Найти в Дзене
Дедушкин сундук

Летний отдых семьи Бенуа. Камаре-сюр-Мер

История семьи Бенуа за границей исследована крайне мало. А тем более их досуг в 1920х-1930х гг. В воспоминаниях Н.А. Бенуа и А.Н. Бенуа об этих поездках почти ничего не сказано, сохранились лишь этюды и картины видов Бретани, да семейная переписка, позволяющая восстановить хронологию поездок. Сегодня поговорим о летней поездке 1925 г. в Бретань.
В начале июля 1925 г. Николай Александрович Бенуа вместе с женой, Марией Николаевной Павловой-Бенуа или Марочкой, уехали на морское побережье в Крозон, где сразу оценили живописность побережья и колорит близлежащих деревенек. Поначалу погода была совсем не летней - лил дождь, было ветрено и холодно. Но это не помешало Николаю Александровичу творить и каждый день выходить на этюды, правда иногда приходилось ограничиваться снимками, потому что ветер буквально вырывал из рук художника палитру и бумагу. Сначала они разместились в бухте Morgat`а, о чем в первом же письме сообщили родным: "Устроились теперь у одной почтеннейшей бретонки в новеньк

История семьи Бенуа за границей исследована крайне мало. А тем более их досуг в 1920х-1930х гг. В воспоминаниях Н.А. Бенуа и А.Н. Бенуа об этих поездках почти ничего не сказано, сохранились лишь этюды и картины видов Бретани, да семейная переписка, позволяющая восстановить хронологию поездок. Сегодня поговорим о летней поездке 1925 г. в Бретань.


В начале июля 1925 г. Николай Александрович Бенуа вместе с женой, Марией Николаевной Павловой-Бенуа или Марочкой, уехали на морское побережье в
Крозон, где сразу оценили живописность побережья и колорит близлежащих деревенек. Поначалу погода была совсем не летней - лил дождь, было ветрено и холодно. Но это не помешало Николаю Александровичу творить и каждый день выходить на этюды, правда иногда приходилось ограничиваться снимками, потому что ветер буквально вырывал из рук художника палитру и бумагу.

Сначала они разместились в бухте Morgat`а, о чем в первом же письме сообщили родным:

"Устроились теперь у одной почтеннейшей бретонки в новеньком домике, сняв 1 комнатку за 250 фр. в месяц с ее услугами (при этом она дает белье и посуду). Но прежде чем мы так удачно устроились, мы провели целый день в отеле, что стоило 78 фр.!".


Прожили они в этом месте чуть меньше двух недель. Желая найти уединение и насладиться природой, Бенуа нашли этот район слишком оживленным и перебрались поглубже к океану. Погода установилась теплее и уже с середины июля Николай Бенуа раз в три дня пишет родным, приглашая разделить с ними летний отдых:

"Сняли домик из 4 больших комнат и кухни на 1 месяц за 800 фр., что составит на каждого из нас по 265 фр. с водой, электричеством и приличным ватером в божественной местности - Камаре. Домик новый, чистенький. Мы уже внесли аванс, и месяц будет считаться с будущего вторника, в который Вы все пятеро и должны обязательно приехать, en plantant la vos affaires! ".

Николай Александрович хотел провести лето вместе с семьей, как когда-то в детстве и ждал всех с нетерпением, но Александра  Николаевича в Париже задерживали дела, а сестра Анна Александровна Черкесова не ехала из-за болезни сына. Однако, Николай Александрович не терял надежды на их скорое прибытие и писал списки, что ему еще нужно привезти: быстро заканчивались картоны, масло, лак. Он пытался увлечь родных описанием изумительных пляжей с острыми скалами, чудесными деревушками, где можно найти яркие сюжеты. Однако сам выходить на пленэры в людном месте он не решался, ожидая отца, который мог бы направить его в работе и составил бы сыну компанию.

Родные наконец собрались приехать в начале августа. Николай Александрович забронировал всем места в автобусе прямо от станции Quimper до Camaret и сам должен был их встретить. Дальше письменное повествование уступает место этюдному. В акварелях Александра Николаевича запечатлена вся семья, Николай Бенуа рисовал племянника и родителей, оба художника с удовольствием ходили на пленэры и писали прекрасные виды с натуры.

Последняя зарисовка деревушки близ Camaret, сделанная Александром Николаевичем, датируется 31 августа. Вероятно потом нужно было возвращаться к работе, готовиться к новому театральному сезону и окунаться вновь в суматошную жизнь Парижа. Семейная переписка возобновится в сентябре, но уже будет крутиться вокруг бытовых и рабочих вопросов, а не теплого морского побережья и прекрасных скал.

Вернутся ли они сюда на следующий год, или найдут новое местечко для отдыха? Напишу в следующей части.

А пока вы можете отправиться на "Каникулы с Александром Бенуа" и полюбоваться живописными уголками Франции, запечатленными Александром Николаевичем Бенуа в более поздние годы.

© Светлана Мунжукова

#Бенуа #АРХИВНЫЕ ЗАМЕТКИ #ИСТОЧНИК