Найти в Дзене

Как бороться с волонтёрским выгоранием в компании

Выгорание — явление, знакомое, к сожалению, многим активным людям. По разным данным, от 25 до 60% волонтёров отмечают у себя его признаки. Особенно ярко они проявляются под конец календарного года, когда добровольческие активности и возросшие рабочие нагрузки накладываются друг на друга. Компании нередко концентрируют основные волонтёрские активности на ноябрь–декабрь. Это кажется вполне логичным: приближаются праздники, хочется поддержать благотворительные фонды и нуждающихся, закрыть год результатами. К тому же, многие события приурочены ко Дню волонтёра, который отмечается 5 декабря: подведение итогов, благодарности, поздравления, награждения (по секрету, январь-февраль не менее подходящие месяцы для отмечания и подведения итогов). Однако именно в это время сотрудники и так работают в усиленном режиме, закрывают рабочие задачи, готовят годовые отчёты. Такой подход часто даёт противоположный эффект: вместо мотивации волонтёры сталкиваются с усталостью и разочарованием. Как правило,
Оглавление

Выгорание — явление, знакомое, к сожалению, многим активным людям. По разным данным, от 25 до 60% волонтёров отмечают у себя его признаки. Особенно ярко они проявляются под конец календарного года, когда добровольческие активности и возросшие рабочие нагрузки накладываются друг на друга.

фото: Freepick
фото: Freepick

Почему конец года — испытание для волонтёров

Компании нередко концентрируют основные волонтёрские активности на ноябрь–декабрь. Это кажется вполне логичным: приближаются праздники, хочется поддержать благотворительные фонды и нуждающихся, закрыть год результатами. К тому же, многие события приурочены ко Дню волонтёра, который отмечается 5 декабря: подведение итогов, благодарности, поздравления, награждения (по секрету, январь-февраль не менее подходящие месяцы для отмечания и подведения итогов). Однако именно в это время сотрудники и так работают в усиленном режиме, закрывают рабочие задачи, готовят годовые отчёты.

Такой подход часто даёт противоположный эффект: вместо мотивации волонтёры сталкиваются с усталостью и разочарованием.

Поддерживать участие в течение года — проще и эффективнее

Как правило, компании добиваются лучших результатов, если планируют волонтёрские активности равномерно на все 12 месяцев, чередуя крупные проекты и небольшие акции.

А мероприятия с подведением волонтёрских итогов разумнее перенести на январь–март. В начале года, когда повседневная загрузка ниже и событийность меньше, у сотрудников будет больше времени и сил для приятной рефлексии.

Наш опыт показывает, что волонтёры, которым предлагают участвовать в разнообразных акциях на регулярной основе, с большей вероятностью остаются вовлечёнными и получают положительные эмоции от участия. Они с удовольствием включаются в добровольческую работу, понимая, что на них не возлагают непосильные задачи.

Практические шаги для компаний

  1. Календарь активности на год. Спланируйте волонтёрские мероприятия и равномерно распределите их по месяцам. Это может быть календарь событий с разным уровнем вовлечённости — от крупных проектов до небольших акций.
  2. Гибкие форматы участия. Позвольте сотрудникам выбирать для себя удобный вариант включения в волонтёрство: очный, дистанционный или гибридный.
  3. Привязка к сезону или актуальным событиям. Сезонная тематика не исчерпывается только новогодними праздниками. Например, весной можно организовать лесопосадки, а летом – акцию по благоустройству парка.

Всё это поможет сотрудникам распределить своё время, избежать выгорания и получать удовольствие от каждой волонтёрской активности.

Забота волонтёра о личном балансе

Психолог и карьерный коуч Мария Шеина напоминает, что лучший способ избежать выгорания — это поддерживать баланс между волонтёрством, работой и личной жизнью.

«Выгорание может начаться с "медового месяца" с работой — периода, когда вы так вовлечены, что времени и энтузиазма ни на что кроме не остаётся. Важно выделять хотя бы полчаса в день и несколько часов в неделю на то, что приносит вам удовольствие помимо работы».

Мария предлагает создать и пополнять список «10/50/100 радостей» — занятий и идей, которые приносят лично вам хорошие эмоции и вдохновение. Каждую неделю нужно выполнять хотя бы одну из этих задач и отслеживать изменения в самочувствии. Это не только восстановит силы, но и сохранит интерес к волонтёрству.

Что в итоге?

Чтобы избежать выгорания, важно подходить к волонтёрству системно – сделать его регулярной частью внутренней культуры с равномерным распределением активностей на весь год. Так сотрудники будут чувствовать поддержку компании и значимость своего вклада, а в итоге – раз за разом достигать классных результатов во всех сферах: личных, рабочих, волонтёрских.