Найти тему

Кто хуже диснеевских принцесс? Часть 3

Первую часть читайте здесь:

Кто хуже диснеевских принцесс? Часть 1.
Секретные материалы XXI века8 ноября 2024

А вторую здесь:

Кто хуже диснеевских принцесс? Часть 2
Секретные материалы XXI века9 ноября 2024

Сказочных главных героинь, особенно принцесс из диснеевских мультфильмов, часто обвиняют в том, что они ничего не делают и только ждут принцев, сбрасывая на них решение своих проблем, и считается, что такие героини могут стать плохим примером для девочек. Но еще более сомнительный пример юным зрительницам могут подать женские персонаж второго плана, которые становятся женами главных героев после того, как те получат отказ от главных героинь.

Влюбленные девушки, соглашающиеся на брак с мужчинами после того, как они годами не обращали на них внимания и вспомнили об их существовании лишь после того, как не смогли завоевать других девушек, в которых сами были влюблены, встречаются в самых разных художественных произведениях – и в сказках, и в детских реалистических повестях и романах, и в серьезных взрослых книгах и фильмах. Романически настроенная читательница и зрительница вполне может воспринять таких героинь, как примеры для подражания, и в итоге оказаться в более чем незавидной ситуации – замужем за человеком, который относится к ней, как ко второму сорту, поскольку она сама согласилась стать для него «вторым номером».

К счастью, даже среди произведений с подобными женскими персонажами есть и такие, где жизнь этих героинь показана без прикрас. Правда, таких историй написано и снято немного, но можно вспомнить, к примеру, фильм «Кровь и песок», снятый по одноименному роману испанского писателя Висенте Бласко Ибаньеса. В самом романе героинь, сознательно ставших «вторыми номерами» нет – в нем главный герой, матадор Хуан, изначально женат на женщине по имени Кармен, но встречает роковую красавицу донью Соль и заводит с ней роман, и его жену в этой ситуации можно упрекнуть лишь в том, что она, узнав о его измене, не рассталась с ним. В фильме же акценты довольно сильно смещены: там Хуан знакомится с доньей Соль и влюбляется в нее еще в юности, а позже, убедившись, что она относится к нему, как к забавной игрушке, делает предложение своей подруге детства Марте – и получает ее согласие, хотя она и знает о его похождениях с доньей Соль.

Любовные треугольники могут складываться и на арене для корриды (фото из Википедии)
Любовные треугольники могут складываться и на арене для корриды (фото из Википедии)

Дальше, как и следовало ожидать, Хуан на работе гоняется за быками, а в свободное время за своей возлюбленной, которая то приближает его себе, то снова отталкивает, а Марта молча терпит его походы налево. Однако, в отличие от героинь других произведений, оказавшихся в подобном положении, в Марте, в конце концов, пробуждается гордость, и когда Хуан, в очередной раз отвергнутый любовницей, возвращается к ней, она заявляет, что они расстаются – потому что у нее уже нет сомнений, что как только донья Соль снова поманит его к себе, он опять вприпрыжку побежит к ней в постель.

В финале фильма Хуан, все-таки надеющийся помириться с Мартой, посвящает ей очередной бой с быком, но погибает во время этого боя. Но если бы этого не случилось, а Марта решила бы в очередной раз простить любящего другую женщину супруга, можно не сомневаться, что все вернулось бы на круги своя: Хуан продолжил бы изменять жене с доньей Соль, а жена так и осталась бы для него «запасным вариантом» на то время, когда любовница не хочет его видеть.

Тем не менее, в фильме «Кровь и песок» о таком варианте развития событий, по крайней мере, было сказано прямым текстом, что позволяет его зрителям сделать соответствующие выводы. В других кинокартинах с героинями, выбравшими роль «второго номера», негативная сторона их выбора обычно замалчивается, однако те, кто их смотрит, все чаще сами приходят к мысли, что таких героинь не ждет ничего хорошего. Один из таких фильмов, о котором уже несколько лет не утихают споры на многих интернет-площадках – это советская мелодрама «Не могу сказать прощай». Ее главный герой игнорирует влюбленную в него «серую мышку» Лидию и выбирает в спутницы жизни яркую красавицу Марту, но позже, когда он, получив травму позвоночника, лишается возможности ходить, Марта бросает его, а Лидия, узнав о случившемся, приезжает к нему и в прямом смысле слова снова ставить его на ноги.

Создатели этого фильма были уверены, что его концовка воспринимается однозначно: теперь у Лидии с Сергеем будет счастливая семейная жизнь, а о Марте главный герой даже и не вспомнит. Но современные зрители часто в этом сомневаются и высказывают мнение, что если главный герой и останется с Лидой, то только из благодарности, что любить он все равно будет Марту и будет, как минимум, мечтать о том, чтобы вернуть ее, и возможно и уйдет к ней, когда окончательно поправится. Лидию же сторонники этой точки зрения считают недостаточно гордой и любящей себя. Не потому, что она стала помогать инвалиду вылечиться – это как раз нормальный поступок любящего человека, а потому что, кроме этого, еще и начала с ним любовные отношения, хотя и знала, что у него к ней никаких чувств никогда не было и что если бы он был здоров, то и не подумал бы отвечать ей взаимностью.

В общем, взрослые женщины при просмотре фильмов и чтении книг с «запасными» героинями, вполне могут отнестись к идее этих произведений скептически. А вот молодые девушки и маленькие девочки, читающие сказки и любовные истории с подобным посылом, вполне могут «повестись» на этот посыл и в итоге оказаться в незавидной роли «второго номера» рядом с мужчиной, которому не удалось заполучить «номер первый». И такая ситуация точно не лучше, чем долгие «ожидания принца», на которые девочек ориентируют диснеевские мультфильмы про принцесс – причем, а отличие от принцесс, героинь, ставших «запасными вариантами», никто никогда не критикует.

Впрочем, это совершенно не означает, что сказки и мелодрамы с «запасными вариантами» надо запрещать и прятать от «неокрепших умов», как это, опять же, предлагают сделать с диснеевскими мультиками самые радикальные критики. В это нет смысла: запрет только подогреет интерес к подобным историям, и девочки точно найдут способ с ними ознакомиться. А вот что действительно было бы правильно сделать, так это обсуждать с детьми любые книги и фильмы, в том числе продвигающие сомнительные идеи, причем обсуждать так, чтобы юные умы сами поняли, что с этими идеями «что-то не так» - хоть с идеей ожидания принца, хоть с выбором быть для любимого человека «вторым номером».

Татьяна Минасян