Доброго времени суток, читатели! Давно хотелось поговорить об одной из самых моих любимых дорам. В своем обзоре мне хочется зайти с необычной стороны и сосредоточиться на том, насколько сильно "Мой путь к тебе" напоминает мне сказку. И да, именно русскую. Своим непрофессиональным взглядом постараюсь объяснить, где я это увидела и почему так считаю.
Безусловно, любое художественное произведение - вымысел. Даже если в нем нет магии или чего-то необычного, и даже если она вдруг в точности повторяет реальные события, оно все равно не является реальностью, а только ее отражением.
Тем не менее, для сказки характерно определенное строение, отличающее ее от других жанров творчества, повторяющиеся сюжеты, архетипы героев и событий и многое другое, о чем и пойдет речь.
Сюжет, когда ранее слабый персонаж растет, приобретает ответственность и начинает развивать свои лучшие качества, также является достаточно частым, в том числе, и в сюжетах сказочных и мифологических. По распространенной версии, большинство сказов, явно или неявно, описывают собой путь инициации (или перехода). Некоторые отождествляют процесс инициации с психологическим взрослением личности.
Знаете, такое сравнение появилось именно потому, что главный герой для меня в какой-то мере воплощает архетип Ивана-дурачка. Персонаж Ивана-дурака бесхитростный, люди насмехаются над ним, он явно не подходит для царствования и все об этом знают. Он не стремится к завоеваниям, будь то власть или иные блага. Он простодушен и искренен. Все это вполне описывает главного героя "Пути к тебе".
В русских сказках героем часто становится обычный человек, попавший в условия, когда он становится вынужденным героем. Так и Гун Цзыюй оказывается в ситуации, к которой он бы не пришел самостоятельно. То, что главный герой становится правителем - конечно, организованная одним человеком для исполнения своих целей, но случайность (точнее сказать, неожиданность, которая повергает всех в не очень приятные опасения). В этом смысле проходить испытания - вынужденная задача для главного героя, которой он не желал и к которой не готовился, но которая теперь толкает его вперед. Это и есть "зов", слышимый героем, его призыв действовать.
Однако при том, что я назвала Гун Цзыюя Иваном-дурачком, в нем содержится немало и от Ивана-царевича: например, для героя Ивана-царевича характерна сильная подверженность влиянию женского архетипа, выполняющего либо роль помощника, который направляет героя к заветной цели, выручает из трудностей (что мы видим на протяжении всей дорамы), либо роль ценной награды, которую герой получает в конце сказочного повествования. Также такой персонаж обычно выполняет сложные, часто неповыполнимые, испытания, порученные ему другими, а также проявляет героические качества.
Как бы то ни было, на мой взгляд, первый архетип все же преобладает. Особенно если помнить то, что Цзыюй чаще всего успешно проходит испытания не за счет собственной силы, а с чьей-то помощью (и, кстати, хорошо разгадывает загадки - вспомните праздник фонарей). Кроме того, Иван-дурак всегда строит свою стратегию поведения на поиске решений продиктованных внутренней духовной логикой, а не их правильностью (законностью или целесообразностью), принятой в обществе. Например, между долгом и Юнь Вэйшань главный герой точно выберет второе.
Как я и говорила выше, с началом истории начинается путь становления главного героя.
Один из возможных способов инициации - "коронация", "венчание на царство". Начало дорамы фактически подводит нас к этому сюжету, однако, формально став правителем, главный герой все еще им не считается. Его брат, Гун Шанцзюэ, заранее готовившийся получить трон и прошедший все испытания, мог бы им стать, но главному герою только предстоит пройти эту инициацию, к которой сейчас он не готов.
Переход нельзя осуществить просто так. В дораме, как и в большинстве сказов, для этого используется сюжетный ход с испытаниями, которые необходимо пройти. Хоть главный герой и по некоторым причинам занял трон, просто так он не может ему достаться, о чем я уже говорила выше.
Стоит отметить, что испытания проводятся не дома. Герой сказки должен выйти за пределы привычного ему состояния и образа жизни. Часто в процессе испытания ограничивается общение (особенно в привычным кругом): именно тогда, когда человек находится один, активизируется его бессознательная часть психики, с которой герой и должен достичь согласия. Только пройдя испытания, герой возвращается домой обновленным.
С психоаналитической точки зрения пройти путь инициации означает принести в жертву свою инфантильность, незрелое сознательное поведения, и одновременно с этим соединиться со всеми подавляемыми или нераскрытыми частями себя (чаще всего этот момент анализирует через описание соединения с архетипами: Тени, Мудреца, Анимы и Анимуса - женской части личности для мужчины и мужской части для женщины - и других).
Скорее всего, все просто и Анима представляет собой женский вариант души главного героя, которая проявляется у Цзыюя через чувственность и любовь, а воплощается в образе Юнь Вэйшань. Она - проекция его желаний и страхов. Почему и здесь я вижу сходства с русской сказкой? В русском фольклоре с женским образом может соединяться и фактор борьбы или различного рода сражений: отсюда и женщины-воительницы, и просто женщины, совершающие те или иные смелые действия, связанные с борьбой и проявлениями силы.
Здесь можно задуматься, а не выходит ли так, что главный герой, находящийся в дисбалансе и наоборот имеющий больше женских черт, чем мужских, соединяется с такой же дисбалансной женщиной, у которой все в точности наоборот? Юнь Вэйшань, выросшая в клане убийц, слишком хорошо понимает правила выживания в условиях иерархии и борьбы всех против всех, чтобы на первый план ее личности выходили женских черты. Тема спорная, но что-то в этом есть. Цзыюй изначально более мягкосердечен, чем братья, более настроен к компромиссу, более эмоционален. Тем более в дораме упоминается, что Цзыюй рожден с "холодной кровью", то есть в его теле преобладает энергия инь - энергия, как известно, женская.
Многие русские народные сказки заканчиваются свадьбой, что с психоаналитической точки зрения означает интеграцию или окончательное объединение различных частей личности, однако свадьбы в конце дорамы не происходит. Как вы, наверное, помните, главная героиня в конце встречает сестру-близнеца, а также охотящихся на нее "бывших коллег". Неужели все это - уже ее части души, и теперь она должна пройти свой путь инициации, и только потом вернуться к любимому? Очень интересно.
По поводу архетипа Мудреца - сложно сказать, не пересматривая (видела дораму я уже достаточно давно, поэтому прошу простить за возможные фактические ошибки). С первого впечатления его воплощением кажется старший господин Юэ, передающий главному герою важную технику, да еще и являющийся долгоживущим.
Знаково, что отношения с Шанцзюэ и Юаньчжи, на первый взгляд кажущиеся враждебными, смягчаются к концу дорамы: с какой-то стороны их можно определить как Тень: качества, которые главный герой не замечает или подавляет в себе, но которые необходимо принять на пути к инициации. Также они могут воплощать предпосылки, препятствующие ей (в таком смысле, возможно, следует говорить о том, что в итоге другие два брата, например, не соединяются с анимой).
Эго и Тень существуют отдельно, но неразрывно связаны друг с другом. Тень напоминает личности о ее беспомощности и бессилии, а еще некоторые называют архетип Тени "тёмным братом" - связи ощущаются, правда? Цзыюй и Шанцюэ изначально представляются зрителю как антиподы. Примечательнее еще и то, что в определенный момент мы узнаем, что и договорились друг с другом они уже некоторое время назад, а узнали мы об улучшении их отношений намного позже. Главный герой усваивает умение пользоваться обманными ходами? Возможно.
Другой вариант: Тенью является четвёртый брат, на самом деле создавший весь конфликт. Такой вариант кажется мне более разумным, к тому же возвращаются те самые "три брата", каждый из которых является положительным героем. И приходим мы к этой разгадке только ближе к концу. Известно, что один из моментов, препятствующий необходимому соединению со своей Тенью (в сказке это возможно и посредством символического уничтожения) - осознание ее наличия, а большую часть сериала мы считаем четвертого брата мертвым, и только после его появления герой может вступить в открытую схватку со своей Тенью. Го Цзинмин, чертов ты гений.
Для заглянувших сюда, которые не смотрели дораму: советую посмотреть, очень сильно советую! "Мой путь к тебе" - одна из моих любимых работ, которые я буду рекомендовать всегда. Тем более что серий в ней немного, всего 24.
Вот такая вот своеобразная получилась трактовка дорамы, психоаналитическая) Что думаете?