Однажды на просторах Интернета я наткнулась на пост, где основной идеей была следующая: все люди, содержащие экзотических животных, «понторезы», ну или можно еще назвать «выпендрежники». Пост был в группе про рептилий, т.е. в месте сбора основных понторезов, в том числе меня. Я тогда сначала сильно оскорбилась, а потом призадумалась.
Если кто-то со мной плохо знаком, то расскажу вкратце о себе. В детстве у меня была кошка Маркиза. Ее мама завела, когда мне было 5 лет. Потом я жила с пятью кошками, которых завела не я, эти животные жили в семье бывшего мужа. Кошку Шуру я завела сама и осознанно, когда мы стали жить отдельно от свекров. Через некоторое время бывший муж завел еще котика Тошу. После развода кошек поделили, Шура стала жить со мной. Еще до развода я впервые увидела и взяла на руки змею. Змея произвела на меня неизгладимое впечатление, но информации было мало, я боялась их заводить. И вот, наконец, я живу одна (вернее с двухлетней дочерью, но взрослая только я), и я решаюсь на рептилию. Сначала я завела трех эублефаров: Клёпу, Няшу и Кузика. Затем змею Ахмета. Ахмет прожил с нами не долго (смерть от отравления некачественным кормом). Еще через несколько лет я завела сову Шавý. Потом умер Кузик, затем Няша. Совсем недавно умерла Шура. После смерти Шуры я завела кота Шашлыка и кошку Шпроту. На данный момент у меня двое кошаков (им обоим меньше года), 11-летняя ящерка и 7-летняя сова.
КОШКИ
Из всех классических питомцев я люблю только кошек. Причем кошек я люблю абсолютно всех без исключения безусловной любовью. Мне кажется, что дом без кошки – это какой-то неправильный дом, он кажется мне пустым и неуютным. Я никогда не жила без кошки долго. Маркиза была той самой первой кошкой, с которой все и началось в мои 5 лет. Я коллекционировала календарики, статуэтки, на стенах висели плакаты. Короче, была я классической кошатницей с перспективой одинокой старости в компании с 40 кошками.
Маркиза прожила 17 лет и умерла тогда, когда я уже жила в семье бывшего мужа с его кошаками (кошка и четыре кота). Смерть моей первой кошки была для меня трагедией. Когда мы с бывшим мужем стали жить отдельно от его родителей, я завела Шуру. Это было примерно через месяц после переезда. Шура была уникальной кошкой. Я подобрала ее у платформы Бернгардовка, когда ехала с дачи на работу. Это был котеночек 2-3 месяцев без половины хвоста, больной (сопли, гноились глазки). Но когда я ее позвала, она подошла ко мне и замурлыкала на руках. Я не смогла оставить ее на платформе. В этой кошке было море любви и доверия. Она совершенно не испугалась того, что мы с ней сели в подошедший поезд и уехали оттуда, где она жила. Она спокойно проспала у меня на работе, потом мы поехали на дачу. Никакого страха, беспокойства или недовольства кошка не выказала. Ночью спала рядом со мной, переползая ко мне, если я ее отодвигала. Мы ее вылечили от чумки, позже обнаружили, что она глухая. Сомнений в том, что кошка меня любит, никогда не было, она всеми доступными способами это показывала: приходила, когда ее звали (жестами), с радостью сидела на ручках, мурлыкала, спала в обнимку с нами в кровати.
Шура прожила 18 лет, ее смерть так же стала огромной трагедией для нас с Томой. Где-то месяц мы жили без кошек (при этом в доме жили сова и ящерица), и Тома уговорила меня завести еще кошатинку. Так как Шуру заводила я, право завести следующую кошку я предоставила Томе. Она решила тоже подобрать животное с улицы. Еще она хотела завести именно котенка, т.к. Шуру она знала уже взрослой (когда Тома родилась, Шуре было 6 лет), и еще она решила, что теперь это должен быть котик. Тома сама нашла людей, занимающихся пристройством бездомных котят, выбрала Шашлыка (имя мы придумали).
Шашлык оказался совсем не таким, как Шура. Он мурчащий, но практически не сидит на руках. В детстве он был готов играть 99% времени бодрствования, царапая и кусая нас, особенно Тому. Он не приходит, когда его зовешь, раньше можно было приманить игрой, сейчас - едой. Как-то мы не так себе представляли домашнего котика. И когда Шашлык уже жил у нас полгода, Тома увидела на улице маленькую кошечку с больным глазиком. Она пришла домой, плакала, рассказывая о ней, просила разрешить взять кошечку себе. Я разрешила, думая, что вряд ли у Томы получится изловить дикую кошенцию. Однако, у Томы получилось. Кошечке решили дать имя, которое бы согласовывалось с именем котика, а также не противоречило бы ее происхождению. Я придумала, а Тома согласилась назвать кошечку Шпротой.
Сначала Шашлык был в полном ужасе: фуфырил шерсть, шипел, вырывался из рук, убегал, кусал и царапал нас. Шпрота просто шипела на незнакомого кота, но была спокойна. Потом Шашлык в нее влюбился, и стал вести себя как влюбленный мужчина, Шпрота признаки влюбленности не проявляла, не доросла еще. Сейчас у них полное взаимопонимание, они спят вместе, лижут друг друга, я их называю ОПГ, т.к. хулиганят тоже вдвоем. Шпрота любит ручки, очень ласковая и контактная. Наконец-то в доме наступила гармония.
ЯЩЕРИЦЫ
Ящериц я завела потому, что очень хотела рептилию, но змей заводить еще боялась. Все же змеи более необычные животные, а ящериц я посчитала некоторым промежуточным звеном на пути к змеям. Сразу скажу, что я жила в консервативной семье. От моей мамы часто можно было услышать такие фразы: «нормальный человек такое не наденет», «нормальный человек так себя не ведет», «нормальный человек такое не купит». Глашатаем, или даже прожектором, нормальности, конечно, была моя мама. При возникновении сомнений в том, является ли что-то нормальным, можно было всегда спросить мою маму. Она точно могла определить, что нормально, а что – нет. Вот, например, кошек заводят нормальные люди, а крокодилов – ненормальные. Пока живешь в родительском доме, приходится соблюдать установленные там правила. Но оказавшись единственной хозяйкой своего собственного дома, я взбунтовалась и поставила под сомнение мамины критерии нормальности. Томе было 2 года, когда я, посоветовавшись с ней, подарила нам всем на Новый год трех эублефаров. Причиной покупки именно этого вида была простота их содержания и няшность их внешнего вида. Поскольку я не хотела иметь дело с разведением, а вид компанейский, было принято решение купить двух самочек. При покупке Тома настояла на третьей самочке, я приняла ее мнение, и домой мы поехали с тремя эублефарами. Их назвали Клёпа, Няша и Буся.
Забыла сказать, что покупке ящериц предшествовала длительная подготовка. Я купила террариум, светильник, 2 лампы (обычную и УФ), термометр, гигрометр, таймер включения светильника, термоковрик, укрытие, камни, поилку/купалку, пленку для гидроизоляции, растения, корягу, витамины, комовых сверчков. Сама решила сделать оформление: пещерки, вазы для растений. Ушло на это много времени, а денег – заметно больше, чем на самих животных. Впоследствии живые растения в террариуме были заменены на искусственные, так оказалось практичнее. Не буду описывать длительный процесс лепки из монтажной пены фона и пещерок, мест для горшков и кашпо, покраски этого всего и обсыпание песком, обработки коряги и вписывание ее в пространство террариума. Все это было очень увлекательно. Ящерки оказались милыми, две из них (Клёпа и Няша) очень контактными, а вот Буся – наоборот. Буся кусалась, на руках находиться не любила. Ближе к весне, когда ящерки уже стали вполне взрослыми, я обнаружила у Буси половые признаки самца. Пока ящерки мелкие, сложно точно определить их пол, даже сам продавец в магазине посчитал их троих за самок. У взрослых эублефаров, самцы имеют небольшие шипики рядом с клоакой, там же имеется складочка, где находятся пацанские причиндалы, которые они достают оттуда только в момент спаривания. Что ж, Буся была переименована в Кузю. Далее началось невероятное по эмоциям разведение эублефаров, со своими радостями и печалями.
Сначала был сделан самодельный инкубатор, затем куплен промышленный. Был куплен специальный грунт, куда ящерки откладывали свои яйца, контейнер для молодняка. Мы испытывали радость от вылупления новой ящерки, грусть, когда ящерка умирала (было 2 случая), разочарование, когда понимали, что отложенный яйца – неоплодотворенные, беспокойство, когда уезжали и оставляли яйца в инкубаторе, переживания, связанные с поиском покупателей для молодняка.
У меня вылупился один ящеренок с синдромом энигмы. При том, что синдром был ярко выражен, до этого я только читала про это, сама не сталкивалась. Есть такое выражение «энигмы – дауны среди эублефаров», опустим нетолерантность этого высказывания, т.к. оно отражает проблемы с животным довольно точно. Ящеренок не охотился сам, не мог питаться пойманным животным, пищевой интерес полностью отсутствовал. Раз в 2 дня я насильно открывала ему рот и пихала туда небольшого сверчка. Допихав до горла, включался глотательный рефлекс и таким образом ящеренок ел. Он почти не рос, и в 2 месяца был размером с только что вылупившегося здорового ящеренка. На хвостике был небольшой излом с рождения. А еще он мог принимать позы, не свойственные его виду, и долго в них находиться. Например, лежал на спине. Продавать такое животное было бы мошенничеством, и я стала возиться с ним сама. По итогу ящеренок умер, утонул в поилке. Ну это можно сравнить с тем, как если бы взрослый человек утонул бы в ванне с водой. Если бы он просто поднял голову повыше, то не утонул бы. Мне было грустно. Разведение ящериц было очень интересным опытом, которому я очень рада.
Сейчас Кузик и Няша уже умерли. Осталась только Клёпа. У нее самый лучший характер из всех моих ящериц. Она с удовольствием сидит на ручках, ни разу не укусила человека, любит лизать наши пальцы, не убегает. И если кто-то мне скажет, что рептилии тупые, что им пофиг на хозяина или что они все одинаковые, я скажу, что он сам тупой и ничерта не понимает.
ЗМЕЯ
Еще одно животное, которое я обожаю так же сильно, как кошек, и абсолютно всех без исключения – это змея. Они невероятно красивы, приятны на ощупь, загадочны. Они овеяны ореолом таинственности. Они изящны и грациозны. А тот факт, что они могут передвигаться без ног, делает их интересными и уникальными. На мой взгляд, этого достаточно, чтобы змеи были самыми популярными и любимыми домашними питомцами. Однако, как ни странно для меня, многие боятся змей, в лучшем случае считают их противными. Я нахожу это очень странным. Как уже говорила, моя любовь к змеям началась с того, что однажды я сфотографировалась со змеей. Дальше был довольно долгий процесс изучения информации о содержании змей, общение с заводчиками на выставках и в зоомагазинах, подписки на тематические группы в соцсетях. По прошествии четырех лет я решила завести змею. Мне нравятся разные виды змей (точнее сказать, все), но из всего разнообразия я решила завести сначала Нигриту (чёрная мексиканская королевская змея). Это не ядовитый вид. Конечно, в основном из-за ее красоты. Мне достался самец, решила назвать его Ахмет, т.к. это мое любимое мужское мусульманское имя. Ахмет оказался контактным, добрым и милым змеем. Он с радостью сидел на ручках, ни разу никого не укусил. Содержание змеи практически не доставляло хлопот. Опыт с террариумными животными у меня уже был. Покупка живого корма также была привычна.
Однажды Ахмет сбежал из террариума. Поскольку он был довольно молод и тощ, производители террариума, сделавшие несколько отверстий для проводов в крыше, на такого змея явно не рассчитывали. Что было… Я перетряхнула всю одежду и обувь. Отодвинула всю мебель, которую было возможно. Просветила все щели и дырочки фонариком. Много читала о способах поиска сбежавших змей. И если бы я его не нашла через 2 дня, то посыпала бы на ночь весь пол мукой, чтобы утром по следам на муке искать возможные места отсидки. Пришлось бы оставлять на видном месте свежеубитых мышей, в надежде, что змей приползет на запах. Однако, всего этого не потребовалось. Змей через пару дней был обнаружен торчащим из-под двери в мою комнату, куда он заполз по какой-то змеиной надобности. Естественно, все эти дни дверью активно пользовались. В общем, если не думать об этих не очень простых моментах содержания, остальное было вполне легко, по сравнению даже с кошками. Уборка, кормление не требуют много времени. Места нужно не много, затраты на террариум только в начале, внимание можно уделять при наличии свободного времени. Отъезд на пару недель в отпуск не требует дополнительных согласований. Стандартно кормить змею нужно 1 раз в неделю, но и 2 недели без еды змеюшка спокойно переживет. В общем, из всех животных, которые у меня были, считаю змей наиболее простыми и приятными в содержании.
Однако, Ахмет умер в довольно молодом возрасте. Причина – отравление некачественным кормом, что привело к срыгиванию, и далее – к смерти. Данный вид имеет очень слабый ЖКТ, и срыгивание очень часто влечет за собой смерть. По поводу некачественного корма читала позже в тематических группах, не только мой Ахмет пострадал от кормов, реализуемых в этом месте (конкретно, на «птичке», Санкт-Петербург). Обещаю себе, что когда Тома вырастет, и я буду жить одна, обязательно заведу себе еще змею, или, может быть, даже нескольких змей.
СОВА
Интернет гласил: совы – новые котики. Они ничуть не менее милые, чем котики, но гораздо менее популярны. И я захотела сову. Покупке совы также предшествовало долгое общение с заводчиками и членство в тематических группах. Из всего этого я сделала вывод, что, не смотря на все сложности, дорогу осилит идущий. Если сравнивать с кошками и рептилиями, содержание совы обходится значительно дешевле, если не считать, что она одна занимает целый балкон, площадью 9 кв.м. Еда для совы стоит крайне дешево: 500 рублей на 2 месяца, при том, что ее доставляют до квартиры. Однако, подготовительные моменты и уборка довольно трудозатратны, поэтому я не рекомендую сов к содержанию. Сначала я получила разрешение от Горветстанции на ввоз совы (сова покупалась в другом регионе). Для этого нужно было предоставить им доказательства наличия необходимых условий для содержания (присады, домик), рассказать, где я намерена покупать корм. Кажется, еще я предоставляла документы о праве собственности на недвижимость, в которой должна была обитать сова. Просто принести из леса сову нельзя. Изъятие сов из природы называется браконьерством и карается штрафом в соответствии с законодательством РФ. Стоила моя сова 15000 руб. плюс доставка из Ярославской области. И вот у меня живет дикая хищная псыса, вид - сипуха. Питается замороженными суточными цыплятами или взрослыми мышами (тоже замороженными). Сове дали имя Шавá. Я придумала.
Мне кажется, что у сов должны быть какие-то дурацкие имена, соответствующие их немного придурковатому внешнему виду и повадкам. Шава ненавидит меня меньше других людей, пользуется незаслуженной симпатией моих коллег и друзей. Я очень люблю сову за ее красоту и характер. Я очень люблю себя, имеющую сову, за свободу делать то, что хочу, даже если это кажется кому-то ненормальным. Мое послание миру о том, что можно быть неординарным, жить вне стереотипов и навязанных кем-то норм. Есть мнение, что я до сих пор доказываю своей маме, что границы нормальности условны и существуют лишь в голове, и что не нужно бояться показаться кому-то странным или даже психом, если на кону стоит исполнение мечты. Так же я считаю, что тем самым спасаю себя и дочь от скучной жизни.
Резюме…..
Мои животные – это место моей силы, способ моей самореализации. Каждое мое животное – это частичка меня (моей внешности или моего характера). В будущем я бы хотела завести еще нескольких животных, которые бы дополнили мою сущность. Это крылан, крокодил, белка-летяга, еще несколько видов змей (королевского питона, кобру с удаленными ядовитыми железами, капского напильника), игуану, паука-птицееда. Еще в будущем хочу аквариумы со скатами, с аксолотлями, с медузами и с голожаберными моллюсками. Из птиц хочу только сов (ушастую сову, филина, полярную сову, бородатую неясыть, серую неясыть).
Я не веду никаких каналов про животных, в моих соцсетях нет незнакомых людей, я вообще не социально-активная персона. Многие мои знакомые даже не знают о моих домашних животных. Однако, когда узнают, то очень удивляются. За всей моей внешней нормальностью начинают видеть мою легкую долбанутость и поехавшесть. Да, я такая.
Ksyusha.Darsavelidze