На площади комод,
На комоде – бегемот,
На бегемоте – обормот,
На обормоте – шапка,
На шапке – крест,
Кто угадает – того под арест.
Мне кажется, многие слышали эту дореволюционную загадку и, наверняка, знают, про что она. Ну а если нет, то я вам расскажу: это своего рода фольклорное описание памятника Александру III, который с недавних пор находится во дворе Мраморного дворца. Если вы все еще не понимаете, как такое можно было написать о памятнике императору, то посмотрите, как этот монумент выглядит и давайте узнаем о нем побольше!
23 мая 1909 года на Знаменской площади (нынешняя площадь Восстания) было оживленно. Еще рано утром залпами из Петропавловской крепости было возвещено о предстоящем важном событии. И вот тысячи людей ждут, пока их допустят на площадь. Здесь уже прибывали члены императорской семьи, дипломаты, министры и представители гвардейских частей. Николай II наблюдал за приуроченным к открытию церемониальным маршем воинских частей.
Под звон колоколов Знаменской церкви был торжественно открыт памятник Александру III. В первые минуты все прибывали в изумлении, потому что никто толком не знал, как реагировать на представившееся им зрелище. Монумент, мягко говоря, можно было назвать спорным. С уверенностью можно сказать, что равнодушных к этому скульптурному творению не осталось. А современники давали памятнику настолько противоречивые оценки, что его назвали одним из самых спорных в дореволюционной России.
Император Александр III в казачьей форме сидит на мощном коне-битюге, который под таким грузом опустил голову вниз. Поза царя повторяет позу коня – он тоже слегка нагибается вперед.
Но люди увидели открывшего коня с обрубком вместо хвоста, открывшего рот, будто он кричит. А вот император был грузен и неповоротлив. И вся эта "конструкция" помещена на гробовидный памятник.
На лицевой стороне постамента была выбита надпись в три строки:
"Императору Александру III
державному основателю
Великого Сибирского пути".
Памятник окружала чугунная ограда.
Кстати, на торжественной церемонии не присутствовал автор проекта - Паоло Трубецкой. Все потому, что к этому моменту скульптор успел рассориться со всей комиссией и даже с другими важными лицами. А знаете, почему? Давайте все-таки начнем с самого начала!
Идея о создании памятника возникла сразу после смерти Александра III в 1894 году. Император получил титул "Миротворец" за то, что за весь период своего царствования он придерживался вооруженного нейтралитета во внешней политике, не вмешиваясь в чужие конфликты. Для России период его правления (1881-1894 года) стал периодом стабильности. Тогда были заложены основы промышленной революции.
Памятник, созданный в память о недавно к тому моменту почившем императоре, должен был показать не только личность самого Александра III, но и стать отражением периода его правления Российской Империей.
Заказчиком памятника был император Николай II. Конечно, прежде всего нужно было объявить конкурс проектов, который и был начат 25 ноября 1899 года. Тогда к участию приглашались такие видные скульпторы как Александр Михайлович Опекушин, Матвей Афанасьевич Чижов, Владимир Александрович Беклемишев, Артемий Лаврентьевич Обер, Роберт Романович Бах, архитекторы Федор Осипович Шехтель, Антоний Осипович Томишко и многие другие. Тогда свой эскиз памятника подал Паоло Трубецкой. На эскизе изображался восседающий на троне Александр III. Но ни один из предложенных на том конкурсе проектов заказчиком одобрен не был.
Тем временем сроки конкурса были продлены. Следующий проект, над которым Паоло Трубецкой работал вместе с Федором Осиповичем Шехтелем и Антонием Томишко, получил высочайшее одобрение. Это была уже конная статуя, стоящая на четырехугольном пьедестале, который предполагалось украсить двумя барельефами, изображающими покорение Ермаком Сибири и встречу сибиряками первого поезда.
Место для памятника было определено сразу: Знаменская площадь, напротив Николаевского (ныне Московского) вокзала. Выбрано оно было не случайно: от Николаевского вокзала начинался "Великий Сибирский путь", чьим основателем считался как раз Александр III.
Вскоре появилась специальная комиссия, которая должна была провести конкурс на строительство монумента. Финансировалось всё, кстати, не только из казны — для возведения памятника использовали "всенародную подписку": чтобы продемонстрировать любовь подданных к фигуре скончавшегося императора, монумент решили создать на народные пожертвования. А работы по проектированию памятника курировал лично Николай II.
Вернемся к конкурсу. Была создана "Комиссия по проведению конкурса", председателем которой Николай II назначил князя Бориса Борисовича Голицына. Членами Комиссии стали инспектор по художественной части Министерства финансов, академик архитектуры Альберт Николаевич Бенуа, вице-президент Императорской Академии художеств, гофмейстер высочайшего двора граф Иван Иванович Толстой, директор департамента железнодорожных дел Эмилий Карлович Циглер фон Шафгаузен, профессор архитектуры Антоний Осипович Томишко и создатели принятого к осуществлению проекта — скульптор Павел Петрович Трубецкой и архитектор Федор Осипович Шехтель.
В марте 1900 года после долгих обсуждений, по результатам второго тура всё же остановились на проекте Паоло Трубецкого, жившего в это время в Москве. Проект конного монумента с пьедесталом, предложенным архитекторами Антонием Осиповичем Томишко и Федором Осиповичем Шехтелем, был принят за основной вариант.
Паоло Трубецкой работал над скульптурой Александра III с 1899 по 1906 год, до отъезда за границу. Для создания монумента была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Невском проспекте, неподалеку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.
Но во время создания памятника у скульптора появился ряд разногласий с некоторыми людьми. Например, Паоло Трубецкой не учитывал мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в созданной модели карикатуру на своего брата. И это было только начало. Наверняка, члены комиссии по созданию памятника ещё не раз пожалели о том, что утвердили проект Трубецкого. Дело в том, что архитектор, судя по воспоминаниям современников, обладал крайне неуживчивым характером: он несколько раз требовал для себя увеличения гонорара, заставил городские власти собрать для него специальный павильон, в котором ему будет удобно работать, а также прямо во время работы над памятником уезжал по своим делам за границу. В конце концов скульптор успел рассориться со всеми, от кого зависели изготовление и установка памятника и, не дождавшись окончания работ, уехал из России. Однако вдовствующая императрица, удовлетворённая явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.
А вот понравился ли памятник Николаю II точно сказать нельзя. Дело в том, что в разных источниках говорится по-разному. По одной из версий, император настолько был впечатлен монументальностью изваяния, что хотел написать на пьедестале: " Любящий сын – возлюбленному отцу". Но от этой идеи отказались. Другая же версия утверждает, что Николай был настолько раздражен результатом работы, что даже намеревался отправить монумент в Иркутск, чтобы он был "подальше от оскорблённых сыновьих глаз", но это решение так и не было принято. Но в Иркутск все-таки кое-какие части первоначально готовящегося памятника отправились: барельефы. Для постамента был использован гладко отполированный монолит розового финляндского гранита. От пьедестала глыбообразной формы скульптор в последний момент отказался. Первоначально на постаменте памятника предполагалось поместить медальоны с портретами главных сибирских деятелей: Ермака, Сперанского, Муравьева-Амурского, архиепископа Иннокентия, а так же барельефы с изображением покорения Сибири Ермаком и прохождения первого поезда по Сибирской дороге. Но это совсем не вязалось со статуей Трубецкого, поэтому от барельефов и портретов отказались. Позже часть из них была помещена на постаменте иркутского памятника Александру III.
Что же до самой статуи, то ее по выполненной Трубецким модели отливал из бронзы итальянский литейщик Сперати в отстутствии самого скульптора. Отливка велась по частям: фигуру императора отливали в мастерской литейщика Карла Робекки, а коня – на Обуховском сталелитейном заводе. Архитектурное решение монумента было выполнено Федором Осиповичем Шехтелем. Общая высота монумента 8,5 метра. Высота фигуры — 5 метров, основание — более 3 метров.
Сразу после открытия памятник получил сандальную известность, вызвав шквал разноречивых мнений и суждений, стал постоянным объектом критических нападок. Творение Трубецкого называли "истуканом" , "обормотом". Валерий Исаченко в справочнике "Памятники Санкт-Петербурга" приводит цитату из письма Бориса Михайловича Кустодиева:
"Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный колоссальный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают…".
Уже через три года Государственная дума обсуждала вопрос о снятии монумента и его уничтожении или переносе в один из отдаленных городов Сибири. Но мы помним, что у памятника были серьезные покровители: император всероссийский Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна. Так что памятник оставили на Знаменской площади. Но сколько ему пришлось еще пережить!
Спустя несколько лет памятник Александру III стал невольным участником первых событий Февральской революции: к нему на постамент, хватаясь за ноги лошади, карабкаются жаждущие прокричать очередное «долой». Здесь пристав Крылов на его глазах зарублен к радости толпы взбунтовавшимся казаком. Именно отсюда по Петрограду прокатился слух о казаках, отрекшихся от царя.
Временное правительство начало закрывать деревянными декорациями памятник русского самодержцу. С приходом к власти большевиков ситуация обострилась ещё сильнее: они уж точно не готовы были чтить память консерватора и сторонника полицейских мер. После принятия в 1918 году декрета об уничтожении памятников «царям и их слугам» многие монументы были попросту разрушены, но восседающего на коне Александра III ждала совсем другая судьба.
После Октябрьской революции на постаменте в 1919 году было выбито стихотворение советского писателя Демьяна Бедного "Пугало". Название как нельзя лучше отражало идею нового руководства: памятник должен был теперь пугать детей и смешить взрослых. Написано было лишь одно четверостишие:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
В таком виде он показан в эпизоде фильма "Закройщик из Торжка".
В 1920 году из монумента сделали трибуну, с которой к горожанам обращались делегаты Второго конгресса Третьего интернационала. Самого Александра III спрятали за исполинской надписью: "Привет истинным вождям социальной революции".
К десятилетнему юбилею Октябрьской революции (1927 год) фигуру Александра III использовали как основу для праздничного оформления площади: самого императора поместили в железную клетку, а рядом с ней установили буквы СССР, а также скрещённый серп и молот.
Большевики на протяжении 20 лет измывались над императором-миротворцем, после чего мемориал решили всё-таки перенести. Дело в том, что в 1937 году решили провести реконструкцию площади Восстания и проложить трамвайные пути по Невскому проспекту. В связи с этим памятник сняли и, учитывая его высокую художественную ценность, передали Русскому музею. Там, за решеткой во внутреннем дворе его и можно было увидеть только сквозь щель. А вот постамент был разобран.
В начале Блокады Ленинграда сотрудники Русского Музея вырыли специальный котлован для укрытия монумента в Михайловском саду. Но опустить туда многотонную скульптуру оказалось не под силу. Ведрами и мешками носили сотрудники музея песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть накатом из бревен. Все это сооружение утрамбовали землей, а образовавшийся холм засеяли овсом. Памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Но укрытие выдержало.
В 1950-х годах городские власти вновь обратились к судьбе памятника. Было решено установить его на его же гранитном постаменте , но несколько урезанном, во внутреннем дворе Русского музея. Это решение выполнено не было, но саму статую в 1953 году все-таки переместили во внутренний двор музея.
В 1990-х годах неоднократно поднимались предложения вернуть памятник на историческое место. В но место уже было занято, установленной в 1985 году стелой "Городу-герою Ленинграду".
Лишь в ноябре 1994 года памятник был выставлен на всеобщее обозрение во внутреннем дворе, переданного Русскому музею Мраморного дворца. Огромный всадник на лошади, поставленный на низкий гранитный постамент. Оставшийся от убранного в 1992 года броневика "Враг капитала", казалось, занял все пространство двора.
Сейчас памятник Александру III придает особую торжественность двору Мраморного дворца. Император Александр III в казачьей форме сидит на мощном коне-битюге, который под таким грузом опустил голову вниз. Поза царя повторяет позу коня – он тоже слегка нагибается вперед. Памятник поражает своей мощью, излучая какое-то особенное спокойствие своим видом.
Читайте также: