя ненавижу" - как внутренний страх ребенка, что с рождением малыша его теперь не будут любить. В ответ на это Махито называет ее мамой, отчего та смягчается. То есть он отпускает страх покинутости.
Поэтому у меня есть две теории:
- Нацуко и есть мама Махито, которую он стал видеть другими глазами, проходя через период взросления;
- Или он пришел спасать тетю в пространство между мирами, чтобы не испытывать чувство потери еще раз. Он не смог спасти маму, но попытается спасти тетю.
Также неспроста нам показан хрустальный гроб, в котором несут Хими.
В сказках сон в хрустальном гробу является символом очищения и духовного роста, переход из одного внутреннего состояния в другое. То есть символ глубокой внутренней работы, что и происходит с Махито.
Конечно, мы не видим Махито в этом хрустальном гробу, но все магические события случаются с ним после травмы головы. И возможно, все происходящее является его внутренней работой в состоянии сна или даже комы в реальной жизни - вот он и хрустальный гроб.
И если все события в башне являются сном, то на вопрос "Почему сюжет мультфильма такой сумбурный", то ответом становится вопрос "Когда это сны были логичными и последовательными?".
Но это не значит, что события в башне являются бредом от сотрясения мозга.
Сны - это метафоричные послания подсознания, чтобы связаться с сознанием человека.
И как сказал другой седовласый старец:
Конечно, это происходит у тебя в голове, Гарри, но кто сказал тебе, что поэтому оно не должно быть правдой?
Происходит глубокая работа на всех уровнях психики, поэтому прошлое, настоящее и будущее, все пространства схлопываются в один мир - мир метафор.
Что за мир скрывается в башне?
В анимэ нам говорят "Башня стоит там, где пересекаются разные миры".
А состояние сна находится между жизнью и смертью, то есть башня является гранью между миром живых и миром мертвых.
И первая метафора связана с Цаплей, которая в японской символике является проводником между мирами, а это:
- выход за пределы материального мира и соединение с духовным;
- способность ждать в течение длительного времени без движения;
- спокойствие и неподвижность ума и тела;
- острые навыки наблюдения и осознанности.
Собственно, об этом и была речь.
И символично Цапля была послана, чтобы заманить Махито в башню под предлогом встречи с матерью, то есть совершить этот самый переход между мирами.
Нацуко, будучи в положении в тяжелом состоянии, так же метафорично находится между жизнью и смертью. И ее тоже увела в башню та самая Цапля.
Также в пространстве между жизнью и смертью мы видим кораблики, вернувшиеся с новоприставленными с Земли, и вараваров - еще нерожденные души, зреющие для полета наверх.
И это же пространство башни является пристанищем тех, кто проходит внутренний кризис и рост.
Мама Махито в его же возрасте на год пропадала в этой башне, то есть проходила переходный период.
Кимико в более молодом возрасте тоже находилась в башне, нам не раскрыли суть ее пребывания, но возможно, она тоже проходила какой-то кризис, раз она заботилась о растущих душах - может это потеря ребенка. В целом в жизни людей случается множество кризисов, и выход из них часто бывает в помощи другим.
Не просто так людей посещают мысли о смерти, когда они впадают в тяжелые внутренние переживания. Мысль о смерти является лишь смертью устаревших убеждений и переходом на новую ступень духовного роста.
А дед, начитавшись книг, исчез в башне. Вероятно, он вошел в глубокое медитативное состояние, которое переносит сознание в пространство между мирами.
Таким образом, нам показывают бесконечность циклов рождения, прохождения разных кризисов взросления, духовного роста и смерти - все это происходит в этом пространстве между мирами.
Контроль над неконтролируемым
На самом деле, история начинается с того, что камень упал с небес. В японской символике камни являются самым совершенным творением природы, а сады камней подразумевают развитие воображения через созерцание и медитацию.
И дед, видя священный камень, обносит его стенами, строя эдакий храм, в котором он заперся как монах.
Бабушки говорят: "Сколько людей тогда погибло, и не сосчитать".
А как много людей погибают не просто от строительства храмов, а за веру? Не говоря уж о том, сколько людей погибало и погибает за сохранение установленного порядка.
Таким образом, дед хочет контролировать священную силу камня, в которой скрывается символ высших сил, и входя в медитацию, он договаривается с богом, выстраивает правила поведения, чтобы его мир шатающихся камней мог просуществовать еще один день.
Дед осознает, что его мир построен из камней из гробниц, которые несут зло, а потому несовершенен, в нем много ненависти, голода, смерти и обмана.
Поэтому собрав новые камни, не запятнанные злобой, он хочет передать свое дело Махито, как символ того, что новое поколение исправит ошибки старого, построит новый, совершенный и гармоничный мир.
При этом на золотых воротах написано "Тот, кто учится у меня, умрет".
То есть продолжать дело деда - это вести себя к смерти, потому что именно взгляды его поколения, жаждущие контроля, привели к гибели мира.
Махито понимает, что он сам не идеален, как и все люди на Земле, какими бы просвещенными они ни были. Он не хочет строить новый мир, который будет существовать на контроле, потому что человек не способен ничего контролировать. А контроль - это лишь иллюзия.
И единственное, что помогает справляться с хаосом жизни и переменами - окружить себя друзьями и близкими, потому что вместе можно справиться со всеми трудностями.
Мир меняется постоянно, и небесный камень как символ высших сил не может существовать под контролем, чем больше человек пытается сохранить все, как есть, удержать хоть что-то в своих руках, тем разрушительней будут последствия.
И если деду как умному человеку удалось построить мир и даже какое-то время удерживать, то король-попугай как символ земной власти (ведь монархи всегда заявляли, что им власть дана богом), вмешавшись в устройство мира, окончательно уничтожает его.
Он говорит: "Как смеешь ты доверять судьбу империи каким-то дурацким камням?".
Именно так люди жаждущие контроля не могут довериться богу и великому ходу жизни.
Символизм птичьей братии
В целом вся эта птичья братия является отражением попытки контролировать людьми мир.
Если все естественные изменения, которые не подвластны человеку: развитие человечества, единение с природой, движение событийного ряда - отражаются в силе камня, упавшего с небес, то обнося этот камень стенами, человечество вмешивается в дела бога, пытаясь договориться, чтобы установить власть и контроль.
Поэтому в башню между мирами проникают неестественные процессы, отраженные на тонком плане через страхи, пожирающие души, ощущающие бессмысленность рождения на Землю, и через затуманенное попугайное мышление.
И выбираясь из мира контроля, страшные попугаи превращаются в милых и красивых птиц, символизирующих любовь, важность построения отношений, легкости отношения к жизни и ценности окружающего мира.
Таким образом, нас подводят к тому, что мы не можем контролировать ни рождение, ни смерть, ни этапы духовного роста, а потому стоит отдаться им, а не бороться. Главное сохранять любовь, дружбу и человечность, тогда все перемены и неидеальность этого мира будет легче переносить.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также я буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает развитию моего канала.
Если хотите поддержать автора, то свои донаты вы можете отправлять по ссылке здесь.
Недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, заходите.