Найти в Дзене

Остров Китира: тайная связь с Россией и её историческое значение.

Остров Китира, несмотря на свою удалённость и небольшие размеры, оказался в центре исторических событий, связанных с Россией. В конце XVIII века, в период борьбы за влияние в Средиземноморье, остров был кратковременно частью Российского имперского владения. Ушаков начал освобождение Ионических островов с острова Цериго (Китира). Вперед эскадры были посланы два русских фрегата «Григорий Великая Армения» и «Счастливый» и четыре турецких фрегата под общим командованием капитан-лейтенанта Шостака Ивана Андреевича. Шостак высадил на остров морской десант и десант захватил укрепление Святого Николая. Французы (5 офицеров и 105 солдат) без боя отошли в крепость Капсали. На следующий день к острову подошла вся объединённая эскадра. Ушаков предложил гарнизону острова сдаться, на что комендант ответил отказом. Начался артиллерийский обстрел крепости с берега и моря, продолжавшийся два дня. После гибели 10 человек гарнизон крепости капитулировал. Капитулировавшие французы были отпущены Ушаковым п

Остров Китира, несмотря на свою удалённость и небольшие размеры, оказался в центре исторических событий, связанных с Россией. В конце XVIII века, в период борьбы за влияние в Средиземноморье, остров был кратковременно частью Российского имперского владения.

Ушаков начал освобождение Ионических островов с острова Цериго (Китира). Вперед эскадры были посланы два русских фрегата «Григорий Великая Армения» и «Счастливый» и четыре турецких фрегата под общим командованием капитан-лейтенанта Шостака Ивана Андреевича. Шостак высадил на остров морской десант и десант захватил укрепление Святого Николая. Французы (5 офицеров и 105 солдат) без боя отошли в крепость Капсали. На следующий день к острову подошла вся объединённая эскадра. Ушаков предложил гарнизону острова сдаться, на что комендант ответил отказом. Начался артиллерийский обстрел крепости с берега и моря, продолжавшийся два дня. После гибели 10 человек гарнизон крепости капитулировал. Капитулировавшие французы были отпущены Ушаковым под честное слово – не воевать с Россией. Им было позволено выехать в крепость Анкону, занятую французским гарнизоном. Капитан-лейтенант Шостак за взятие крепости Цериго был награжден орденом Святой Анны.

Крепость в Капсали
Крепость в Капсали

Однако российское присутствие на острове оказалось временным. Вскоре после побед в Средиземноморье Россия была вынуждена передать контроль над островом Франции в рамках мирных договоров, заключённых после войны. Несмотря на это, период российского правления на Китире оставил свой след, как в военной истории, так и в культурных аспектах региона, поскольку Ушаков и его команда оставили на острове память о своих действиях.

Сегодня остров Китира помнит это короткое время русской власти, которое оставило свой след в истории и в местной культуре, напоминающее о тех бурных годах, когда судьбы народов и островов решались не только на земле, но и на морских просторах.

Крепость в Капсали
Крепость в Капсали

Николай Философов: Русский адмирал на острове Китира

Остров Крит (к югу от Китиры) славится своими розовыми пляжами, но мало кто знает, что с островом Элафониси связано имя русского адмирала Николая Философова. Именно здесь, на небольшом островке рядом с пляжем, он спас множество людей после крушения австрийского парохода «Imperatrix» в 1907 году.

Адмирал Николай Николаевич Философов
Адмирал Николай Николаевич Философов

Греческая связь Философова

Николай Философов был глубоко связан с Грецией. Его отец служил при греческом дворе, а сам Философов, будучи офицером российского флота, несколько раз бывал на Крите. Он командовал канонеркой «Хивинец», которая спасла 108 человек с «Imperatrix». За этот подвиг Философов был награжден Грецией.

Жизнь на Китире

После революции 1917 года Философов, как и многие другие русские офицеры, покинул родину. В 1920 году он обосновался в Греции и некоторое время жил на острове Китира (Антикитира). Здесь, в уединении, он стал смотрителем маяка, вновь посвятив свою жизнь служению и наблюдению за морем. На этом острове Философов прожил почти 25 лет, вернувшись к жизни после личных трагедий. На Антикитире он женился, у него родился сын, а его уважали местные жители.

Наследие на Китире

Жители Китиры (Антикитиры) хранят память о русском адмирале, который даже после выхода на пенсию продолжал помогать людям, работая учителем, архивариусом и медиком. На доме, где он жил, установлена памятная доска. Его имя стало символом мужества и самоотверженности, а сам Философов стал для местных «русским адмиралом», который посвятил свою жизнь служению в уединении острова.

Памятная табличка на доме, где жил адмирал. Остров Китира
Памятная табличка на доме, где жил адмирал. Остров Китира