- Веня! Не убегай далеко! И Цезаря при себе держи! – крикнула я, стараясь придать своему голосу как можно больше строгости. Что-то я слишком расслабилась в этом лесу! Да и не только в лесу. Слишком хорошо мне, чтобы быть строгой мамой!
Начало здесь. Предыдущая часть 👇
- Цезарь! Охранять! – скомандовал Яша. – Хотя я тебе скажу, это довольно спокойный лес. Мы с Цезарем сюда уже третий год приезжаем. С пустым ведром ещё ни разу не возвращались. О, смотри!
Яша нагнулся и срезал какой-то гриб. Да это же белый!
Я улыбнулась и тоже принялась смотреть по сторонам. И тоже нашла грибочек. Подберёзовик.
- Мам! Дядя Яша! Я тоже кое-что нашёл! – закричал Веня. – Сюда! Скорее! Ну быстрее же!
И мы, переглянувшись, кинулись к мальчику. Он нашёл целую поляну… поганок!
- Эти мы брать не будем, – сказала я.
- А этот? – и Веня показал на большую оранжевую шляпку. – Это же красноголовик? Да? Как в нашем лесу? Да? Мам, скажи?
- Он самый! Да какой большой! Этот возьмём. И рядом посмотри! Может, такие же, но поменьше рядом растут.
Веня заглянул под каждый листик и, не найдя ничего интересного, помчался дальше, а Яша, глядя на него и Цезаря, следующего за мальчиком буквально по пятам, негромко спросил:
- Ну как вам первая неделя отдельно от Григория? Веня по отцу не скучает?
- Не заметила, – сказала я. – Гриша домой никогда не торопился. Ну при нас не торопился. На одной работе поработает, на другой, к родителям съездит или с друзьями встретится…
- А ты не ходила на встречи с его друзьями?
- Нет, почему же? Был период, когда Гриша брал меня с собой. Недолго, нечасто, но было такое. Не хочу, чтобы ты думал о нём совсем уж плохо. В конце концов, он мне тоже в каком-то смысле помог. И он останется отцом Вени.
Яша ничего на это не ответил, а мне стало неловко. Чёрт, отсутствие опыта общения с мужчинами в моём возрасте мне мешает! Ну вот зачем я стала говорить хорошо о Грише? Зачем я вообще стала о нём говорить?
- Это так странно! – продолжила я после паузы. – Я никогда не жила одна. Ну в смысле, я и сейчас не одна… просто…
- Я понял, – мягко сказал Яша. – Ты привыкаешь к новым условиям жизни.
Мы немного прошлись в сторону Вени, но близко не приблизились.
- Не жалеешь? – задал новый вопрос Яша.
- Нет. Я его не люблю. И жить рядом с ним было серо. Ой, смотри! И как Веня пропустил? Веня! Цезарь! Бегите сюда скорее!
Перед нами раскинулась целая полянка белых грибов! Давно я такого не видела. И видела ли вообще? Не так часто я в этой жизни собирала грибы!
Все вместе мы принялись срезать один за другим белые, потом нашли немного подберёзовиков. Яша решил немного углубиться, и мы ещё нашли небольшую полянку лисичек.
«Грибалка» явно удалась!
- Сто лет не выезжала за грибами! – сказала я с восторгом в голосе. Мне казалось, что я захлебнусь собственными впечатлениями, эти чудесным лесным воздухом и абсолютным ощущением счастья внутри! – И такой улов! Класс!
Яша довольно рассмеялся.
- А я никогда не ездил за грибами! Мы находили грибы рядом с нашим домом! Но мама сказала, что их есть нельзя, потому что город рядом! – заявил Веня.
- Только что мы с этими грибами делать будем? – вдруг озадачилась я. – Мы много насобирали! Засушим?
- Сегодня приготовлю вкуснейший жюльен! Как вы на это посмотрите? – спросил Яша.
- Ура! – сказал Веня, наверняка не понявший, о каком блюде идёт речь. Я такого не готовила, Гриша тем более. А моя мать из грибов всегда только суп варит. Иногда картошку с грибами делает.
Тем не менее идею Яши мы с сыном поддержали.
Уходить не хотелось, поэтому наша немногочисленная компания возвращалась обратно к машине очень медленно. Собственно, именно машина стала поводом сегодня выехать за город. Яша купил у кого-то из знакомых минивэн. И мы все отправились на природу.
Пока мы шли, Яша приобнял меня за плечи, и я почувствовал себя бабочкой, вырвавшейся из плотного кокона. Как же хорошо! Просто идти рядом, чувствовать друг друга.
И пусть на мне старые джинсы, волосы собраны в пучок и спрятаны под старым платком, а на лице ни грамма косметики… Я впервые чувствую себя уверенно! Мне не нужно сжиматься в комочек внутри и думать, кто и как на меня смотрит. Не нужно ожидать косых взглядов, потому что рядом люди, которым я и такая, какая есть, небезразлична.
Захотелось петь, но я лишь улыбнулась Яше. Но улыбнулась так, как никогда не улыбалась.
Казалось, каждый мускул на лице, каждая морщинка растянулись в улыбке.
***
- Хорошо выглядишь, – заметил Гриша, стоило мне появиться на работе. Уже заканчивался сентябрь, и я устала каждый день его видеть. А последние недели две он то и дело обращает на меня внимание. И периодически повторяет эту самую дежурную фразу:
- Хорошо выглядишь!
Удивительно! Раньше бы я от неё растаяла, а теперь… мне приятно, несомненно, но я уже не растаю. По отношению к Грише точно.
- Спасибо. Хотела тебе сказать, что через две недели уже не буду здесь работать. Скоро об этом все узнают, но будет правильно, если тебе я скажу лично.
- Увольняешься? – переспросил Гриша.
- Да, – ответила я.
Гриша смотрел на меня секунд десять и моргал.
- Куда собираешься? Снова в администрацию?
- Нет, зачем? Если помнишь, у меня там не сложилось…
Я замялась. Вроде немного времени прошло. Год или чуть больше, как я ушла из администрации, но сейчас мне казалось, что там вообще не я работала. Мне неприятно даже вспоминать то время!
- Я подыскала себе место работы поближе к садику Вени. Чтобы туда-сюда не мотаться. Последний год уже остался до школы, переводить не хочу. С ребятами он подружился, воспитательница нравится. Так удобнее будет.
- Ты только из-за этого увольняешься? Глупости! Я мог бы…
- Нет, Гриша. Не мог. Это очень неудобно! Тебе придётся сначала в один конец ехать, потом возвращаться… Так будет проще.
- Так куда ты устраиваться будешь? – снова спросил Гриша.
Я специально не ответила сразу на этот вопрос. Не хотела.
- В обувной магазин. Продавцом.
- Продавцом? Это шаг назад! Кристина, ты сама не умеешь принимать нормальные решения! Что за блажь? Уходить из института в продавцы!
Мне хотелось поспорить, но я не стала. Гриша меня не услышит. Как объяснить ему, что зарплата там даже больше, чем здесь, график два через два? Мне он показался удачным. Точнее, нам с Яшей.
- Гриша, если захочет, может брать Веню к себе, когда я работаю, – рассуждала я. Мне хотелось снова работать в таком графике. Многим он кажется выматывающим, а мне нравится.
- И у нас будет больше времени, которые мы сможем провести вдвоём! – улыбнулся Яша. – Жаль, выходные не всегда будут совпадать.
Да уж, начала строить жить так, как мне удобно, так нужно делать это до конца. Тем более что работать рядом с Гришей я не хочу. Да и не могу я каждый день его разговоры терпеть! И как я не замечала, что он же меня буквально насилует своими наставлениями и убеждениями, что я без него – ноль.
А ещё раньше была мать, которая мне бы сказала что-то такое:
- Хочешь – не хочешь, а это работа. Вот и работай! Деньги зарабатывай. Я тебя, дармоедку, содержать не собираюсь!
Сам Гриша, если бы мне пришло в голову с ним посоветоваться, сказал бы примерно так:
- У тебя хорошая работа. Спокойное место. Не в продавцы же идти!
Для него работа в любом магазине была почему-то работой второго сорта. И вот теперь он, в принципе, так и отреагировал.
- У тебя с головой всё в порядке? – тихо спросил он. – Может, кризис среднего возраста?
- Не рановато ли? – хмыкнула я. – Со мной всё в порядке. Теперь в порядке.
- Я не могу понять! Что с тобой стало? Сколько времени ты ещё будешь эту комедию ломать?
- Не понимаю!
- Ну вот с переездом, увольнением… Ты же всё специально делаешь!
Да-да, слышали. Чтобы тебя жениться заставить! Нужно с этим заканчивать.
- Послушай, я просто ушла и просто увольняюсь. Потому что не хочу жить с тобой, работать с тобой. Возможно, я снова буду жить с мужчиной, но это будешь не ты. У меня есть человек, которого я люблю. И который любит меня. Представляешь? Меня! Вот такую страшную и никому, даже тебе, ненужную.
- То есть, ты не вернёшься?
- С чего ты вообще решил, что у меня в планах есть вернуться к тебе? – уже с раздражением ответила я. – Я съехала, устраиваюсь на новую работу. Живу! И ты живи дальше! Ты прекрасно прожил очень много лет без меня! И не прикрывайся сыном! Он тоже пять лет жил практически без тебя.
Гриша пожал плечами. Уже прозвенел звонок, и ему нужно было идти на лекцию. И он пошёл, держа спину прямо, но чуть опустив голову. Шёл медленно, и глядя ему вслед, на секунду мне стало жаль его.
Хватит! Мысленно прокрутив все годы, что мы были знакомы, я выключила жалость.
Что было хорошего? Когда он годами то появлялся, то исчезал? А я сидела у телефона, ожидая, когда же он позвонит! Когда предложил сделать аборт? Когда отказывался признать отцовство? Когда появлялся в жизни нашего сына раз в несколько месяцев? Или, когда решил съехать от родителей и прихватил меня, чтобы я о нём заботилась?
Вспомнились и вечера, когда я безуспешно пыталась привлечь его внимание, а он или читал, или сидел за компьютером. Вспомнилось, как мы смотрели фильмы в полной тишине, потому что стоило мне открыть рот, как Гриша шипел:
- Тише! Не мешай смотреть!
Даже обсудить после просмотра не получалось! Но я принимала те условия жизни, которые он мне предлагал. Права голоса у меня никогда не было.
Но было и хорошее. Всё же, хуже, чем жить под одной крышей с матерью, быть не может. У меня был свой мирок, где я была хозяйкой. А у Вени был отец, который всё же больше времени с ним проводил.
Он может жениться по любви. Может быть счастливым. И я, оказывается, могу.
Гриша скрылся из моего поля зрения, а я спокойно занялась текущими делами.
***
- А когда мы ёлку уже поставим? – заныл Веня. – Уже в садике стоит! Везде стоят! А у нас нет!
Я посмотрела на Яшу. Мы все сидели у него и смотрели «Один дома».За окном бушевала настоящая метель, и даже Цезарь не рвался на прогулку. Вот мы и придумали устроить «киновыходной». Смеялись над старыми шутками, обсуждали все давно и хорошо известные «подставы» ворам от Кевина, ели чипсы.
В последнее время мы всё чаще и чаще оказывались у Яши в гостях. И даже ночевали здесь. Веня уже понял, что нас связывает не только дружба, и даже один раз спросил у Яши, будет ли тот на мне жениться. На что он со всей серьёзностью ответил:
- Если твоя мама согласится, то непременно!
Ух, как мне хотелось радостно рассмеяться, но я лишь сдержанно улыбнулась. Ну мало ли что он ребёнку сказал? Не мог же он сказать, что нет, я жениться не буду?
- Давайте завтра съездим, купим, – предложил Яша. – У меня нет ёлки. Может, возьмём искусственную?
- И живых веток, – кивнула я. – Для аромата. У нас, кстати, тоже ёлки нет.
- Я вот что подумал… Зачем нам две ёлки ставить? К чему эти расходы лишние? Давайте здесь одну поставим.
У меня ёкнуло сердце. Я уже поняла, что за предложение последует дальше.
- Перебирайтесь сюда на все праздники! А там посмотрим, может, вы с Веней здесь уже и останетесь? – прибавил Яша тише.
- Ура! Цезарь! Мы с тобой все праздники будем вместе!
Пёсик поднял голову и коротко тявкнул.
- А ты что скажешь?
- Хорошая идея, – улыбнулась я и положила голову ему на плечо. Мне так спокойно никогда не было. И так плевать на всеобщее мнение. Это самое серьёзное открытие уходящего года!
Последнюю фразу я пробормотала вслух, и Яша тут же переспросил:
- Что? Какое открытие?
- Когда ты счастлив, то не хочется злиться. Всё равно, у кого и что лучше. И почти ничто не раздражает!
- А, ты про это! – рассмеялся Яша. – Да, я тоже заметил. Но немного раньше тебя.
Я рассмеялась. Не потому, что мне смешно, а потому что внутри смех. Радостный, лёгкий, звонкий!
Мы с Яшей всё же похожи. Оба пережили в детстве нелюбовь сверстников, оба разочаровались в своих половинах. Только Яша смог сам пережить, а я без его помощи бы не справилась.
Конечно, это не тот счастливый конец, на котором останавливаются мои любимые фильмы. У меня есть мать, которая мне не простит продажи доли, бабушка, которая непонятно, что затеяла. И отец, которого всё же нужно найти. Семья, ничего не попишешь.
Будут тёрки с коллегами, неудачи, ошибки, и моменты, когда будет непросто. Только теперь меня ничто не пугает.
Я счастлива! И даже память о сегодняшнем счастье всегда будет моим личным внутренним источником энергии. Моим стержнем.
Как же мне хочется сказать всё это вслух! Чтобы Яша понял, как он важен для меня, но у меня не получается. Вот же, он смотрит прямо мне в глаза!
И кажется, по моим глазам он уже давно всё без слов понял.
Конец!
Вы можете поблагодарить меня за рассказ донатом на карту 5599 0020 0897 2392 (юмоней).