Удалось на днях поговорить с толком, расстановкой и алкоголем с участником боевых действий. Естественно, никакие военные секреты рассказывать не буду, ну кроме того, что там, правда, страшно во всех смыслах этого слова.
Но вопрос про отношении к религии я задал. Причём задал вполне по адресу - мой собеседник верующий православный христианин.
И его ответы оказались более, чем неоднозначными. Причём для меня, как для атеиста в первую очередь.
Начнём с того, что порадует всех верующих на моём канале - мой собеседник оказался согласен с поговоркой, что в окопах атеистов нет. Это меня поразило, потому я честно стал расспрашивать дальше.
Что оказалось.
На войне люди постоянно сталкиваются с опасностями и трудно объяснимыми событиями. Ситуация, когда смерть прошла совсем рядом, но ты остался жив.
Ситуация, когда половину твоего воинского соединения убили, а конкретной твоё подразделение обошлось даже без ранений.
Банально - когда ты и твои товарищи, за которых молится твоя мама, остаются целыми не смотря ни на что.
И объяснять это всё случайностью... На самом деле, очень сложно. Причём чисто психологически - такое объяснение не снимает тревожность. Если тебя не убили по обычному везению, то завтра его может не быть. И ты никак это не контролируешь.
Зато если ты ощущаешь за собой некоторую Силу, которая тебя защищает - так намного спокойнее. И эту силу многие военные ощущают. Те, кто и так веровал, достаточно часто, начинают верить ещё сильнее.
Потому, что так проще, приятнее, спокойнее. А в условиях постоянного стресса - это важно. Кстати, практически во всех профессиях, где присутствует риск, особенно риск жизни, очень много суеверных людей и даже специальных ритуалов.
И естественно, всегда есть те, кто не поддаётся этому искушению. Во многом, кстати, уверен, что завязано на общих для того или иного подразделения, идеях. Если значительную часть его составляют атеисты - так и остаётся всё на уровне простых суеверий. Если большинство верующие - то растут и множатся их религиозные чувства.
Но вот ещё один вопрос, который я задал в конце, коренным образом меняет ситуацию. Причём в такую сторону, которая верующим не понравится.
А спросил я следующее - уверен ли он, что Сила поддержку которой он ощущает и есть тот самый христианский Бог. Ну тот который призывал не сопротивляться насилию и сам мученически погиб отказавшись себя защищать.
И здесь ответы моего собеседника были достаточно беспомощными. Ну честно - не силён человек в Библии. Собственно для многих это настоящий фундамент их веры - не разбираться всерьёз в том, во что ты веришь.
По сути его ответы сводились к двум простым смыслам:
1. Про "душу положенную за други своя". На что я прямо там заметил, что речь там шла именно о своей, а не о чужой душе. Убивать за своих Иисус не призывал.
Но тут даже не в том дело - а в том, что на другой стороне же делают ровно то же самое. Тогда почему Бог именно на его стороне?
2. Про противника. А конкретно, что там совсем зверьё. Не буду цитировать, но судя по рассказу, там на самом деле зверьё. Без дураков. Вот только...
Очень странно с библейской, а точнее с евангельской точки зрения выбирать ту сторону военного конфликта, которая творит меньше бессмысленной жестокости. Убивают-то они все.
И оказывается очень забавно. В окопах - действительно верят. Вот только верят не в того бога. Не в того, который про Любовь.
Верят в некий аватар вполне языческого "Бога Войны". Который от пули прикроет, задачу выполнить поможет, противнику подножку поставит. Который будет тебя защищать потому, что ты свой.
И которому твоё выживание и твоя победа - важны.
Простите, это не христианский Бог. И даже не исламский, хотя у них с этим проще.
Если моему собеседнику всерьёз объяснить догматику его веры. Дать в руки Писание. Показать, что:
а) Никакая сторона конфликта не является для этого бога своей - они с противником и этнически, и религиозно, и культурно крайне похожи. И делают то, что религия делать запрещает крайне строго.
б) Для этого бога его выживание и выживание его товарищей не является ценностью - потому, что этот мир просто падший, а всё лучшее там, в вечности.
И что тот самый евангельский бог либо не участвовал бы в конфликте - равно отвернувшись от всех проливающих кровь. Либо стоял бы на обеих сторонах, заинтересованный прежде всего в спасении душ, а не жизней.
То, боюсь, энтузиазма такая религия у военного человека не вызвала бы. Особенно на войне.
Но за неимением нормального бога войны. Вполне языческого, родного, который и отвечает психологическим запросам солдат - приходится брать то, что есть.
И собственно этот многослойный подлог - и есть один из способов выживания монотеистических религий.
Поскольку, давайте честно. У солдат - свой бог и свои запросы к нему.
У политиков - свой бог.
У бизнесменов - свой бог.
У обывателей - свой бог. Причём разный у мужчин и женщин.
И к одному знаменателю это не сводится. Только к одним именам. Это и создаёт ощущение единого учения, которое можно класть в основу общества.
Но на деле - такого учения просто не существует.
P.S. То, что не могу сказать здесь, я говорю на ТГ-канале НЕдуховный наставник.
Мои статьи на ту же тему:
Я твой Бог! Сеанс проповеди с разоблачением.
За что умирать атеисту? О причинах самопожертвования и связи его с верой.
Как называется власть религии. О неверном понимании всем знакомых слов и его последствиях.