Найти в Дзене
эта достопочтенная.

"Мой путь к тебе": русская китайская сказка

Доброго времени суток, читатели! Давно хотелось поговорить об одной из самых моих любимых дорам. В своем обзоре мне хочется зайти с необычной стороны и сосредоточиться на том, насколько сильно "Мой путь к тебе" напоминает мне сказку. И да, именно русскую. Своим непрофессиональным взглядом постараюсь объяснить, где я это увидела и почему так считаю. Безусловно, любое художественное произведение - вымысел. Даже если в нем нет магии или чего-то необычного, и даже если она вдруг в точности повторяет реальные события, оно все равно не является реальностью, а только ее отражением. Тем не менее, для сказки характерно определенное строение, отличающее ее от других жанров творчества, повторяющиеся сюжеты, архетипы героев и событий и многое другое, о чем и пойдет речь. Сюжет, когда ранее слабый персонаж растет, приобретает ответственность и начинает развивать свои лучшие качества, также является достаточно частым, в том числе, и в сюжетах сказочных и мифологических. По распространенной версии,

Доброго времени суток, читатели! Давно хотелось поговорить об одной из самых моих любимых дорам. В своем обзоре мне хочется зайти с необычной стороны и сосредоточиться на том, насколько сильно "Мой путь к тебе" напоминает мне сказку. И да, именно русскую. Своим непрофессиональным взглядом постараюсь объяснить, где я это увидела и почему так считаю.

Безусловно, любое художественное произведение - вымысел. Даже если в нем нет магии или чего-то необычного, и даже если она вдруг в точности повторяет реальные события, оно все равно не является реальностью, а только ее отражением.

Тем не менее, для сказки характерно определенное строение, отличающее ее от других жанров творчества, повторяющиеся сюжеты, архетипы героев и событий и многое другое, о чем и пойдет речь.

Сюжет, когда ранее слабый персонаж растет, приобретает ответственность и начинает развивать свои лучшие качества, также является достаточно частым, в том числе, и в сюжетах сказочных и мифологических. По распространенной версии, большинство сказов, явно или неявно, описывают собой путь инициации (или перехода). Некоторые отождествляют процесс инициации с психологическим взрослением личности.

-2

Знаете, такое сравнение появилось именно потому, что главный герой для меня в какой-то мере воплощает архетип Ивана-дурачка. Персонаж Ивана-дурака бесхитростный, люди насмехаются над ним, он явно не подходит для царствования и все об этом знают. Он не стремится к завоеваниям, будь то власть или иные блага. Он простодушен и искренен. Все это вполне описывает главного героя "Пути к тебе".

В русских сказках героем часто становится обычный человек, попавший в условия, когда он становится вынужденным героем. Так и Гун Цзыюй оказывается в ситуации, к которой он бы не пришел самостоятельно. То, что главный герой становится правителем - конечно, организованная одним человеком для исполнения своих целей, но случайность (точнее сказать, неожиданность, которая повергает всех в не очень приятные опасения). В этом смысле проходить испытания - вынужденная задача для главного героя, которой он не желал и к которой не готовился, но которая теперь толкает его вперед. Это и есть "зов", слышимый героем, его призыв действовать.

Однако при том, что я назвала Гун Цзыюя Иваном-дурачком, в нем содержится немало и от Ивана-царевича: например, для героя Ивана-царевича характерна сильная подверженность влиянию женского архетипа, выполняющего либо роль помощника, который направляет героя к заветной цели, выручает из трудностей (что мы видим на протяжении всей дорамы), либо роль ценной награды, которую герой получает в конце сказочного повествования. Также такой персонаж обычно выполняет сложные, часто неповыполнимые, испытания, порученные ему другими, а также проявляет героические качества.

-3

Как бы то ни было, на мой взгляд, первый архетип все же преобладает. Особенно если помнить то, что Цзыюй чаще всего успешно проходит испытания не за счет собственной силы, а с чьей-то помощью (и, кстати, хорошо разгадывает загадки - вспомните праздник фонарей). Кроме того, Иван-дурак всегда строит свою стратегию поведения на поиске решений продиктованных внутренней духовной логикой, а не их правильностью (законностью или целесообразностью), принятой в обществе. Например, между долгом и Юнь Вэйшань главный герой точно выберет второе.

Как я и говорила выше, с началом истории начинается путь становления главного героя.

Один из возможных способов инициации - "коронация", "венчание на царство". Начало дорамы фактически подводит нас к этому сюжету, однако, формально став правителем, главный герой все еще им не считается. Его брат, Гун Шанцзюэ, заранее готовившийся получить трон и прошедший все испытания, мог бы им стать, но главному герою только предстоит пройти эту инициацию, к которой сейчас он не готов.

Переход нельзя осуществить просто так. В дораме, как и в большинстве сказов, для этого используется сюжетный ход с испытаниями, которые необходимо пройти. Хоть главный герой и по некоторым причинам занял трон, просто так он не может ему достаться, о чем я уже говорила выше.

-4

Стоит отметить, что испытания проводятся не дома. Герой сказки должен выйти за пределы привычного ему состояния и образа жизни. Часто в процессе испытания ограничивается общение (особенно в привычным кругом): именно тогда, когда человек находится один, активизируется его бессознательная часть психики, с которой герой и должен достичь согласия. Только пройдя испытания, герой возвращается домой обновленным.

С психоаналитической точки зрения пройти путь инициации означает принести в жертву свою инфантильность, незрелое сознательное поведения, и одновременно с этим соединиться со всеми подавляемыми или нераскрытыми частями себя (чаще всего этот момент анализирует через описание соединения с архетипами: Тени, Мудреца, Анимы и Анимуса - женской части личности для мужчины и мужской части для женщины - и других).

Скорее всего, все просто и Анима представляет собой женский вариант души главного героя, которая проявляется у Цзыюя через чувственность и любовь, а воплощается в образе Юнь Вэйшань. Она - проекция его желаний и страхов. Почему и здесь я вижу сходства с русской сказкой? В русском фольклоре с женским образом может соединяться и фактор борьбы или различного рода сражений: отсюда и женщины-воительницы, и просто женщины, совершающие те или иные смелые действия, связанные с борьбой и проявлениями силы.

-5

Здесь можно задуматься, а не выходит ли так, что главный герой, находящийся в дисбалансе и наоборот имеющий больше женских черт, чем мужских, соединяется с такой же дисбалансной женщиной, у которой все в точности наоборот? Юнь Вэйшань, выросшая в клане убийц, слишком хорошо понимает правила выживания в условиях иерархии и борьбы всех против всех, чтобы на первый план ее личности выходили женских черты. Тема спорная, но что-то в этом есть. Цзыюй изначально более мягкосердечен, чем братья, более настроен к компромиссу, более эмоционален. Тем более в дораме упоминается, что Цзыюй рожден с "холодной кровью", то есть в его теле преобладает энергия инь - энергия, как известно, женская.

Многие русские народные сказки заканчиваются свадьбой, что с психоаналитической точки зрения означает интеграцию или окончательное объединение различных частей личности, однако свадьбы в конце дорамы не происходит. Как вы, наверное, помните, главная героиня в конце встречает сестру-близнеца, а также охотящихся на нее "бывших коллег". Неужели все это - уже ее части души, и теперь она должна пройти свой путь инициации, и только потом вернуться к любимому? Очень интересно.

По поводу архетипа Мудреца - сложно сказать, не пересматривая (видела дораму я уже достаточно давно, поэтому прошу простить за возможные фактические ошибки). С первого впечатления его воплощением кажется старший господин Юэ, передающий главному герою важную технику, да еще и являющийся долгоживущим.

-6

Знаково, что отношения с Шанцзюэ и Юаньчжи, на первый взгляд кажущиеся враждебными, смягчаются к концу дорамы: с какой-то стороны их можно определить как Тень: качества, которые главный герой не замечает или подавляет в себе, но которые необходимо принять на пути к инициации. Также они могут воплощать предпосылки, препятствующие ей (в таком смысле, возможно, следует говорить о том, что в итоге другие два брата, например, не соединяются с анимой).

Эго и Тень существуют отдельно, но неразрывно связаны друг с другом. Тень напоминает личности о ее беспомощности и бессилии, а еще некоторые называют архетип Тени "тёмным братом" - связи ощущаются, правда? Цзыюй и Шанцюэ изначально представляются зрителю как антиподы. Примечательнее еще и то, что в определенный момент мы узнаем, что и договорились друг с другом они уже некоторое время назад, а узнали мы об улучшении их отношений намного позже. Главный герой усваивает умение пользоваться обманными ходами? Возможно.

Другой вариант: Тенью является четвёртый брат, на самом деле создавший весь конфликт. Такой вариант кажется мне более разумным, к тому же возвращаются те самые "три брата", каждый из которых является положительным героем. И приходим мы к этой разгадке только ближе к концу. Известно, что один из моментов, препятствующий необходимому соединению со своей Тенью (в сказке это возможно и посредством символического уничтожения) - осознание ее наличия, а большую часть сериала мы считаем четвертого брата мертвым, и только после его появления герой может вступить в открытую схватку со своей Тенью. Го Цзинмин, чертов ты гений.

Для заглянувших сюда, которые не смотрели дораму: советую посмотреть, очень сильно советую! "Мой путь к тебе" - одна из моих любимых работ, которые я буду рекомендовать всегда. Тем более что серий в ней немного, всего 24.

Вот такая вот своеобразная получилась трактовка дорамы, психоаналитическая) Что думаете?