Годы службы весна 1990 - 1992
Всем здравствуйте! Прочитал недавно статью про дисбат который находился в Мулино Нижегородской области. Сразу вспомнил двух своих знакомых, которые прошли дизель именно в Мулино. Попробую написать про одного из них, но надеюсь вы поймёте, что здесь можно писать только мягко, без подробностей. Решил попробовать, если не получится - удалю статью.
Познакомились мы с Олегом ( имя изменил) в Наро-Фоминске, когда проходили вместе курс молодого бойца. Нас помню было много в карантине, все лысые, поэтому я его не очень там запомнил, если честно.
Итак, начало этой истории, 1991 год, Москва, конец лета. Из штаба возвращается наш командир роты и я узнаю, что завтра прибудет в нашу роту солдат. Но не просто солдат, а привезут его из тюрьмы. Будет он служить у нас до суда военного трибунала. Что с ним будет дальше неизвестно, как суд решит. Нужно будет его на довольствие поставить. И напомню, служил я каптерщиком, поэтому я владел информацией о том, что происходит в роте.
Наступил этот следующий день, вижу привезли солдата и сразу в концелярию к командиру роты и замполиту для беседы. Слышу и меня зовут, чтобы выделил все что положено по форме, где спать, постельное белье ... Понимаете надеюсь!
Подхожу я к нему знакомиться, а он мне первым протягивает руку и говорит:
- Здравствуй Лёха
Я удивился сначала, он мне и рассказал как мы вместе в Наро-Фоминске начинали службу и он внешне сильно изменился, похудел так конкретно. Что в общем-то и не удивительно. Рассказал он мне свою историю, как из Наро-Фоминска его перевели в часть где было мало братьев по крови, люлей получал каждый день и решил он, зачем ему нужна такая служба. Начал бегать... В конце концов командиру его части это надоело, завели уголовное дело. Служить не хочет и вот тюрьма. Сидел он кстати с настоящими зэками которые отбывали наказание не один раз. Рассказал в камере, что он солдат и служить не хочет. Его поддержали за это решение. Сидел в тюрьме один год. В те годы долго дела велись. За этот год он многому научился от "блатных" , как жить дальше ему подсказали. И интересный случай он рассказал, когда менты приходили в камеру "шмон" устраивать, всем же доставалось. Вот и Олегу прилетело. За него сразу зэки заступились, типо солдата трогать нельзя. И менты его больше никогда не трогали. Это все с его слов.
А через год дело в суд, его к нам в роту до трибунала. Он мне рассказывает, а сам четки крутит. Знаете так профессионально, за год научился ...
Общался я с ним каждый день до суда. Видел как он волновался. Потому что тюрьма - это одно, а дисбат - это совершенно другое.
В день икс приехал конвой, повезли пацана на оглашение приговора. Дисбат два года. После приговора назад в нашу часть. Оказалось, что его нужно отвезти в место отбывания наказания самим. Я помню удивился очень.
Мулино, Горьковская область, 1991 год. Капитан, зам командира роты и солдат нашей роты повезли Олега отбывать наказание. Прибыли на место, документы отдали, все как положено.
Командир "дизеля" после прочтения всех документов сказал нашему капитану, чтобы через месяц приезжали забирать Олега. Написал конкретную дату когда приехать за солдатом. Капитан наш удивился, типо приговор два года, как я через месяц приеду? Ему и сказали, что в Мулино все отбывают наказание только пол срока. Тогда это было так. Год Олег отсидел в тюрьме, месяц отбудет в дисбате и всё! Приедете и заберёте. Служить дальше будет в вашей части.
Всё это я лично слышал от нашего капитана. Капитан был мой земляк из Липецка. Поэтому мы не плохо общались. Но не долго, перевели капитана в другую часть, на повышение, как я слышал, но это было потом...
Пролетел этот месяц, привезли Олега назад в роту. Высокий парень, худой, лицо серое, за бока держится. Смотреть на него страшно было. Мы его в санчасть уговорили лечь. Оказалось несколько рёбер сломано. И это за месяц! Как он сказал, вместо резиновых дубинок там носят металлические прутья, арматура...
Осень 1991 года. Поправил Олег свое здоровье, в больнице отдохнул, как он говорил. И вот представьте, парню 19 лет и он уже ничего не боится в этой жизни, потому что многое он видел своими глазами.
Помню сидим в канцелярии, Олег разговаривает с замполитом роты. Был у нас тогда молодой лейтенант. Дерзкий до нельзя... Лейтенант ему объясняет с ухмылкой, что служить то тебе ещё год, сколько сидел - столько и дослуживать. На что Олег ему так же дерзко отвечал, что читать нужно бумагу об освобождении внимательно, там черным по белому написано, что не дослуживать. На дембель со своим призывом. И Олег ему на память цитирует номер приказа от такого-то числа и года. Лейтенант щеки надул, сидит читает эту справку и говорит, типо я ее сейчас порву и будешь дослуживать. Оказалось, что когда пацанам после отбытия наказания вручали эти документы , их всех предупредили , чтобы наизусть выучили номер этих документов, потому что были прецеденты когда такие вот замполиты рвали их и заставляли ещё служить. Им даже сказали куда сразу жаловаться...
Помню лицо замполита, красное, недовольное...
Поехали дальше. Олег не работал, да и кому он нужен, если честно. Весной 92 на дембель. Привлекали его иногда для какой-нибудь помощи и старались не трогать. Все понимали, что парень хлебанул полной ложкой в этой жизни.
Сам он любил сходить прогуляться по Москве. Куда прогуляться, по дворам, к пивнушке сходить, мужики его бывало угощали. Ну и как водится, где гулянка там и многое может случиться. Ушел помню и вернулся через три дня. Ну поругали его командиры, а дальше что? Ничего. И вот однажды он снова ушёл...
Приходило в часть письмо, арестован. Совершил какое-то серьезное преступление.
Я на дембель ушел весной 1992 года. Летом, на день города встретил земляка с кем служил, был он младше меня призывом, в отпуске отдыхал. Он мне и сообщил, что Олега "закрыли". На память точно не помню, но уже не дисбат, а пять лет какого-то режима!
Вот так и закончилась служба у солдата, увы! Дальнейшую судьбу его не знаю.
Всем дочитавшим здоровья и удачи пожелаю!