Лет через двадцать после основания Рогожской старообрядческой общины, слободяне задумались о строительстве собственного храма.
Согласовали с московским начальством возведение «часовни». «Где б они могли отпевать умерших».
И в 1790 году приступили к строительству. Но не часовни, а большого храма. По проекту М.Ф. Казакова.
Конечно, трудно было утаить такую масштабную стройку. Митрополит Гавриил кляузу написал императрице. Мол, вместо часовни «начали строить церковь, превышающую пространством и огромностью Успенский собор: он длиной 17, а шириной 12 саженей, а их церковь длиной 25, шириной 15 саженей, — чтобы огромностью сего храма унижать первую в России церковь в мыслях простого народа, а особливо в преклонных к расколу усилить к ним уважение».
В конце 1792 г. началось расследование. В результате староверам пришлось пойти на уступки. Пришлось разобрать уже построенную алтарную часть. Вместо пяти задуманных глав оставили только одну.
В 1793 г. собор был окончательно достроен и освящен.
Несмотря на корректировку проекта, храм все равно стал самым большим в Москве. И оставался таким, пока через пол века Храм Христа Спасителя не построили. Ну и потом, пока его опять Лужков не восстановил.
Официально церковь все равно часовней считалась. В середине прошлого века историк Субботин писал «Рогожская часовня истинно поражает своею обширностью, красотою линий и общим великолепием».
В таком виде храм дошел до наших дней.
Сейчас сомнения появились В авторстве Казакова. Но слободян с толку не собьешь.
Вход в собор закрыт.
Не работает в будние дни днем.
Жаль. Как писал тот же Субботин, «На шести высоких колоннах покоятся далеко уходящие вверх стрельчатые красивые своды, сплошь покрытые превосходною старинною живописью в строгом греческом стиле; колонны четвероугольной формы покрыты снизу вызолоченными киотами, в которых поставлены дорогие старинные иконы. Большие окна, обильно освещая все широкое пространство часовни, сплошь покрытой священными изображениями, дают полную возможность видеть все ее великолепие».
А еще, внутри, как пишут, большая коллекция икон древнего письма и церковных облачений.
На двери таблички. Со строгими правилами.
Одни- для посетителей- не старообрядцев. Другие- для экскурсий. Если соберетесь, имейте ввиду.
- А что тут было в советское время? – поинтересуется читатель.
Храм закрывали. Как и другие храмы слободы. Но не при большевиках. При Николае I. Благодаря большевикам храм открыли. После революции 1905 года. «Распечатали алтари».
«Отворили дверь. Пахло сыростью, хотя было светло, так как окна не забивались. Сорок девять лет сделали свое дело. Кое-где упали иконы; на полу, покрытые пылью, валялись скелеты голубей и галок, прорвавшиеся сюда в разбитые стекла и пропавшие с голода. Стены заплесневели…Очень много попортилось икон…Особенно хорошо сохранилось большое Евангелие, по преданию, пожертвованное Екатериной II…».(В. А. Гиляровский).
А в советское время у рогожан были отняты и закрыты все храмы. Кроме Покровского.
Который остался главным кафедральным храмом старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси.
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь