В минувшее воскресенье в Арт-пространстве собрались истинные ценители и поклонники «важнейшего из искусств». Впервые за всю историю, начавшуюся ещё с 1961 года, Международный студенческий фестиваль ВГИК (Всероссийского Государственного института кинематографии) «Кино будущего» добрался до Пензы!
В полдень 10 ноября с его обширной программой собравшихся в уютном зале Арт-пространства познакомила киновед и кинодокументалист, президент кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина Светлана Старостина. Всем участникам кинопросмотра были розданы анкеты с названиями фильмов, напротив которых предлагалось поставить свои оценки. Ведь главной задачей фестиваля является выявление, признание и поощрение молодых талантов.
Показы фильмов российской программы одновременно идут более чем на 200 площадках в сорока регионах России. Зрители «на местах» голосуют за лучший фильм в каждой программе. Их всего четыре: детское кино, студенческая анимация, игровое и неигровое кино. По итогам голосования в регионах России будет определен фильм, который получит всероссийский приз зрительских симпатий.
«Мы представляем в Пензе фильмы – победители первого, российского этапа конкурса. Сейчас в Москве проходит второй, международный этап. Председатель жюри на этом этапе – выдающийся сербский кинорежиссер Эмир Кустурица, – отметила Светлана Александровна. – За прошедшие годы фестиваль ВГИК стал одной из крупнейших площадок мирового студенческого кино.
Нынешний фестиваль уже 44-й по счёту, и основные его мероприятия проходят с 14 октября по 15 ноября во Всероссийском государственном университете кинематографии им. С.А. Герасимова и в кинотеатрах Москвы.
Что же касается Пензы, то он вызвал особый интерес кинозрителей, изрядно соскучившихся по так называемому фестивальному кино. И он был вполне оправдан оригинальными, пусть иногда и в чём-то спорными, но весьма актуальными и интересными картинами, трогающими живую душу зрителя.
И первое тому доказательство – в диалоге с Народной артисткой России Галиной Репной. С ней я встретился после просмотра кинолент детской программы.
– Я в восторге и от «Чёрного рояля», нашего «пространства для интеллигентов», и всё это зависит во многом и от его хозяйки – Анастасии Судневой, которая делает таким уютным пребывание в нём, я здесь по-настоящему отдыхаю. Очень жалею, что сегодня не взяла сюда ни внука, ни детишек-скрипачей, с которыми я сейчас занимаюсь.
– А как вы узнали о сегодняшнем кинофестивале?
– Мне об этом рассказала Наталья Каресли, а также и от Насти, поэтому я в курсе культурных новостей.
– Что же вас сегодня особо тронуло в детской фестивальной программе?
– Тут такие темы затрагиваются, что это не может не трогать зрителей, – о доброте, сердечности и уважении к старшим. Очень понравился фильм «Ленточка», он просто потрясающий. Неожиданно и оригинально подана классическая тема крыловской басни в ленте «Муравей и стрекоза».
– Был также оригинальный подход к теме и в фильме «Самая сильная девочка в мире», снятом по мотивам сказки Астрид Линдгрен «Пеппи – Длинныйчулок»…
– Но здесь уже не так однозначно можно оценить эту картину. Ведь я сама когда-то играла эту роль. Мне также понравился фильм «Вчера мне было 9 лет», он о любви внука к своему дедушке, и очень трогательный. Тронули меня и «Маленькие друзья», – фильм учит детей добру, бережному отношению к природе и маленьким насекомым. Это как в жизни, когда мы говорим: «Не обижай маленького, ведь он вырастет и сможет тебя же защитить, стать твоим другом!». Поэтому я очень довольна знакомством с детской программой этого кинофестиваля.
Вторая часть студенческого кинофестиваля – анимационная, была самой многочисленной по количеству представленных в ней фильмов, их насчитывалось аж 13. Своими впечатлениями от этой программы делится обозреватель культурных событий клуба творческих открытий «Меридиан» Марина Железникова…
«Всему, что происходило 10 ноября в «Чёрном рояле» я бы дала одно определение – ПОИСК. Среди фильмов 44-ого Международного студенческого фестиваля ВГИК, где представляют свои работы молодые кинематографисты со всего мира, в Арт-пространстве зрители искали те, что найдут отклик в сердце, заставят задуматься, удивиться, сопереживать или улыбаться, – те, что останутся в памяти. А задержаться в памяти из 13 анимационных, 5 документальных и 5 игровых короткометражных фильмов смогли лишь только самые яркие, в которые создатели лент вложили не только свой талант, но и душу. И конечно – СМЫСЛ. Ожидать от начинающих кинематографистов высокого искусства, естественно, пока рано. Они находятся в поиске своего жанра, стиля, своего зрителя. Не во всех представленных картинах прослеживалась идея создания ленты. Или она была надуманной, или же очень глубоко скрытой. А были и такие фильмы, которые сразу же находили отклик у зрителей. Особенно трудно приходилось с поиском самой-самой ленты среди 13 мультфильмов. В каждом из них тоже присутствовал поиск. В «Предании о том, как один раввин Великую Армию остановил» члены еврейской семьи искали правильное изложение факта из реальной истории своего предка.
«Земля саламандр» – попытка авторов в стиле фэнтези открыть ужасную правду о войнах и разрушающей деятельности человека. Схожа по идее лента «Выстрел», где необычная встреча на охоте заставляет героя переосмыслить свои действия. Перекликается с этими двумя мрачноватыми сюжетами красочная история «Жарки», где показано, как хрупка наша природа. А вот лента «Мурекс» совсем не задержалась в памяти и не вспомнилась, даже когда прочитала краткую аннотацию к ней: «История о человеческой драме, любви и потере. Как часто человек не способен сберечь то, что дарит ему судьба. Как человеческие желания и неосторожность могут привести к утрате и гибели». Не совсем понятна задумка автора «Социально одобряемых положений тел в пространстве». Название многообещающее, а смысл свёлся к показу банальных телодвижений.
Ещё одна пара лент – «Осень» и «Каракули», схожи и по стилю, и по сюжету. Они о том, как молодые люди в усердных и монотонных поисках совершенства перестают видеть красоту вокруг, но всё-таки находят повод сделать свою жизнь и мир вокруг ярче. Из общего ряда чисто анимационных картин выделяются «Основы традиций» - музыкально-фольклорный этюд про духов леса, которые по традициям любят заигрывать с теми, кто хочет найти счастье в исполнении древних ритуалов. По образцу ленты «Хороший пёс» было бы интересно увидеть и другие истории прирученных человеком животных. Они были бы хорошим дополнительным развивающим пособием и для детей, и даже для взрослых.
Ну, и три фильма, которые мне понравились больше других, и хочется их пересмотреть ещё раз. Хотя по продолжительности они были, пожалуй, самыми короткими. «История Свинки» – это история про комплексы каждого из нас. Мы стараемся соответствовать какому-то общепринятому образцу, тогда как все на самом деле разные. И всегда найдётся СВОЙ человек! В случае со Свинкой-Копилкой таким оказался Заводной Заяц.
Свой человек нашёлся и для «Вишенки» - прекрасной невесты, которую выдают замуж за богатого, но противного старца. Но её положение меняется, когда к ней во время произношения тоста спускается красивый и молодой горный орёл! А лента «Кукуруза», завершавшая показ анимационных фестивальных фильмов, о поиске главного символа начала 60-х годов прошлого века. И это не кукуруза, пытавшаяся тогда покорить мир. Это начало эры освоения космоса, где наша страна стала первооткрывательницей. Хочется надеяться, что молодые кинематографисты обязательно найдут такие же значимые символы, трогающие души зрителей идеи, запоминающиеся темы для «Кино будущего».
…Что ж, мы попытались лишь частично осветить первую половину программы 44-го Международного студенческого фестиваля ВГИКа, представленной вчера в пензенском Арт-пространстве «Чёрный рояль». Продолжение следует…