Найти в Дзене
ANATOLY PROD.

Как менялись тренды музыкальной индустрии России? Какую музыку писать сейчас?

P.S: В своей статье я упоминаю некоторых артистов и различные события из разных эпох, для примера, которые я так же считаю важными. Если я бы перечислял всех, эта статья была бы как "Война и мир". 😊
Вы можете в комментариях поделиться событиями, которые запомнились именно Вам! Мы все с удовольствием почитаем! Ну-с, погнали!
Глава I. Зарождение музыкальной индустрии
Началось всё конечно с Томаса Эдисона, который запатентовал фонограф в конце 19ого века. Это положило начало звукозаписи! Ведь до этого как таковой музыкальной индустрии не существовало, как и слова "фонограмма".
После изобретения фонографа в далёком 1923ем появилось радио, и музыка стала становится популярной. Изначально по радио транслировали классику, джаз, песни Петра Лещенко и Леонида Утёсова. А в 1964 появился первая в России компания звукозаписи "Мелодия", которая занималась тиражированием пластинок, а позже - аудиокассет. "Мелодия" была единственным государственным монополистом звуковой индустрии вплоть до распа

P.S: В своей статье я упоминаю некоторых артистов и различные события из разных эпох, для примера, которые я так же считаю важными. Если я бы перечислял всех, эта статья была бы как "Война и мир". 😊
Вы можете в комментариях поделиться событиями, которые запомнились
именно Вам! Мы все с удовольствием почитаем!

Ну-с, погнали!

Глава I. Зарождение музыкальной индустрии
Началось всё конечно с Томаса Эдисона, который запатентовал фонограф в конце 19ого века. Это положило начало звукозаписи! Ведь до этого как таковой музыкальной индустрии не существовало, как и слова "фонограмма".
После изобретения фонографа в далёком 1923ем появилось радио, и музыка стала становится популярной. Изначально по радио транслировали классику, джаз, песни Петра Лещенко и Леонида Утёсова. А в 1964 появился первая в России компания звукозаписи "Мелодия", которая занималась тиражированием пластинок, а позже - аудиокассет. "Мелодия" была единственным государственным монополистом звуковой индустрии вплоть до распада СССР. Кстати, наследие "Мелодии" сейчас принадлежит компании "Формакс", дистрибьютером которой является известный российский дистрибьютер Zvonko Digital.

Итоги:
Где слушали музыку?: винил и кассеты, радио СССР
Студии звукозаписи и лейблы: "Мелодия", единственная в своём роде, принадлежала государству
Популярные жанры: песенный джаз, русский романс и эстрадная песня


Глава II. 90ые. Расцвет музыкальной индустрии
Именно 90ые послужили образованию музыкального рынка. "Мелодия" распалась, а гос. цензура перестала влиять на музыкальный контент. У артистов появилась возможность высказаться так, как они считали нужным.
Примеру тому множество жизненных песен российского рока (Ария, ДДТ, Кино, Сектор Газа, Наутилус). Появилось множество звукозаписывающих компаний (лейблов), как мелких, так и крупных, например "СОЮЗ". Интернета раньше не было, поэтому музыку распространяли путём продажи аудиокассет и позже компакт-дисков. К слову, 90% были пиратскими и ими в открытую торговали в ларьках, переходах и специальных подвальчиках. В 90ые не только грустили, но и танцевали. Ни для кого ни секрет что ещё до распада СССР, евродэнс завоевал сердца многих слушателей. А именно 90ые положили начало существованию жанра "русский евродэнс". (Кар-Мэн, МГК, На-на, Кайметов, Лика, Богдан Титомир, Мальчишник, Натали, Комиссар, Руки Вверх и т.д., всего не упомню).

Итоги:
Где слушали музыку?: кассеты, CD-диски, портативные радиоприёмники
Студии звукозаписи и лейблы: внедрение иностранных лейблов на российский рынок (например DGC Records и Universal Music Group), а так же появление своих (СОЮЗ).
Популярные жанры: из-за огромного потока новой музыки на российский рынок, в период 90ых нельзя выделить популярность каких-то определённых жанров. Слушали и русский евродэнс и русский рок. Из иностранного слушали альтернативу (типа R.E.M., Red Hot Chili Peppers и Radiohead) и попсу (Madonna, Britney Spears и Backstreet Boys).

Глава III. Начало 00-ых. MTV, нью-металл, русский рок и R&B
Закончились лихие 90ые. Появился музыкальный канал MTV, благодаря которому российские слушатели открыли для себя множество новых зарубежных исполнителей и жанров. В начале 00ых полюбился нью-метал, такие группы, как Linkin Park, Limp Bizkit, Evanescence, HIM и The Rasmus.
Без внимания не остался и поп-панк, например Avril Lavigne.
"Наше радио" взяло под крыло русский рок. Популярными стали такие коллективы, как Сплин, Би‑2, Король и Шут и Земфира.
Слушателю, как обычно хотелось чего-то нового, и в моду вошёл R&B и соул. Слушали таких исполнителей, как
Justin Timberlake, Beyonce и Jay-Z.
Развивалась и российская поп-индустрия. На заре 00ых с каждого радиоприёмника звучали t.A.T.u., Глюкоза, Алсу, Лера Массква, Линда, Юлия Савичева, МакSим и Винтаж. Постепенно из-за горизонта появляется РЭП, о котором в начале 00ых ещё никто не знал. И тут конечно стоит вспомнить Дэцела, Касту и Многоточие. Из зарубежных блистал Eminem.

Итоги:
Где слушали музыку?: CD/MP3 диски, первые MP3-плееры
Студии звукозаписи и лейблы: "Первое музыкальное" (бывш. СОЮЗ), продолжение внедрение зарубежных лейблов в Россию, например Sony Music Russia
Популярные жанры: нью-металл, R&B


Глава IV. 2006-2010. Эмо и инди, витч-хаус
Внедрение иностранного рынка в Россию спровоцировало создание субкультур. Одной из них была Эмо. Подростки тащились от Origami и Amatory, но тяжёлые гитары и слезливые тексты всем быстро надоели. Им на смену пришли инди (Franz Ferdinand и The Killers, а так же российские On‑The‑Go, Tesla Boy, Pompeya). Без мрачной электронной музыки с медленным темпом и глубокими басами тоже не обошлось. Так к нам пожаловал витч-хаус, например Pictureplane и Salem и Crystal Castles.
В попсе и R&B во всю блистали Леди Гага, Рианна со своим хитом
Umbrella и Бейонсе. В хип‑хопе отличаился Канье Уэст, легализуя в своей новой работе использование автотюна для всех РЭПерков мира. На поп сцену ворвался простой парень из Ростова - Баста. Да-да, тогда это ещё считалось попсой. Смоки Мо пишет альбом Планета 46. Появляются такие лейблы, как Gazgolder. Тимати создаёт продюсерский центр «Black Star inc.». Наступает эра РЭПа!

Итоги:
Где слушали музыку?: портативные MP3-плееры, iPod, мобильные телефоны
Студии звукозаписи и лейблы: создание будущих мейджор-лейблов, таких как Gazgolder, Black Star, Velvet и Zion Music
Популярные жанры: эмокор, металл


Глава V. 2011-2015. Эра рэпа
Эру рэпа в начале 2010ых принято ассоциировать с Oxxxymiron. Его полноформатник и два микстейпа, а так же участие в батлах полностью перевернули представление о РЭПе в России. Теперь о РЭПе услышали все!
A$AP Rocky представил релиз
Live. Love. В России стали набирать популярность Pharaoh и Boulevard Depo. Набирал популярность и трэп - поджанр хип‑хопа, основанный на звуках ударных, глубоких басах и тарелках‑хэтах. В попсе присупели Adele и Lana Del Ray. Валентин Стрыкало с хитом "Наше лето", врывается в муз. индустрию прямиком с Ютуб стрима и становится популярным. VK-паблик «Рифмы и Панчи» в 2011 году создают лейбл Rhymes Music.

Итоги:
Где слушали музыку?: мобильные телефоны, интернет (такие сервисы, как Zaycev.Net)
Студии звукозаписи и лейблы: развитие хип-хоп лейблов, создание НЦА («Национальный цифровой агрегатор»), сейчас Zvonko Digital
Популярные жанры: хип-хоп (рэп), трэп, поп

Глава VI. 2016-2019. YouTube и др. соцсети, агрегаторы
И вот уже и с каждой пятиэтажки на районах звучит РЭПчик. Школьники начинают плотно зависать в соц. сетях. Ютуб открывает новые границы в продакшене. Теперь все понимают, что необязательно сидеть часами и днями над релизом и оттачивать каждую ноту. Тому примером становится дебютный альбом «Пошлой Молли». Благодаря популяризации в соц. сетях появляются новые артисты. Яркие примеры: АИГЕЛ и Монеточка. Главная зарубежная поп звезда, конечно же Billie Eilish. Некоторые музыканты начинают писать музыку прямо на телефонах и не переживают за качество, яркий пример - GSPD, работающий в жанре русского евродэнса (позднее русский рейв).
В хип-хопе выстреливает группа "Грибы". Обозначать мейнстрим уже сложнее. Уже никто не говорит про то, какая музыка сейчас в моде.
В Россию приходят агрегаторы. Теперь, чтоб выпустить трек, не обязательно быть талантливым артистом и заключать контракты с лейблами. Музыка становится доступной для ВСЕХ! В то же время создаются новые лейблы которые подписывают Тик-ток блогеров, например DNK Music (Катя Адушкина, Вика Коробкова).

Итоги:
Где слушали музыку?: мобильные телефоны, интернет (популяризация YouTube, VK легализировала весь муз. контент)
Студии звукозаписи и лейблы: приход агрегаторов в Россию, таких как ONErpm (2019 года), Мультиза (2018 год), создание независимых лейблов для блогеров, например DNK Music
Популярные жанры: на волне так же остаётся хип-хоп, популяризируется андерграудная музыка, рэйв


Глава VII. Начало 20-ых. Кей-поп, тик-ток, разивитие стриминга
Корейская культура получила волну популярности во всём мире. Кей-поперы BTS начинают захватывать музыкальный мир.
Из-за популяризации агрегаторов, в музыкальных каталогах появляются сотни тысяч новых неизвестных никому музыкантов. Сбербанк покупает сервис "ЗВУК". Стриминги Яндекса растут с непреодолимой силой. Лейблы стобращают внимание на блогеров с миллионами просмотрами. Ведь если их смотрят, значит будут и слушать. Наступает пандемия короновируса и все начинают снимать тик-ток! Тик-ток становится мега-популярным и благодаря ему многие артисты залетают в топы музыкального стриминга. Примеров очень много. Из-за доступности агрегаторов, многие начинают создавать лейблы-прокладки. Схема проста, как два рубля. Человек создаёт лейбл "ля-ля" на агрегаторе, типа Мультизы. И начинает выпускать через свой личный кабинет ленивых артистов за денежку или за процент с их роялти.

Итоги:
Где слушали музыку?: стриминговые сервисы VK, Яндекс, Звук, Spotify
Студии звукозаписи и лейблы: массовое создание лейблов-прокладок
Популярные жанры: кей-поп, поп

Глава VIII. 2022-2024 Железный зановес. Дрифт-фонк и AI (ИИ).
В 22ом году против России ввели санкции и практически все зарубежные компании и лейблы разорвали с нами контракты. Агрегаторы перестали заключать новые договора и продолжили работать только с теми, кто успел зарегистрироваться ранее (например Multiza и ONErpm). Новые артисты начали обращаться за услугами дистрибуции к лейблам-прокладкам (которые зарегистрировали в своё время личный кабинет на том же Zvonko Digital).
В мире лейблов началось импортозамещение! Надо было же как-то сохранять контракты, подписанные с артистами.
Вместо Warner Music Group образовался S&P Digital;
Вместо Sony Music Russia образовался Koala Music;
Вместо Universal Music Russia появился Fenix Music;
Вместо Atlantic Music образовался Lotus Music
По сути мы получили новых российских мейджоров!
Крупные российские площадки так же запустили собственные лейблы (но далеко не для всех, а только для тех, кто пройдёт отбор через их редакцию).
Например VK Records, Студия (Сбер), МТС Лейбл и т.п.
Стриминг сервисы получили ИИ (искусственный интеллект), благодаря которому научились выдавать рекомендации по жанру и популярности.
Так же ИИ внедрили и в продакшен. Теперь можно спеть голосом любого артиста, а сведение и мастеринг сделает умный плагин, разработанный на основе миллионных каталогов с уже выпущенными треками. Конечно, все эти плагины стоят определённых денег, но работают они очень круто. То, что ещё лет 10 считалось крутой песней, теперь стало ненужным шлаком, который любой школьник может написать на домашнем компьютере за пол часа.
На волну популярности поднялся дрифт-фонк. Это те самые биты с грязными мрачными текстами, запитченным "демоническим" вокалом, в сопровождении коубеллов, характерного 808 баса и драм машины Roland TR-80. Адуитория подхватила фонк из роликов с дрифтом в соц. сетях., в которых фонк использовался, как сопровождение. Вообщем людям это зашло, а поколение Z эту волну подхватило. Так же волну популярности поймал и бразильский фонк (более жёсткая версия с традиционными этническими ритмами).

Где слушали музыку?: стриминговые сервисы VK, Яндекс, Звук
Студии звукозаписи и лейблы: создание новых мейджор лейблов, взамен зарубежных... (S&P Digital, Koala Music, Fenix Music, Lotus Music), а так же создания лейблов компаний (VK Records, Студия (Сбер), МТС Лейбл и т.п.)
Популярные жанры: дрифт-фонк, бразильский фонк

Глава IX. Что будет дальше? В каком жанре работать?
Фонк и его производные продержаться на плаву ещё некоторые время, возможно года 2-3. Из-за огромного кол-ва артистов и низкого входа в фонк-продакшен, конкуренция в фонке растёт ежедневно, а кол-во выпускаемых фонк-релизов настолько огромно, что скоро этот бочонок взорвётся!

В вопросе - какую музыку писать, всегда есть простой и банальный ответ - "Ту, которую ты хочешь!".

Многие ориентируется на будущее..., на жанры, которые как раз сейчас начинают становится популярными, как в своё время начинал русский рэп.
В конце 20ых обещают стать популярными гипер-поп и афробит. Насколько это будет в действительности - остаётся только догадываться.

Известно только одно. У каждого жанра есть своя аудитория. По сути кто на чём вырос, от того и фанатеет. К примеру, если твоя молодость прошла в 90ых и ты фанател от Арии и танцевал под Комиссара, тебе до сих пор будут заходить треки такого же плана. Было бы странно, если б наши родители фанатели от гипер-попа, а наши деды гоняли на тачках под дрифт-фонк.
Ведь музыка, это путь к воспоминаниям, к твоему прошлому. Мы любим те или иные песни просто за то, что они связывают нас с определёнными моментами в нашей жизни. Я иногда пролистываю свой плейлист ВК в самое начало и включаю песни, которые я добавил ещё в 2006ом. Сразу вспоминается то самое время и события из него.

Но а если ты продюсер, это другой разговор. Ты всегда должен быть в тренде. Ты должен уметь понимать современную музыку, которую сейчас слушает молодёжь. Хотя бы потому, что именно аудитория молодёжи потребляет больше всего муз. контента. Они слушают музыку по дороге на учёбу, на самой учёбе, по дороге обратно домой и их МНОГО. Взрослые загружены бытовыми проблемами и работой, поэтому максимум что делают, это включают в машине свою волну в Яндекс Музыке.

Поэтому если ты хочешь МНОООГО стримов, ты должен делать музыку, которую на данный момент слушает молодёжь. И постоянно подстраиваться под новые жанры и стили. И самое главное, при этом ведь ты, как музыкант, можешь сохранить самобытность, но немного видоизменить жанр.

А какую музыку слушаете Вы? Пишите в комментариях любые воспоминания связанные с музыкой вашей эпохи. Либо свои размышления, насчёт ближайшего будущего музыкальной индустрии!

А я с Вами прощаюсь до следующей статьи на Дзен...

Ваш преданный ANATOLY PROD.