В один из декабрьских дней 1564 года 34-летний царь покинул Москву. С ним уехали семья, друзья, казна.
Он не вернулся ни на следующий день, ни через неделю, месяц, и даже ни через год. На семнадцать лет неформальной столицей государства стала резиденция, доставшаяся Ивану Васильевичу от отца, Василия lll.
Я попала в Александровскую слободу, приехав на электричке (от Ярославского вокзала Москвы есть разные варианты езды от полутора часов до двух с половиной).
Сам город Александров пока далёк от открыточного вида, но потихоньку восстанавливается. Для любителей истории, кроме несомненного посещения Кремля, будет интересно погулять, разглядывая старые дома, храмы, заходя в музеи, парк и любуясь с новой набережной на бывшую царскую резиденцию на другом берегу реки Серой.
Здесь достаточно часто проводят различные фестивали и праздники, посвящённые историческим событиям.
На Кремль у меня ушло несколько часов. Кажущийся небольшим, он наполнен множеством интересных экспозиций.
Территория сейчас принадлежит женскому монастырю, прекрасно соседствующему с музеем. Монахинь почти не видно, кельи отделены от туристических дорожек. Зато видны результаты их трудов — кругом порядок и цветы.
Во время пребывания в резиденции Иван lV усиленно молился, заставляя это делать и своих новосозданных воинов — опричников.
В любой момент он мог всех созвать на какой-нибудь крестный ход. Надев схимы, подчинялись. Правда, у некоторых под монашеским облачением прятались богатые одежды 😁.
Став центром внешней и внутренней политики, культуры и искусства середины 16-го века, Александровская слобода пережила тогда период расцвета.
Царские дворцы и храмы строили и расписывали выдающиеся русские и итальянские зодчие. На государевом дворе работала первая в России типография и певческая школа, создавались шедевры иконописи и «Лицевой летописный свод» (10 томов исторической хроники с картинками от сотворения мира до 1567 года).
Позже, во время польской интервенции многие постройки комплекса были разрушены, в том числе деревянная часть царского дворца. Он примыкал к Покровскому храму (сначала называвшимся Троицким, позже обменявшимся названиями с нынешним Троицким собором).
Посмотреть на палаты Ивана Васильевича не получилось — шла реставрация. Надеюсь, в ближайшем будущем осуществлю и это. Особенно хочется увидеть уникальные фресковые росписи шатра домовой церкви царя.
А Троицкий собор является действующим и сейчас. В 16-м веке это был третий по величине и значимости храм по всей Руси после Успенского и Архангельского в Московском Кремле. Построен при Великом князе Василии lll.
После окончания Смутного времени и воцарения династии Романовых на территории бывшего царского двора был основан Успенский женский монастырь. Тогда и произошёл обмен названиями церквей. Внутри собора сохранились росписи русских мастеров начала 16-го века, напоминающие о прежнем посвящении Покрову Пресвятой Богородицы.
Здесь же находятся старинные церковные трофеи из Великого Новгорода — уникальные врата 14-го века. Библейские сюжеты исполнены золотом по меди.
Для женщин была построена отдельная церковь — Успенская. Она являлась домовой для княгинь и цариц.
В южном портале сохранилась белокаменная резьба 16-го века и фрагменты бывшей обходной галереи.
Позже храм был частично перестроен — в 17-м веке появились большая трапезная и звонница. Сейчас здесь расположилась главная экспозиция «Государев двор в Александровской слободе», на которой можно увидеть подлинные предметы, принадлежавшие Ивану lV или их копии с тех, что находятся в Оружейной палате и Государственном историческом музее.
Археологические находки на территории Александровского кремля продолжаются до сих пор. Вот, например, из недавнего — свинцовые товарные пломбы 16-го века (справа).
В этой же витрине выставлены копии серебряной посуды Ивана Грозного. А портрет Елизаветы l Тюдор напоминает о факте переписки русского царя с английской королевой и его желании жениться на ней.
Отдельно представлены редкие иконописные образы 16-20 веков, показывающие мастерство художников, ориентированных не только на сохранение православных канонов, но и все больше осваивающих новые европейские художественные стили.
Картины современных живописцев помогают лучше представить неоднозначный облик царя.
Есть здесь и фотозона. Наряды царские и боярские для шуточных фотографий.
Совсем нешуточная тема продолжает погружение в далёкие времена Ивана Грозного в подвале пристройки к храму…
Но об этом — в следующий раз 🤗