Найти в Дзене

20 ноября: МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ

Балерина МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене.

Из автобиографии «Я, Майя Плисецкая»:

"В самый разгар работы над «Анной» я волею судеб вновь оказалась в Париже. За завтраком в «Эспас» я рассказала Кардену о своих муках с костюмами «Карениной».

В ту толстовскую пору женщины заворачивали себя в длинные, в пол, облегающие платья, да еще сзади подбирался тяжелый оттопыренный турнюр. В таком костюме и походить толком не походишь, а тут — танцуй. Перенести же действие в абстракцию — никакого желания не было. Какая же, к черту, Анна Каренина в тренировочном трико!..

Уже через неделю я была в карденовском бутике на Avenue Matignon на примерке. Карден сам придирчиво контролировал каждую складку, шов, каждую прострочку. И все время просил:

Подымите ногу в арабеск, в аттитюд. Перегнитесь. Вам удобно? Костюм не сковывает движений? Вы чувствуете его? Он должен быть Ваш более, чем собственная кожа…

Технический трюк решения Кардена был прост. Он приподнял к талии боковые сборки платьев петербургских модниц и… высвободил ноги, при этом не меняя женского силуэта той поры. Любое движение стало возможным. А вместо турнюров Карден обошелся широченными, но полувоздушными бантами с ветвистой тесьмой в пол…

Пьер создал для «Анны» десять костюмов. Один лучше другого. Настоящие шедевры. Их бы в музеях выставлять."

Балерина в своих мемуарах подробно рассказывает, каким мучением было хорошо одеваться в советские времена. Рассказывает, как, будучи невыездной, она покупала вещи у знаменитой на всю Москву фарцовщицы Клары. Не меньше проблем было и со сценическими костюмами, особенно когда задачи выходили за рамки привычных. Именно такие задачи ставила «Анна Каренина», где бытовая историчность платья не должна была противоречить танцевальной технологии.

И тогда на горизонте появился Пьер Карден, с которым Плисецкую познакомила художница Надя Леже. Леже входила в круг Лили Брик, которая опекала Майю и старалась представить ее своим парижским друзьям, так или иначе связанным с наследниками дягилевского круга через сестру Лили Эльзу Триоле и ее мужа поэта Арагона.

Познакомились Плисецкая и Карден в 1972 году, когда модельер был на пике славы и карьеры. Когда Плисецкая репетировала «Анну Каренину» и за завтраком в Espace Cardin рассказала ему о мучениях с костюмами. Задача была сложной — сделать костюм эпохи корсетов и тяжелых турнюров, в котором легко было бы танцевать. Карден немедленно загорелся идеей. Начиная с Дягилева, работа модельера для балета — и более узко — для великой балерины — стала восприниматься как высший знак признания. Карден совершенно бесплатно сделал для «Анны Карениной» десять костюмов и спокойно пережил то, что Большой театр убрал его имя с афиши, не желая признавать участие громкого западного модельера в советском спектакле.

Карден сделал для Плисецкой костюмы не только к «Карениной», но и к «Чайке» и «Даме с собачкой», причем в последнем платье было одно-единственное, зато пояса — разные, и в зависимости от цвета и формы пояса менялось настроение сцены. Любопытно, что каждый раз Майя видела костюмы непосредственно перед самой премьерой (их присылали в Москву в огромных роскошных коробках) — ее доверие Кардену было безграничным. В мемуарах Плисецкая призналась, что успехом всех трех балетов обязана именно ему («Мода вне сезонов» журнал «Vogue»).

-2

#Плисецкая #20ноября #Плотников

Если вас интересуют фотографии Мастера, личности ушедшей и уходящей эпохи, ставьте лайки и подписывайтесь, тогда вы не пропустите новую историю!