Братья Стругацкие подарили миру идею о фантастической истории, где местом действия стала Зона аномалий, возникшая после посещения инопланетян. Речь конечно о книге "Пикник на обочине", экранизация которой вошла в сокровищницу мирового кино.
«Пикни́к на обо́чине» — философская фантастическая повесть братьев Стругацких, впервые изданная в 1972 году. По мотивам повести режиссёр Андрей Тарковский в 1979 году снял фильм «Сталкер», братья Стругацкие выступили авторами сценария.
Действие повести происходит на Земле предположительно в 1970-е годы в городке Хармонт, в выдуманной англоязычной стране.
Примерно за 13 лет до начала описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре возникает шесть «зон» — областей, в которых начинают происходить странные явления, нарушающие известные законы физики. Зоны расположены вдоль плавной линии на поверхности Земли, проекции так называемого радианта Пильмана — точки, лежащей на прямой, соединяющей Землю и Денеб. Быстро выяснилось, что людям и животным проживать в Зонах очень опасно, и всё население было из них срочно эвакуировано. Территории Зон были обнесены ограждением, взяты под строгую охрану и официально стали предметом осторожного научного изучения. Также очень быстро обнаруживается, что в Зонах много артефактов непонятного предназначения. Некоторые из них весьма полезны — например, могут лечить болезни, некоторые просто странные игрушки, а некоторые — крайне опасны.
Предполагается, что Зоны созданы представителями внеземной цивилизации, и строится множество гипотез, по-разному объясняющих, что они собой представляют и каким образом нужны инопланетянам для контакта с жителями Земли. Один из героев книги, лауреат Нобелевской премии доктор Валентин Пильман, образно предполагает, что все артефакты — «пустышки», «этаки», «браслеты» — это всего лишь космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения, сродни пустым банкам и бутылкам, забытым после человеческого пикника на обочине дороги. Отсюда и название повести.
«Ста́лкер» — советский фантастический фильм-притча режиссёра Андрея Тарковского, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1979 году по сценарию братьев Стругацких, написанному по мотивам их повести «Пикник на обочине». Одно из наиболее значительных произведений в творчестве Андрея Тарковского. Наряду с его фильмами «Андрей Рублёв», «Солярис» и «Зеркало», «Сталкер» периодически включается в списки лучших кинопроизведений всех времён.
Только вот, не слышал про современных фанатов фильма Тарковского, несмотря на признание зрителей и кинокритиков. Почему так? Может быть потому что, всё что было приключенческого в книге затмило философское режиссёрское?
По мнению критиков, кстати, в фильме от книги остались только образ Зоны (также своеобразно трактованный Тарковским) и понятие сталкера как проводника в Зоне.
Так или иначе, "Сталкер" можно смело отнести к первой и самой успешной (для режиссёра наверное) экранизации повести Стругацких.
Термин "сталкер" - проводник в опасный район, трансформировался благодаря популярности серии компьютерных игр в жанре шутера от первого лица и survival horror с элементами ролевой игры и action-adventure "S.T.A.L.K.E.R.", повлекшей возникновение примерно в 2007 году фантастический литературы уже на основе игры.
Появившийся межавторский цикл сейчас представляет собой несколько самостоятельных веток, не имеющих отношения к игре. В целях сохранения единой хронологии все ветки по-прежнему ведутся под единым брэндом S.T.A.L.K.E.R., хотя формально он прекращен в 2012-м году.
«Сталкер» (от англ. to stalk — «идти крадучись») устойчиво вошёл в русский язык и, по признанию авторов, стал самым популярным из созданных ими неологизмов. В контексте книги сталкер — это человек, который, нарушая запреты, проникает в Зону и выносит из неё различные артефакты, которые впоследствии обычно продаёт и тем самым зарабатывает на жизнь. В русском языке после фильма Тарковского этот термин приобрёл смысл проводника, ориентирующегося в различных запретных и малоизвестных другим местах и территориях. Позднее сталкерами также стали называть любителей индустриального туризма, особенно посещающих заброшенные объекты и города-призраки.
К сожалению, на мой взгляд, достойных кинолент на тему аномальной зоны и сталкинга так и не появилось до настоящего времени, казалось бы! А могла бы ей стать картина "Монстры" 2010 года, на мой взгляд.
Действие в фильме разворачивается спустя шесть лет после того, как спутник NASA упал где-то в Центральной Америке, превратив пол-Мексики в карантинную зону. Сюжет следует за американским журналистом, согласившимся сопровождать туриста через зараженную зону к безопасным границам США.
Лента из-за невнятного сценария, киноляпов при создании и вяло отыгравших актеров не получила высокие оценки от зрителей и кинокритиков. Но визуальное решение обеспечило подобающее для сталкерской Зоны воплощение. А ещё интересный факт:
имея более чем скромный бюджет в полмиллиона долларов лента собрала аж 4,2 млн долларов, что вдохновило авторов на съёмку сиквела «Монстры 2: Темный континент» 2014 г., который в итоге не смог по уровню добраться до оригинала.
Перебирая в памяти кинофильмы прошлых лет прихожу к выводам, что с большой натяжкой можно отнести к похожим на мир, созданный братьями Стругацкими, тот что мы видим в "Аннигиляции", снятой Netflix.
«Аннигиляция» (англ. Annihilation) — научно-фантастический фильм 2017 года режиссёра Алекса Гарленда. Сценарий основан на первой книге «Аннигиляция» трилогии «Southern Reach Trilogy» Джеффа Вандермеера, которая увидела свет в феврале 2014 года.
На Землю прилетает маленький метеорит и становится причиной больших перемен. Он врезается в одиноко стоящий маяк, что загадочным образом меняет территорию вокруг.
Профессор биологии Лина уже год страдает от потери мужа-военного. Кейн отправился на очередное секретное задание, но так и не вернулся — жив ли, погиб — женщина не знает, пока однажды дезориентированный и слегка бледный супруг внезапно не появляется на пороге их спальни. Радость длится недолго — у мужчины начинаются судороги и множественные кровотечения, а по дороге в больницу машину скорой помощи тормозят военные. Лина приходит в себя на секретной базе рядом с той самой загадочной зоной, куда уже отправлялись многочисленные экспедиции, но вернулся, оказывается, только один человек — её Кейн.
Лента получила неоднозначную реакцию любителей фантастики и кинокритиков и судя по все-таки немаленькому рейтингу достойна внимания зрителей. Только не ждите от неё той атмосферной истории, которой хоть немного, но есть в "Монстрах".
Однако фанаты истории Стругацких не оставляют мечту о достойной киноэкранизации "Пикника". Свидетельства о самостоятельных авторских попытках снять фильм можно увидеть на просторах сети Интернет.
Но вот при подготовке этой статьи с удивлением обнаружил для себя, что с 2016 года были какие-то конкретные потуги по созданию сериала.
На сайте Кинопоиск.ру есть информация о производстве с 2016 года сериала "Пикник на обочине" (Roadside Picnic).
Сценарий к сериалу написал Джек Паглен на основе одноименной книги братьев Стругацких. Кресло режиссера занял Алан Тейлор ("Тор 2", "Терминатор: Генезис", "Игра престолов", "Клан Сопрано"). Исполнителем главной роли, Рэдрика Шухарта, - звезда сериалов "Хорошая жена" и "Аббатство Даунтон", британский актер Мэттью Гуд.
Премьера планировалась на сентябрь 2017-го на канале WGN America, есть даже трейлер ленты, производство которой по непонятным причинам свернулось... Так во всяком случае пишут в открытых источниках без объяснения причин отказа от продолжения съёмочного процесса.
А может быть проблема в том, что вышедший на экраны в 2017 году фильм "Аннигиляция" (а в том же году вышел бы сериал "Пикник на обочине", если бы был доснят) хоть и оценивается как неплохой научно-фантастический фильм, коммерческими доходами не впечатлил? Это только моё предположение.
Всё равно надеюсь, что однажды сериал или полный метр по книге снимут так, что будут довольны все и фанаты идей сталкинга и фанаты философии Стругацких-Тарковского. Надо только очень верить и ждать🤔
На этом пока всё.
Всем приятного просмотра и позитива!
Обратите внимание на другие мои статьи:
Научная фантастика на экране: лучшие фильмы про роботов и киборгов
Научная фантастика на экране: смотрим про космос и параллельные миры
Научная кинофантастика о пришельцах: оккупация или интервенция?