Я перестал стесняться громких заголовков, ведь они, по-моему мнению, вполне ясно отражают музыкальные настроения своего периода. 1994 год очень баловал плотностью релизов, но моя главная десятка скорее всего не удивит никого из вас.
Но вдруг. Давайте проверим.
10 место. Мадонна – «Bedtime Stories»
Кто такая: самая влиятельная дама в поп-музыке, решившая уйти от скандалов
В каком стиле альбом: современный ритм-н-блюз, поп, хип-хоп соул
90-е были недооценённым временем многих знаковых имён. Окей, у Мадонны в 98-м вышел её лучший альбом «Ray of Light», этот факт признали примерно все. Но что же было ещё? Скандальная «Erotica» – Мадонна ещё пыталась в эпатаж и за этим логично не заметили довольно-таки сильный взрослый альбом. А между ними явился напрочь забытый современниками «Bedtime Stories» – самая красивая и интимная запись певицы на тот момент. А может и во всей её карьере.
Не сказал бы, что являюсь особым любителем радийных поп-баллад того времени, но те же «Forbidden Love» и «Take a Bow» от Мадонны готов слушать постоянно.
9. Nas – «Illmatic»
Кто такой: один из двух главных дебютантов рэпа в 1994-м
В каком стиле альбом: хип-хоп восточного побережья, бум-бэп, хардкор-хип-хоп
14-й главный альбом всех времён по версии пользователей сайта RateYourMusic. 44-й по версии Rolling Stone. Прочие другие крупные регалии. Такого результата со своим дебютным альбомом добился небывалых высот. В том году вообще с рэпом восточного побережья случилось что-то неожиданно революционное.
Конечно, с точки зрения нашего слушателя в рэпе в целом и в альбоме Насира Джонса в частности интересного не найдётся. Инновационная техника рэпера и фантастические биты лучших продюсеров жанра делают своё дело. А то, что здесь рассказывается про непростую жизнь в нью-йорском гетто, догадаться можно и так.
8. Oasis – «Definitely Maybe»
Кто такие: братья из Манчестера, из ниоткуда подмявшие под себя всю британскую сцену
В каком стиле альбом: музыка для драки с братом бритпоп
Наверное даже как-то символично, что Галлахеры объявили о реюнионе и мировом туре в 30-летнюю годовщину релиза «Definitely Maybe» – своего любимого альбома. Точки, с которой началась их длительная успешная карьера.
Это было бы нереально без фантастического таланта Ноэла Галлахера сочинять хиты. Даже бездарный продакшн (эта стена звука до сих пор выносит мне уши на большинстве альбомов Oasis) не может скрыть магию «Rock 'n' Roll Star», «Live Forever», «Up in the Sky» и той же «Slide Away». Oasis не было бы без The Beatles и они даже вызвали непродолжительную оазисманию на острове. Просто Британия тогда в них нуждалась.
7. The Notorious B.I.G. – «Ready to Die»
Кто такой: второй (но не по статусу точно) главный фрешмен 1994-го
В каком стиле альбом: хип-хоп восточного побережья, гангста-рэп, бум-бэп
Главный скандал 2024 года в музыкальном бизнесе вокруг одного, так скажем, продюсера пытается сильно омрачить скромное (по количеству альбомов) наследие Кристофера Уоллеса. Но я буду придерживаться позиции «он умер ещё в 1997-м, ничего не знаю».
«Ready to Die» – первое место в огромном количестве списков рэпа всех времён. Нередко там он спорит с «Illmatic». В пользу обоих альбомов аргументы найдутся всякие. Интересно, что эта пластинка длится аж на 30 минут дольше альбома Наса. И на ней даже хватает ненужных интерлюдий, не особо двигающих повествование. Но за такие гениальные вещи, как «Suicidal Thoughts», я прощаю даже эти мелочи. И не только я, раз альбом очень многие считают лучшим в жанре.
6. Nine Inch Nails – «The Downward Spiral»
Кто такие: уборщик из Кливленда и скромная команда вокруг, создающая концептуальный шедевр в проклятом доме
В каком стиле альбом: индастриал-рок
Пожалуй, главный концептуальный альбом десятилетия? Сейчас будет любопытное сравнение – помните фильм «Шоу Трумэна» с Джимом Керри? Это тот, где герой, сам того не зная, участвует в реалити-шоу, за ним следит весь мир и он постепенно сходит с ума. Кончается всё, конечно, хэппи-эндом. Так вот Тренту Резнору при похожей концепции далеко до хорошей концовки. Он в процессе записи буквально склеился со своим персонажем и тоже начал идти по пути саморазрушения. Могло бы и не случиться этих вот «Оскаров» и настоящего признания.
А в 1994-м «The Downward Spiral» настолько полюбил великий Дэвид Боуи, что вскоре создал свой, куда менее известный в народе альбом и даже поехал с Резнором в совместный тур. Но это дела других дней, а пока могу сказать следующее – на шестом месте даже не самый дискомфортный альбом 1994 года. На мой взгляд таковой в рейтинге занимает место выше.
5. Soundgarden – «Superunknown»
Кто такие: последние представители большой четвёрки гранжа, заскочившие в вагон огромного коммерческого успеха
В каком стиле альбом: гранж
8 марта 1994 года Nine Inch Nails и Soundgarden одним днём порадовали не только прекрасных дам во всём мире, но и свои фан-базы. Причём если насчёт статуса «The Downward Spiral», как главного альбома Трента Резнора, спорят далеко не все, то вот когда речь заводят про «Superunknown» – нет-нет да и возникают ахи-вздохи, мол во времена «Louder Than Love» и «Badmotorfinger» трава была зеленее, а музыка – куда андерграундней.
А между тем группа достигла своей высшей точки на этом альбоме. Крис Корнелл поёт зачастую более сдержанно, не срываясь на крик ради крика. Его коллеги выдают мощнейшие партии ему в поддержку, демонстрируя всю широту жанра. Гранж – это ведь не только грязь и нервы. Soundgarden всегда больше любили Led Zeppelin, да и Корнелл виделся идеальным наследником Роберта Планта.
Отдельный респект отрезку с седьмой по десятую песни. При всей излишней раскрученности «Black Hole Sun» – она получает свои почести по делу.
4. Manic Street Preachers – «The Holy Bible»
Кто такие: лучшая группа из маленького Уэльса и их депрессивный шедевр
В каком стиле альбом: альтернативный рок, пост-панк
Первые два альбома Manics («Generation Terrorists» и «Gold Against the Soul») создавались явно при большом желании покорить Америку. Там даже звучали их лозунги в духе «продать пластинки многомиллионными тиражами и распаться». Публика не особенно поняла фишку, зачем им слушать британскую группу и их остросоциальную лирику. Так и родилась сама собой идея сделать лучший образец пост-панка во всех девяностых.
Слушая «The Holy Bible», как по мне, ты получаешь не меньшую дозу противоречивых эмоций, нежели чем в «The Downward Spiral». В обоих случаях предположительные лирические герои оказываются в полнейшей бездне и в обоих случаях заканчивается всё не слишком хорошо. В жизни тоже так, только Трент Резнор выбрался из своей ямы, а на тот момент главный автор текстов Manics Ричи Эдвардс в начале 1995-го бесследно исчез. Навсегда.
«The Holy Bible» выше потому, что теперь резонирует со мной гораздо больше. Я обожаю британскую пост-панк волну конца 70-х, как вы наверное знаете. Все эти Siouxsie and the Banshees, Joy Division и прочие Public Image Limited. Всё их богатое наследие мрачный третий альбом валлийцев передаёт идеально.
И помните: любая критика приводит к плохому, а прославлять серийных убийц (не только классических) – ни за что не следует. Ищите материалы по этой пластинке в интернете, пасхальных яиц тут не счесть.
3. R.E.M. – «Monster»
Кто такие: главная рок-группа в американской истории, тоже решившая заскочить на гранж-вечеринку
В каком стиле альбом: альтернативный рок
Поймал себя на мысли, что за последние годы включал «Monster» чаще других альбомов R.E.M. Причём я так и не понял, какое в действительности у меня отношение к альбому. Третье место за 1994 год как бы сразу намекает – пластинка в числе моих любимых за период и обгоняет целую серию не менее (а то и более) значимых релизов. А на обратной чаше весов: ну это же всё та же группа, которая всего двумя годами ранее создала шедевральный и нетривиальный «Automatic for the People», а теперь вот они просто вооружились прямолинейным дисторшном, готовясь отправиться в первый за 6 лет мировой тур.
И всё же «Monster» так высоко по вполне объективным музыкальным причинам. R.E.M. всегда комфортно ощущали себя на своём тихом альтернативном поле, а выход в мировую популярность с 1991 года стал для них интересной возможностью высказаться. «Monster» – это такой f*ck off альбом для больших лейблов. Типа посмотрите, сколько миллионов копий этой записи вы сможете продать?? Даже ходят легенды, что этот альбом в Америке занимает передовые места на полках распродаж и невостребованных дисков.
За что? «What's the Frequency, Kenneth?», «Star 69», «Bang and Blame» и «I Took Your Name» входят в число моих любимых песен группы. Серьёзный Майкл Стайп впервые пишет действительно забавные тексты, Питер Бак сочиняет свои самые острые риффы, а Майк Миллз надевает яркие костюмы и снова радует приятными бэками. Да, здесь ещё с группой Билл Берри. И именно с уходом барабанщика и расширением дискографии R.E.M. многие поклонники начали гораздо более снисходительно относиться к «Monster».
2. Blur – «Parklife»
Кто такие: лондонские пижоны, выпустившие, возможно, главный альбом жанра
В каком стиле альбом: брит-поп
Что случилось в Великобритании в 1994 году? Что за нашествие выдающихся работ одна за одной, друг за другом? Причём поколение сменялось прямо на глазах. «Parklife» занял первую строчку местного чарта и сместил оттуда лидера прошлых четырёх недель – «The Division Bell» (хороший альбом великой группы Pink Floyd, сильно раздутый по хронометражу, чтобы рассматривать его место в моём рейтинге). Учитывая, что с Blur волна брит-попа только начиналась...
Говоря о хронометраже я как-то всегда забываю, что на «Parklife» треклист разошёлся аж до 16-ти композиций. Удивительно, что это может быть так важно? Конечно, назвать на «Parklife» великим всё – лукавство, но простите: «Girls and Boys», «Tracy Jacks», «End of a Century», «Parklife»... И это ведь только начало альбома. Крутая Британия во всей красе.
Погодите, но кто же тогда занял первое место?
1. Portishead – «Dummy»
Кто такие: любители поломанного винила, крутых сэмплов и нуара
В каком стиле альбом: трип-хоп
Portishead выпустили всего три студийных альбома за 30 лет. Два из них заняли первые места в моих личных рейтингах за свой год, а третий не сделал этого скорее всего из-за того, что вышел в чокнутом по качеству 1997-м. Это о многом говорит.
Наряду с «Blue Lines», «Dummy» создал трип-хоп как таковой, хотя ограничивать этот шедевр одним лишь жанром не хочется. Идеальный саундтрек для любого детективного фильма. Идеальный саундтрек для вашего хорошего музыкального вечера. Альбом для всякого настроения. Запись на все деньги.
Бэт Гиббонс, Джефф Барроу и Эдриан Атли на троих придумали что-то неповторимое, взяв где-то да по чуть-чуть. Когда вам в следующий раз скажут, что сэмплы – наглое копирование, включите им «Dummy». Либо мигом замолчат, либо они просто глухие.
The Cure вернулись с новой музыкой спустя 16 лет, так почему же Portishead не сделают так же? Миллионы людей жаждут продолжения.
Спасибо за внимание!
Ссылка на первую часть, где я рассказываю про места с 20-го по 11-е, ждёт вас ниже:
Ниже ссылка на мой Телеграм-канал. В нём я ранее опубликовал субъективную десятку с 30-го по 21-е место, обязательно загляните:
Другие похожие материалы по разным годам (1974-й, 1984-й или ещё почти какой угодно) вы можете найти на главной странице канала в соответствующей подборке: