Именно столько врачей сейчас не хватает в отечественном здравоохранении. Врачей, наполненных профессионализмом и состраданием к каждому из нас, готовых до гроба нести свой крест в бюджетной сфере и не спать ночами...
Узнаёте себя? Ведь мы все хотим, чтобы к нам относились так же хорошо, как мы относимся к окружающему миру. Пусть даже только в мыслях и на словах. Но это не важно - нам ведь читали в детстве сказку про доброго доктора Айболита, который, страдая горной болезнью, упорно бежал через перевалы и ледники к своим пациентам. Или же мы смотрели сериалы, где бодрые, улыбающиеся врачи в красивых костюмах и чистых халатах всю ночь спасают безнадёжных больных, вытаскивая их с того света. А потом вежливо и участливо разговаривают с родственниками пациента, проявляя чудеса тактичности и эмпатии
Каждый больной желает, чтобы его лечил отличный врач. Это желание настолько естественно, что не подлежит никакому сомнению. Тем не менее, реальность, данная нам в ощущениях, часто выступает в роли холодного душа на незамутнённое мировоззрение пациента и напрочь разбивает все представления о добре и зле. "Зарезали на операции". "Врачи-убийцы". "Дипломы куплены". "Им нужны только деньги". "Убежали от нас в частные клиники, где лечат только богатеньких". "Раньше такого не было" - вот наиболее затасканные и часто встречающиеся комментарии на просторах интернета в адрес эскулапов. Чёрствость, бюрократия, безразличие, формальный подход, очереди к дефицитным специалистам - это те самые триггеры, которые расставляют врача и больного по разные стороны баррикад
Работая как в операционной, так и в сфере экспертизы качества оказания медицинской помощи, неоднократно обращал внимание на причины, которые привели к возбуждению уголовных дел против врачей.
Как же появляются уголовные дела? Почему при одной и той же операции - некоторые больные умирают, а другие долго живут? Хотите открою Вам страшную тайну? Потому что медицина - это искусство. Как бы ни пытались втиснуть её в прокрустово ложе алгоритмов, стандартов, клинических рекомендаций и должностных инструкций. Нравится нам это или нет - но даже талантливый художник может написать как шедевр, так и весьма посредственную картину. У художника, который режет скальпелем сердце или живот, может быть в это время скверное настроение. Например, когда при его личных показателях летальности в 0.1% (если в среднем по стране в этой конкретной номинации 0.5%) на него заводят уголовное дело из-за единственного летального случая за год, когда он спасал крайне тяжёлого больного в условиях крайней необходимости и жесточайшего дефицита времени. А уголовное дело заводят только потому, что у прокурора без медобразования так захотела сегодня утром левая нога, и этот прокурор почему-то проигнорировал мнение врачебной комиссии. Зато прокурор обратил внимание на слова, написанные в жалобе. Написанные великолепным русским языком - " Доктор вбил цемент в весь целиком в позвоночник а потом агрессивно молчал". Орфография сохранена. Или вот случай из моей практики. Проводил я как-то массаж грудной клетки терминальному пациенту с целью улучшения дренирования мокроты, чтобы показать начинающей медсестре особенности этого массажа. Кстати - учебный процесс - это тоже наша работа. Массаж действительно был необходим - надежда, что очень тяжёлый больной выживет - никогда не покидает врача. Так вот родственница больного, которая находилась в это время в отделении реаниматологии, расценила этот массаж как "нанесение ударов в область позвоночника с целью нанесения вреда здоровью больного". И это одна из самых безобидных неинвазивных процедур, которые выполняют рутинно несколько раз в день, чтобы у пациента в лёгких не возникали ателектазы.
Многие не понимают, что операция, разнообразные инвазивные вмешательства - это уже риск. Нулевого риска не бывает. Как это так - например остановить сердце, разрезать его, а потом хотеть нулевого риска? Так не бывает! Это ведь сердце разрезают, а не линолеум. Нужно понимать, что спасение больного во время операции часто происходит в условиях крайней необходимости - то есть когда больной уже стоит одной ногой в могиле и когда нет абсолютно безопасного варианта (все варианты опасны и врач выбирает из двух-трёх зол наименьшее) потому что этот больной годами по своей воле шёл к своей болезни, потребляя конские дозы холестерина, табака, сахара и алкоголя, страдая при этом одышкой, ожирением и гиподинамией. Выполнение многих инвазивных процедур по определению несёт в себе потенциальный риск. Спасая - мы всегда рискуем. Если самолёт взлетел - никто не даст пассажирам 100% гарантии безопасности. Если хотите от врача нулевого риска - идите к инопланетянам или лечитесь лопухами. Но не требуйте от врачей невозможного.
Периоперативная летальность зависит от множества факторов. Но зачастую родственники умершего больного видят только одну причину - и обвиняют только хирурга или анестезиолога. Типа "зарезал" или "дал плохой наркоз". А ведь до операции всех предупреждали, что ожирение (130 кг), гепатит С, постинфарктный кардиосклероз и алкоголизм повышает риск летального исхода до 30-50%. Дилетант в глазах СК всегда прав, потому что дилетант эпохи капитализма является потребителем услуг, и только поэтому всегда прав. А медицина эпохи капитализма вдруг, благодаря стараниям чубайсо-гайдаров и прочих ходорковских, превратилась в услугу. Это всё равно, что штурм здания, с целью освобождения заложников, назвать услугой. Погибли 3 из 100 заложников? Значит услуга не соответствует требованиям безопасности и можно подавать на офицеров Альфы в суд. А то, что эти заложники исходно находились в состоянии, близкому к смерти - никого не волнует. Клиент парикмахера исходно ведь не стоит одной ногой на том свете. Но эта разница никого не волнует. Самое интересное, что СК и прокуратура вероятнее всего будут на стороне потребителя, то есть больного. Потому что люди из СК - это те же потенциальные пациенты и многие из них примеряют все эти страхи и весь этот юридический кафтан на себя. "А вдруг меня тоже когда-нибудь будут резать и спасать неправильно? В таком случае нужно максимально избавиться от плохих и средних врачей, оставив только высокопрофессиональных и талантливых специалистов".
Моё мнение - за халатность нужно наказывать! Потому что врачу доверена жизнь больного. Халатность недопустима! Но не следует путать халатность и врачебную ошибку - когда врач старался, но допустил добросовестное заблуждение. К сожалению, ошибаются все - космонавты и пожарники, полицейские и пилоты, инженеры атомных станций и офицеры Альфы, военные и политики. От этих ошибок происходят трагедии. Но во всех странах с развитой медициной за врачебную ошибку не привлекают к уголовной ответственности (страховые компании выплачивают штраф за летальный исход - миллионы долларов). У нас привлекают. Поэтому будущих хирургов, акушеров-гинекологов, анестезиологов становится всё меньше, а массажистов и психологов - всё больше. До пришествия в Россию дикого капитализма каждый третий студент 1-го курса мечтал стать хирургом. Сейчас таких "дураков" , которые выбирают "инвазивные" специальности, становится всё меньше и меньше
Имеет ли врач право на ошибку? На мой взгляд - не имеет! Но жизнь вносит в эту область свои коррективы. Свою жестокую реальность. Что мы получаем в остатке?
А получаем мы в государстве Российском весьма неутешительный итог. Попытка чиновников построить медицинский островок социализма в бушующем море дикого капитализма никогда не увенчается успехом. Типа - мы будем жить при капитализме, а вы, спасая нас от хворей, поживите пока что в совке. Мобильная молодежь, молодые врачи нового поколения умеют, в отличие от нас - бумеров - говорить чиновникам - "А не пойти ли вам, любителям халявы, лесом? Как вы с нами - так и мы с вами".
Если кто не понял - нехватка в районных больницах и поликлиниках даже весьма средних врачей (при современной политике - нам капитализм, а вам - совок) - гарантирована. Не говоря уже про опытных врачей профи, которых всё меньше в бюджетной сфере и всё больше в частных клиниках. Сказки воинствующего обывателя про "обязан" и "ты давал клятву Гиппократа" - в условиях дикого капитализма у молодых докторов давно уже вызывают лишь саркастическую усмешку. В условиях капитализма многие стараются заработать побольше денег. И о ужас - это начали позволять себе даже врачи. Как они смеют думать о деньгах, работая в такой гуманной области! Они же должны сгорать, светя другим! Все поголовно и без остатка! А иначе - ату их!
Вместе с тем воинствующий обыватель и не подозревает, что хорошо отлаженные материальные стимулы делают "капиталистические" медицинские центры США, Германии, Швеции, Израиля и т.п. - лучшими клиниками мира. Куда без страховки попасть не так просто, а то и невозможно. Отличного много не бывает, а дорогая страховка отсеивает неплатёжеспособных, ленивых маргиналов. Жестокий закон капитализма. Нет, эти маргиналы конечно получают базовую медпомощь, но на более низком уровне и чаще всего, когда болезнь уже запущена. Недаром многие из них покупают антибиотики в магазине для животных и занимаются самолечением. Поэтому высокотехнологичную медицинскую помощь получают только те пациенты, которые много работают.
Что же делать пациентам из провинции со средним и низким доходом? Из провинции, где докторов от Бога, способных жить на маленькие зарплаты в условиях хронического стресса, пахать за идею в режиме 24/7 - остаётся всё меньше и меньше (странно - не правда ли?).
Ответ - вероятно лечиться у мигрантов - джамшутов, которые ринулись в российскую глубинку вместе со своими аулами. Ну или более оптимистичный вариант - лечиться у молодых начинающих талантливых русских врачей, которые как только наберут опыта и "набьют руку", неизбежно уедут в крупные центры и платные клиники, где к ним будут выстраиваться очереди из платёжеспособных граждан, желающих лечиться у отличных врачей.
Либо третий вариант - переезжать в крупные города, где уровень медицинской помощи намного выше.
Ответ на вопрос, который в заголовке, будет звучать так - "Они уже есть - эти добрые современные самаритяне. Они среди нас. Но они тоже хотят кушать, давать хорошее образование своим детям и представлять средний класс России". Поэтому вы не увидите их в захолустных больничках сарайного типа, управляемых местечковыми вороватыми хозяйчиками, которые, к слову, ездят лечиться в крупные медицинские центры
Берегите себя! Не попадайте к нам в реанимацию и на операционный стол!