Найти в Дзене
Сретенский монастырь

ПОЧЕМУ ВЫГОНЯЮТ БОГА?

Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице иеромонаха Спиридона (Дороша)

Бога в очередной раз выгнали. Кто? Христос, переправившись с учениками на другую сторону Галилейского моря, исцеляет одержимого человека. Он дает разрешение бесам войти в огромное стадо свиней, и те бросаются в море и тонут. Пастухи бегут в город и окрестные селения, рассказывают о чрезвычайной ситуации. Жители тех мест, испугавшись, выходят ко Христу и просят Его удалиться с их территории.

Почему?! Господь исцеляет одержимого, от которого страдали местные жители, делает им благо, а они Его выгоняют. Почему? Потому что их жизнь, их система мира не совпадала с Божией.

 Исцеление гадаринского бесноватого
Исцеление гадаринского бесноватого

Гадаринцы не обрадовались исцелению бесноватого и совсем не обрадовались потонувшим свиньям. Когда они узнали, что исцеление бесноватого было связано с убытками, тогда «начали просить Его, чтобы отошел от пределов их» (Мк. 5: 17). Жители Гадаринской страны жертвовать своим имуществом не хотели, при бесах им было привычнее, поэтому они выгоняют Христа. Потому что думали не о том, что Божие, но что человеческое (см.: Мф. 16: 22).

Как часто Господь сохраняет нас от наших неполезных желаний, и как часто мы негодуем о не сбывшихся до сих пор мечтах и неоправданных надеждах! А иногда, не выдержав скорби, можем и отправить Господа на другой берег.

Мы, как жители той страны, боимся доверить Богу свою жизнь. Боимся, что Он поведет нас не по-человечески, не по тому пути, по которому идут все, по которому ведет нас мир, не по тому пути, который мы себе наметили.

Мы просим Бога подвинуться и тогда, когда у нас есть свое мнение, свои взгляды на правила Церкви, на посты, на молитвы, на заповеди, на обязательность чего-либо. У нас свои правила, своя религия.

Свиньи могут быть и символом наших пока не осуществленных желаний или неполезных желаний, от которых Бог нас хранит. Господь в лице свиней избавляет нас от неполезных или несвоевременных желаний, мечтаний. Мы редко знаем, что нам полезно, а Бог знает, что́ нам реально полезно, и Он нас любит. Бог через Свой Промысл заботится о человеке, а человек думает, что может и сам о себе позаботиться.

Человек негодует и просит: «Господи, отойди от меня, Ты не даешь мне того, что я у Тебя прошу». Когда случается нестыковка нашей воли с волей Божией, многие из нас встают в позу, начинаем ставить Богу условия. Мы не принимаем волю Божию и отодвигаем Бога из нашей жизни.

Далеко не все человеческие желания можно сравнивать со свиньями, ведь и свиньи – Божии творения. Но для гадаринских жителей Господь посягает не просто и не только на свиней, но и на весь уклад жизни.

Многострадальный Иов. По сравнению с гадаринцами у него в разы больше права гневаться на Бога. Ведь у него не свиньи пропали, но пропало практически всё, и дети, и стада, и имущество, и сама жизнь его превратилась в смрадные лохмотья проказы. Но сколько его ни убеждали проклясть Бога и упокоиться, он не сдался и только благословлял Его: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). И Бог воздал Иову еще бо́льшим, чем у него было до этого.

 Иов на гноище
Иов на гноище

Слова Иова «да будет имя Господне благословенно!» мы поем на каждом всенощном бдении и на каждой литургии перед 33-м псалмом.

Иногда Бог воздает нам за утерянное еще здесь, а часто откладывает наше воздаяние на будущее, в Свое Царство. Поэтому никогда не надо унывать.

Вернемся к евангельскому сюжету. Христос отплывает из Гадаринских пределов, но все же не оставляет прогнавших Его. «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог» (Лк. 8: 38–39).

Господь уходит, но дает гадаринцам шанс и надежду на спасение, оставляет им свидетеля, свидетеля чуда, милости и любви Божией. Таким свидетелем живет в нас совесть. Она напоминает нам о чудесах и любви Божией, которые были ранее в нашей жизни и есть сейчас. Даже если мы отходим от Бога и ропщем на то, что будто Он нас не слышит, и начинаем сомневаться, есть ли Он вообще, совесть напоминает нам, сколько чудес и любви Господь давал нам и продолжает давать.

Эта евангельская история про гадаринцев – еще одно свидетельство, что Бог не идет против воли человека, не нарушает его свободу выбора. Если я не хочу видеть Бога, Он отходит.

Христос, часто гонимый, как-то сказал одному книжнику: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8: 20). Но таким местом, где Бог может не только приклонить главу, но и вселиться, есть сердце человеческое, сердце христианина. Редко мы Его туда пускаем.

Давайте потерпим, чаще будем открывать наши сердца Богу. Как и в молитве ко Причастию говорим: «Понеже хощеши Ты, яко Человеколюбец, жити во мне… да отверзу двери, яже Ты един создал еси…». Будем доверять, слушать, жить и ходить с Богом. Аминь.

Иеромонах Спиридон (Дорош)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм