(Продолжаю отвечать на комментарий Елены Камневой. Начало здесь)
РЕФЛЕКСЫ И БИОРИТМЫ
Помните, дорогая Елена, в самом начале первой книги я обсуждал биологические ритмы и судьбу известного немецкого философа Эммануила Канта? (КФС, ч.1, с.118). Который хоть и был от природы субтильным и болезненным человеком, – смог прожить до 80 лет всего лишь благодаря разумной организации распорядка дня и жёсткой самодисциплине? (А ведь в ХVIII веке никаких серьёзных лечебных средств даже от обычных простудных инфекций ещё не существовало. А средняя продолжительность жизни в Европе составляла 33 года!).
А ещё я рассказывал про жителей высокогорных районов, которые благодаря размеренному укладу жизни, постоянному пребыванию в одних и тех же климатогеографических условиях и в неагрессивной социальной среде удалённых от мегаполисов аулов и деревень способны жить до 100-110 и более лет?
И про учёных Д. Холла, М. Росбаша и М. Янга, которые совсем недавно (2017 г.) получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие молекулярных механизмов контроля циркадных ритмов?
Ну и, конечно же, про нашего великого физиолога Ивана Петровича Павлова (ч.1, с.121), впервые описавшего такое явление, как «динамический стереотип». И проложившего дорогу к уже более поздним открытиям, таким, как: ответные реакции адаптивного и мобилизационного типа; понятиям «коридор адаптации» и «порог стрессовой устойчивости»; «физиологический цикл»; «спиральный принцип адаптивных изменений в цепочке повторяющихся ФЦ» и мн. др. Да и к самóй крайне интересной науке о способностях организма приспосабливаться к внутренним дефектам и внешним обстоятельствам под названием АДАПТОЛОГИЯ!
А ведь сами по себе эти знания «школы» УЖЕ СПОСОБНЫ ВЫВЕСТИ НАС на практическое решение очень многих вопросов, связанных с оптимизацией работы нейроэндокринной системы и обретением реальной физиологической стройности!
Сегодня речь пойдёт о СВОЙСТВАХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ и приспособительных реакциях, благодаря которым мы можем худеть, толстеть или без особых усилий поддерживать нужные параметры фигуры и здоровья. То есть о т.н. «адаптивной физиологической модели» (АФМ) и её функциональном инструменте – ДИНАМИЧЕСКОМ СТЕРЕОТИПЕ биохимического и психологического реагирования. А значит и о двух главных производных ДС:
- заранее нам известной и предсказуемой форме реагирования (даёт понимание, куда двигаться, а также что и зачем преобразовывать);
- понятной палитре и свойствах особо ценных для оптимизации обмена биоритмах (которые при правильном подходе и терпении всегда можно модифицировать в нужном направлении).
Ну и о вытекающем из всего этого полезном «правиле худельщика». Одним из тех, с которых стóит начинать уже с первого дня работы над стройностью т.к. оно работает практически у всех толстяков независимо от причины и степени липогенных дисфункций. Но сначала, как всегда, не само правило, а его обоснование.
Ремарка к теме
Динамический стереотип (в буквальном переводе с греческого — «пластичный объёмный отпечаток») — физиологический термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных регулирующих функций и внутренних связей, обеспечивающую определенный автоматизм, последовательность и интенсивность реакций организма на привычные воздействия среды.
По сути ДС – это воспитанный нами же под воздействием внешних и внутренних обстоятельств и закреплённый в физиологической памяти шаблон реагирования, который в итоге и определяет способ достижения метаболического равновесия, тип пищевого поведения, привычный распорядок дня и способность (или нет) высыпаться и восстанавливаться. И именно этот шаблон мешает нам потом легко менять режимы и алгоритмы, вгоняя органы и системы в стресс и продуцируя дисбалансы, срывы и болезни.
И всё-таки сформированный и закреплённый стереотип ответных реакций — очень ценное завоевание НЭС, который есть у любого организма вне острой фазы заболевания или травмы. (Хоть «толстого», хоть «стройного», хоть «худого», хоть здорового, хоть больного если он находится в состоянии гомеостаза). ДС – главный хранитель равновесия с внешним миром, а значит и один из наиболее эффективных защитников нашего здоровья. Ведь именно благодаря ему обеспечивается легкость, адекватность, экономичность и постоянство биохимических и психологических реакций на привычные раздражители. (Конец ремарки)
Я уже не раз говорил и повторю снова, что сложившиеся механизмы приспособительного реагирования – это обоюдоострое оружие. И с ними нужно обходиться вдумчиво и осторожно, грамотно используя всё положительное и обходя негативное. Так, в цикле статей под общим названием «Оптимальный режим питания. Что это такое на самом деле?» пытливый ум наверняка найдёт целый кладезь конкретных практических рекомендаций. Жаль, что далеко не все из нас обладают нужными исходными знаниями, чтобы уже при первом прочтении видеть подобные публикации «на просвет» и сопоставлять особенности описанных там явлений с собственными АФМ и ДС. И это нужно исправлять.
Так, я там, к примеру, пишу, что прилив энергии и «сытость» после завтрака на самом деле возникают вовсе не от пищи (ей ещё только предстоит сложный и длительный процесс разложения на составляющие и всасывание в кровь), а от… массового распада гликогена, накопившегося в печени за ночь*.
ВЫВОД из этого: плотно позавтракать утром следует обязательно, если Вам после этого нужно бежать на работу и включаться как минимум на 3-5 часов в водоворот срочных дел. Но совсем неуместно, если на фоне утреннего выброса кортизола и резервной глюкозы Вы, плотно позавтракав, уютно расположитесь в мягком кресле и начнёте смотреть любимый сериал. Здесь скорее потребуется что-то более лёгкое и с оттяжкой во времени.
* — Многие худельщики даже не подозревают, что определённая часть ночного катаболизма жиров обычно идёт на образование гликогена – естественного биополимера глюкозы!
Именно поэтому я рассматриваю углеводно-жировой обмен как единый процесс, в котором близкие по структуре элементы (глюкоза и сходные к ней по составу мелкие фрагменты жирных кислот) в зависимости от потребностей выделять тепло, храниться в запасах энергии и воды либо становиться основой клеточных мембран и стероидов - всё время взаимно превращаются друг в друга.
А ещё нам всегда стоит помнить о смысле адаптивных процессов — иметь высокую предсказуемость возникающих нагрузок и быть заранее готовым к ним. Ведь самое большое физиологическое препятствие для здорового существования — ДИСБАЛАНС. То есть несоответствие систем переработки и усвоения возникшим потребностям. Обсудим это состояния подробнее.
ТАК ЗАЕДАТЬ ИЛИ НЕТ?
Для примера возьмём любимую многими тему «заедания проблем», то есть состояние психологического стресса, который может случиться от конфликта на работе, семейной ссоры, неприятной ситуации с ребёнком и т.п.
Что в такие моменты происходит с организмом? Он получает природный сигнал «спасаться». То есть драться, бежать, лезть на дерево или прятаться. В общем нужен мощный прилив энергии, активация сенсоров чувственного восприятия и временная блокировка второстепенных функций.
Для этого под контролем ЦНС в кровь выбрасывается пул катаболических гормонов и глюкозы (стрессовый гликогенолиз), стимулирующих активацию множества ферментных систем, которые быстро перерабатывают большой объём резервной органики в макроэргические соединения (АТФ, АМФ, пирофосфат и полифосфаты, креатин- и аргининфосфаты, ацетилКо-А и др.). И именно этот ресурс позволяет нам высоко прыгать, мощно бить или быстро бежать*. А буквально через 10-15 минут наша физиология начинает требовать от сознания необходимых поведенческих реакций по компенсации.
* — Мой отец, военный лётчик, рассказывал, что во время воздушного боя в истребителе его напарника одновременно были повреждены двигатель и выпускной механизм шасси. Самолёт падал, и у лётчика оставались буквально секунды на то, чтобы как-то «расклинить» затвор, удерживающий стойки шасси в подбрюшье самолёта. Отец успел крикнуть по рации, чтобы тот попытался порвать стопорной трос мощным давлением ног на педаль. И его товарищу невероятным усилием удалось СДЕЛАТЬ ЭТО!!! Стойки шасси выпали из гондол, и самолёт успешно приземлился.
Потом, уже на земле, когда эмоции поутихли, они всем лётным составом по очереди пытались проделать то же самое. Но ни самому лётчику, ни кому-то из его сослуживцев так и не удалось это повторить! Причём не получилось и на другом, более лёгком самолёте, где трос был тоньше.
Но наша обычная жизнь сегодня течёт вовсе не в джунглях Амазонки и, тем более, не в кабине военного самолёта. Поэтому стресс у нас психологический, т.е. не требующий подвигов и насилия. А вот рефлекторный выброс кортизола, трийодтиронина, адреналина и норадреналина от этого бывает не менее мощным!
Что происходит с биохимией стресса? Организм мощно «палит» оперативные запасы гликогена и свободной глюкозы крови. Через минуты подключается цепочка “глюконеогенез –> гликолиз –> синтез АТФ” из альбуминов плазмы и свободных жирных кислот. Через десяток и более минут добавляется энергия из стратегических запасов “гидролиз ТАГ –> транспорт в печень и β-окисление ЖК –> синтез АТФ” уже с участием эндогенных липидов. (Подробнее здесь).
А теперь о самой идее развития ожирения от «заедания стрессов».
В прошлом сообщении я уже обращал внимание, что молекулы АТФ активно работают и живут меньше минуты. И даже если не находят полезного применения, необратимо распадаются! Но главная неприятность даже не в этом. А в том, что организм не может нормально существовать, не поддерживая постоянно восполняемый оперативный резерв в 250-300 г. этого макроэргического соединения! Иначе просто нечем будет закрывать пиковые нагрузки в работе мозга, сердца, лёгких, почек или печени.
Что из этого следует? Отдав одномоментно 40-60 или более граммов «на спасение», неснижаемый оперативный резерв тут же опускается до критических значений и должен быть компенсирован как можно быстрее. А как это сделать? Правильно, употребив пищу из быстрых углеводов и жиров (идеально – т. н. "калмыцкий чай" (джомба) с мукой, молоком, бараньим жиром и специями, бисквитный торт с ликёром и жирным кремом или хотя бы несколько долек шоколада либо бокал известного всем шипучего «освежающего» напитка).
О чём я сейчас говорю? О важности обязательного «заедания проблем». То есть о спасении наших органов и систем от регулярных ферментативных травм, а также нарастающих метаболических дисфункций и ожирения. А если ещё точнее, — о великой мудрости природы и нашего организма!
Чтобы это осознать, вернёмся к моменту выброса стрессовых катаболических гормонов (КГ) и посмотрим, что же собой представляют эти уникальные производные аминокислот, полипептидов, стероидов и белков? И каково их реальное результирующее действие на биохимические процессы?
Исчерпывающий ответ в принципе дан ещё в этих самых статьях. И он довольно простой: если отбросить нюансы, все КГ запускают мощные механизмы трансформации органических молекул В МАКРОЭРГИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. (Прежде всего АТФ).
Вот на это свойство гормонов и активируемых ими ферментов прошу обратить особое внимание: катаболическим гормонам без разницы, откуда возьмётся органика. Для реализации своего разрушительного потенциала им сгодится любой подходящий по химической структуре «субстрат», будь то нутриенты из пищи, резервы буферных систем крови + лимфы или молекулы собственных тканей и органов.
Давайте запомним простое правило: все активаторы, появившиеся сверх нормы во время стресса, должны сработать на распад эквивалентного количества органики и производство макроэргов! И без катаболизма оно уже само не «рассосётся»*, нравится нам это или нет. Мы способны дать (или нет) лишь нужное направление этой активности!
* — Точно так же, как и любое количество кислорода, однажды попавшее в кровь, уже никуда не исчезнет и в своём первоначальном виде не вернётся в окружающую среду. Оно обязательно (и в полном объёме) реализуется либо в естественных и полезных организму реакциях окисления, либо в формировании вредных перекисных соединений и развитии оксидантного стресса.
Это означает, что:
а) любой психологический стресс нужно вначале «заходить» (тратим АТФ), а потом «заесть» (восстанавливаем оперативные запасы макроэргов). (Подробнее: КФС, ч.1, стр. 231-267);
б) эпизодические приступы стрессовой катаболической активности и «заедание проблем» — это естественный и во многом защитный физиологический процесс. Который НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ ОЖИРЕНИЯ! Конечный продукт стрессовых реакций – молекулы АТФ – уже невозможно переработать в жир или что-то другое и ЗАПАСТИ ВПРОК.
Конечно, какая-то логика в идее «заедания проблем» всё же существует. Но она относится уже, скорее, к обоснованию совсем иных процессов и подмене понятий (т.е. к давно состоявшимся адаптивным трансформациям к другим ЛД на фоне психологических проблем), чем к реальным стрессовым ситуациям и их последствиям.
Подробный ответ на все эти вопросы есть в КФС. Я напомнил об этой «самоочевидной причине ожирения» лишь, чтобы ещё раз предупредить о недопустимости использования примитивной «житейской логики» и простых обоснований, когда речь идёт о путях коррекции обменных процессов в таких сложно организованных биоорганических и биоэнергетических системах, как человеческий организм и разум.
ЧТО ДЕЛАТЬ? ПРОГНОЗЫ И ПЛАНЫ
Итак, мы подошли к пониманию, что наиболее эффективно и безотходно наша психика и обмен веществ способны работать лишь тогда, когда прогнозы и планы организма на синтез и распад точно совпадают с реалиями текущего дня, которые мудрый и опытный хозяин скрупулёзно продумывает и подготавливает для себя заранее. (Согласитесь, тут любому из нас всегда найдётся о чём подумать!).
КАЖДЫЙ СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ по нагрузкам и эмоциям, их последовательности и силе, состоянию сна и бодрствования, пребыванию на свежем воздухе и потреблению пищи… ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОХОЖ НА ПРЕДЫДУЩИЙ.
Это и есть то великое открытие не знавшего ещё про биоритмы и рефлексы, адаптацию и стрессовые гормоны философа из г. Кёнигсберг. И правило №1 для нас с Вами, благодаря которому и сам Эммануил Кант, и мы, дорогая Елена и уважаемые читатели, надеемся прожить долго, стройно и счастливо.
Конечно, высокая пластичность позволяет организму приспособиться ко многому. И поддерживать какое-то подобие гомеостаза как в худом, так и в тучном теле, и в молодом возрасте, и при наличии букета возрастных заболеваний. И при плохой экологии, недостатке кислорода и питания, и при постоянной работе в ночную смену. И в условиях психологического и эмоционального комфорта, и в состоянии войны.
Всё это необходимо учитывать в планах оптимизации и перенастройки ДС и АФМ на более логичную и беспроблемную модель существования. А также перестраивать биоритмы в строгом соответствии со «спиральным принципом адаптивных изменений», не покидая «коридора адаптации» и не выходя за «порог стрессовой устойчивости». Ну и, конечно же не нарушая «правил перевоспитания рефлексов» (КФС, ч.2, сс. 503-536).
Я думаю, здесь, к слову, придётся и ещё одно правило, которое дам уже без обоснований:
адаптация не может быть правильной или неправильной, хорошей или плохой. Она всегда адекватна условиям существования и текущему функциональному состоянию органов и систем.
И всё же, завершая разговор о «правиле Канта» ещё раз напомню его суть.
Мы должны продумать свой быт, нагрузки, взаимоотношения в коллективе, распорядок дня, рацион питания, желания и возможности, взаимоотношения с друзьями, коллегами и родственниками и мн. др., а также постепенно и скрупулёзно приучить свой организм к такой модели существования, чтобы
А) Засыпать в таком часу и спать так долго, чтобы просыпаться естественным путём примерно в одно и то же время:
Б) Не переутомляться и не отдыхать сверх меры, так грамотно распределив нагрузки, деловые встречи, эмоции и увлечения, чтобы каждый день организм получал нужный объём физической активности, достаточное (и равномерное!) поступление кислорода и необходимое количество положительных эмоций:
В) Помнить, что правильный отход ко сну — это время переключения организма с дневной модели энергообеспечения на ночную. Мы не уснём глубоко и спокойно, пока не угаснут до «ночного» уровня поступления в кровь глюкозы (углеводистая пища в кишечнике) —> инсулина (стимулируется глюкозой) —> и «не дающего уснуть» кортизола (стимулируется инсулином, глюкозой или адреналином). И не успокоится душа, пока не переключится от суетного повседневного на что-нибудь более интересное, значимое и вечное.
И только соблюдая все эти правила, мы сможем реализовать наш «основной инстинкт худельщика» — ХУДЕТЬ ТОЛЬКО НОЧЬЮ! А днём делать всё необходимое, чтобы просто НЕ ТОЛСТЕТЬ. И стараться избегать всего, что может помешать ХУДЕТЬ НОЧЬЮ.
* * *
P.S.: В заключение предлагаю интересный пост от подписчицы канала, Эльмиры З., которая уже не только прочитала книгу, но и теперь, как я понимаю, вдумчиво и скрупулёзно изучает свой организм. И ищет те самые важные деформации биоритмов и дисфункции, оптимизация которых поможет улучшить и фигуру, и здоровье, и настроение.
Эльмира З., спасибо. Так держать! Пишите и делитесь новостями. Как только мой «лечебный отпуск» подойдёт к концу, постараюсь связаться с Вами.
_________
«Николай Борисович, добрый день.
После первого прочтения, прошло полгода...Эмоции мои поутихли. Ожидание от книги (было, не скрою) волшебства и только. А реальность-то оказалась более обыденной, поэтому и оставила на неопределенное время применение на практике рекомендаций.
Мне посчастливилось недавно побывать в санатории, где есть четкий распорядок дня: сон, завтрак, прогулки и даже время на перечитывание данной книги в обновлённой версии “Про”😊. И заметила: вес стал уходить! Это-то на санаторском питании (а-ля шведский стол) и булочкой на ужин!!!
Повысилась общая температура тела до 35,8°-35,9° (у меня ± 35.4° уже лет шесть). Перестала думать о еде (что выматывало очень) И главное — общая энергия стала подниматься.
ВЫВОД (пока на данный момент):
- После санатория и обновления инфы книги КФС очень важно соблюдать четкий ритм в питании (раньше могла пропускать, увеличивать интервалы до 6-8 часов в обычной, не санаторной жизни) …
- Сон. Ложиться в одно и то же время! И пораньше вставать без будильника.
- Утром/вечером прогулка в быстром темпе. Упражнения для шеи...
- Сейчас в поисках программ составления меню на 2100.. БЖУ – 30/30/40.
Если бы издали книгу такую с рецептами и меню — было бы так в помощь! Может кто из участников вашей программы знает и пользуется такими ресурсами? А то так долго заниматься перебором всех сайтов… 🙏
P.S.: Перечитывала и благодарила Вас, за 2100 ккал. И, конечно, за жизненно важную информацию, которая наконец-то стала мне доступна».
________
(продолжение следует)