Найти в Дзене
The Music That Rocks

The Beatles, Deep Purple, Bon Jovi, Bush

N лет спустя или Ретро-фонотека: выпуск десятый Описание сути Ретро-фонотеки читайте здесь /// Слушая знаковые альбомы ушедших времён, мы чаще вспоминаем эти работы с теплотой и удовольствием. Но нет ли среди этих чувств другое? Вернее, не мелькает ли мысль - а что если бы во время записи случилось вот это или вот то? Так каждый из нас, думаем, не прочь был бы вернуться в прошлое, чтобы его подкорректировать... /// /// ||| Автор: Тимур Лукиянчук ||| Только пятью месяцами ранее группа выпустила жизнерадостный A Hard Day’s Night. Надо полагать, последовавший за ним Beatles for Sale вызвал в своё время немало удивлённых взглядов. Сложно сказать, что именно привело к таким изменениям. Может быть это скопившаяся усталость от непрерывного и однообразного цикла, состоявшего из постоянных гастролей, сочинения и записей. Может быть это подспудное стремление пойти против сложившихся ожиданий Битломании, пребывавшей тогда на самом пике. Может быть это желание расширить собственный репертуар чем-т
Оглавление

N лет спустя или Ретро-фонотека: выпуск десятый

Описание сути Ретро-фонотеки читайте здесь

///

Слушая знаковые альбомы ушедших времён, мы чаще вспоминаем эти работы с теплотой и удовольствием. Но нет ли среди этих чувств другое? Вернее, не мелькает ли мысль - а что если бы во время записи случилось вот это или вот то? Так каждый из нас, думаем, не прочь был бы вернуться в прошлое, чтобы его подкорректировать...

///

-2

///

1964 ||| The Beatles 'Beatles for Sale'

-3

||| Автор: Тимур Лукиянчук |||

Только пятью месяцами ранее группа выпустила жизнерадостный A Hard Day’s Night. Надо полагать, последовавший за ним Beatles for Sale вызвал в своё время немало удивлённых взглядов. Сложно сказать, что именно привело к таким изменениям. Может быть это скопившаяся усталость от непрерывного и однообразного цикла, состоявшего из постоянных гастролей, сочинения и записей. Может быть это подспудное стремление пойти против сложившихся ожиданий Битломании, пребывавшей тогда на самом пике. Может быть это желание расширить собственный репертуар чем-то, отличающимся от сладких песен для молодых девушек. Какой бы не была причина, но в результате Beatles for Sale представляет собой самый обозлённый и агрессивный альбом в дискографии группы.

Пластинка кажется мешаниной из разнообразных песен – сочинённых членами группы и перепевок, – лишённой какой-либо стройности предшественника. Есть только сквозная линия утомлённости и усталости, проходящая через весь Beatles for Sale. Ознакомление с первыми тремя треками на альбоме лишь подчёркивает упадническое настроение, в котором словно пребывала группа. Даже их названия – «Без ответа», «Я – неудачник» и «Малышка в чёрном» – идут вразрез сформировавшему образу ливерпульской четвёрки. Они же смотрятся как прощупывание новых тем за пределами историй молодой любви. Надо полагать, знакомство членов группы с творчеством Боба Дилана и назревающий взлёт популярности фолк-рока оставили в то время свой отпечаток на творчестве The Beatles.

Подобное расширение звуковой палитры находит отражение и в первых, пока ещё робких студийных экспериментах. Вне сомнения, полной уверенности в них у группы и продюсера Джорджа Мартина было немного, поэтому ограничиваются они только оригинальным материалом, сочинённым Джоном Ленноном и Полом Маккартни. Именно там встречаются и необычные аранжировки, и гармонические абстракции, и резкие переходы – всё то, что сложно представить на том же A Hard Day’s Night. Возможно, именно поэтому на альбоме используется такое количество кавер-версий, звучащих как их раннее творчество – The Beatles боятся отпугнуть своих поклонников слишком резкими поворотами. Однако вследствие этого Beatles for Sale ощущается скорее как переходный альбом, мостик соединяющий их прежних с тем, кем они станут позднее.

Beatles For Sale by The Beatles on Apple Music
Beatles For Sale

///

1974 ||| Deep Purple 'Stormbringer'

-4

||| Автор: Иван Батура |||

Stormbringer принято повсеместно ругать или в лучшем случае существенно занижать его ценность по сравнению с предшествующим Burn. Критика опирается как на снижение песенного потенциала (ставя особняком лишь заглавный трек, который, действительно, звучит потрясающе, хоть и не долетая до уровня композиции Burn, но также отлично открывая пластинку), так и на продолжившийся уход группы от самой себя. И с этим сложно поспорить. Deep Purple стали сильно напоминать как сольное творчество Гленна Хьюза, так и то, что впоследствии Дэвид Ковердейл назовёт Whitesnake.

Что ж, попробуем вновь вникнуть в эту спорную работу. Может быть, не всё так плохо, если немного отдалиться от истории и давящей со всех сторон дискографии…

И приём срабатывает. Stormbringer в ретроспективе звучит довольно уверенно, местами просто отлично, в целом представляя довольно сильную и цельную пластинку. Можно гадать, что было бы, если:

а) именно этот диск вышел первым, а не Burn;

б) Ричи Блэкмор не ушёл из группы, примирившись с изменившейся стилистикой и попробовав найти компромиссы;

в) Хьюз и Ковердейл уступили Блэкмору, что привело бы к созданию следующего альбома, выполненного в более привычном ключе;

г) Хьюз перестал наркоманить...

Но история выстроилась именно так, как всем известно, поэтому мы просто имеем диск музыкантов, находившихся не в лучшем состоянии как люди, вынужденные идти в одном направлении, но наполненных не иссякшим запасом новых идей.

Куражно-балдёжный номер Love Don’t Mean a Thing, на котором в равных пропорциях перемешаны фанк, соул и R&B; энергичные, заводные Hold On и You Can’t Do It Right, отлично спетые двумя перебрасывающимися как в пинг-понге голосами; вполне себе хард-роковая, насыщенная, игровая High Ball Shooter, совместно с первым треком оттеняющая фанковое звучание лонгплея, внося столь желаемое консервативными фанатами «разнообразие».

Вполне неплоха и условная баллада Holy Man с куплетами, выполненными с южными акцентами, и припевами, выстроенными на госпел-взрыве. Ну а про Soldier of Fortune и говорить нечего – песня сразу же залетела в списки лучших у всех поклонников группы.

Ну и, конечно, Ричи Блэкмор, который при всей его последующей неприязни к альбому, отлично исполнил все свои партии, на что впоследствии обращал внимание и Хьюз, уверяя, что «Ричи Блэкмор чертовски фанковый, нравится ему это или нет. Он прекрасно сыграл на альбоме».

Да, это уже не Burn. Но и провалом Stormbringer назвать нельзя. Попробуйте его как блюдо вне основного меню – тут есть вкус во всех смыслах слова.

Альбом «Stormbringer» (Deep Purple) в Apple Music
Stormbringer

///

1984 ||| Bon Jovi 'Bon Jovi'

-5

||| Автор: Иван Батура |||

Ну же, признайтесь, что вас захватывает и уносит с самых первых секунд открывающая нетленка Runaway? Одна из самых знаковых песен 80-ых и у Bon Jovi, простая и стенобитная, она заставляет напрячь все чресла и тут же заняться каким-то энергичным делом, попутно подпевая и тряся седой башкой.

Да, дебютный альбом этой, в будущем прославленной рок-машины, собирающей стадионы и опустошающей кошельки своей незамысловатой, но неизменно работающей формулой, сегодня звучит безнадёжно старомодно и порой даже смешно в своей напыщенной серьёзности. И даже сам Джон Бон Джови, ретроспективно оценивая первый диск, сказал следующее:

«Мы не были хорошей группой. Мы не стали хорошей группой до третьего альбома, но у нас был барабанщик, который мог следить за временем, которое никогда не следует принимать как должное. Но я справился нормально для 22-летнего парня. До этого альбома я проработал в студии всего три года и ничего не знал о композиции вокала – когда ты берёшь слово или строчку из одного трека и собираешь их воедино. Я подумал: «Боже мой, я настолько плох, что им приходится собирать мой вокал для меня». Звукоинженер говорил: «Не волнуйся, Джон: даже Фредди Меркьюри и великие музыканты должны записывать вокал».

Но давайте попробуем посмотреть на этот альбом с другой стороны. Джон тут поёт просто потрясающе, спокойно беря любые высоты, пусть и в непростых музыкально, но сложных по части вокала, песнях. Помимо задавшей жаркий старт всей карьере Runaway на альбоме находятся и другие замечательные песни, которые с удовольствием слушаются и поныне, с классически-ностальгической душевной ноткой: романтичная She Don't Know Me; мелодраматическая Love Lies; не менее боевая, чем первый трек, Breakout, где группа начинает осваивать знаменитые хоровые подпевки; Ну и, конечно, Ричи Самбора тут уже задаёт жару – возьмите хоть его соло в Shot Through the Heart или той же Breakout.

В конечном счёте все клише, простота исполнения и подачи вполне уравновешиваются довольно последовательным хард-рок-ударом, младой страстью, искренностью, метким чувством мелодии, причём с явным перевесом в пользу последних. В результате первый альбом Bon Jovi легко превращается именно в то, что один именитый критик назвал «часто упускаемой из виду второстепенной жемчужиной из первых дней хейр-метала».

Кроме того, именно развитие всего того, что можно услышать на пластинке 1984 г., позволит группе достигнуть пика популярности и коммерческого успеха всего через несколько лет, а впоследствии начать глубже погружаться в ту жанровую нишу, которая будет ими занята. Как и безнадёжно в ней застрять. Но это уже совсем другая история…

Bon Jovi by Bon Jovi on Apple Music
Bon Jovi

///

1994 ||| Bush 'Sixteen Stone'

-6

||| Автор: Иван Батура |||

Своим дебютным альбомом Bush громко заявили о себе. И не мудрено, ибо на дворе ещё продолжала цвести эпоха гранжа, общественность и фанаты были потрясены смертью Курта Кобейна, а коллеги умело взращивали новые всходы. Звучание Sixteen Stone легко перепутать с Nirvana - недаром группа тут же, да и впоследствии, оказалась обвинена в подражании и копировании стиля легендарной умолкнувшей команды. Что ж, справедливости ради стоит отметить, что подражание действительно присутствует: сочетание тихого и громкого, взрывного и спокойного в песнях; вокал Гэвина Россдэйла, с характерными хриплыми, щетинистыми, «царапающими» оттенками, порой срывающийся в яростный крик; да и отдельные песни вроде Little Things с её барабанным рисунком, повторяющим Smells Like Teen Spirit; мрачность повествования.

Но выстрелившая популярность Bush и ценность дебюта не только в этом - именно здесь определились уникальные черты коллектива, не позволяющие просто вписать его в ряды умелых подражателей. И если открывающая Everything Zen отлично представляет альбом, но пока ещё не даёт понимания ключевых отличий, а следующие три трека больше сбивают с толку, то Comedown крутит баранку в сторону собственной дороги – мощный, пропитанный шквалистым гитарным мусорным ветром, номер с бушующими припевами. Не отстаёт от него и следующий – Body – с ползучим, как гремучая змея, риффом и атмосферой пустынного шоссе. Сердцевина альбома несёт заряд открытия нового имени – снова отличная композиция Machinehead, призывно подбрасывающая уголь в топку и ускоряющая ход пластинки. Определяющей дальнейшее развитие «мягкой», условно романтической стороны группы выступает плавная Glycerine с ведущей мелодической линией вокала.

Дальнейшие работы Bush будут демонстрировать как раз формирование собственного стиля и в этом смысле группа не изменит себе ни разу – в настоящее время коллектив с его девятью альбомами можно уверенно поставить на одну полку с классическими и прославленными именами 90-ых, в первую очередь, как мастерских продолжателей золотого времени, всё ещё доставляющих его сияние в наши странные дни.

Sixteen Stone (Remastered) by Bush on Apple Music
Sixteen Stone

Источник изображений: www.discogs.com, Яндекс.Музыка, КиноПоиск

|||

← Читайте предыдущий выпуск ретро-фонотеки